Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие форм (источников права) 5
2. Виды нормативно правовых актов 9
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ111.docx

— 73.21 Кб (Скачать)

Взаимосвязь права и религии  достаточно распространена в современном  мире. Система традиционного права  проникнуты религиозными началами и  принципами. Правовые системы стран  Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако здесь  право и религия не противостоят друг другу абсолютно. Некоторые  нормы права по-прежнему находят  в религии нравственные опоры. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального  общения людей, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого  общежития.

История показывает, что государственное  разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользу праву  и правовому порядку, ибо в  конечном свете и право и религия  призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия.

 

Принципы международного права – это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством. Так, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».13

Принципы международного права  выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных  отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Широко признано, что  принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем  порядке или по соглашению.

 

Широкому  использованию нормативно-правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения  потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения  выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком  нормативно-правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативно-правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативно-правовые акты принимаются в рамках специальной  процедуры, для большинства из них  в законодательном порядке установлено наименование.

Нормативно-правовой акт – это «кирпичик» действующей в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение».14 Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных  органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия  для конкретных субъектов (акт о  регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные  акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны  для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).15

Таким образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых актов:

1) нормативные  акты есть результат правотворческой  деятельности компетентных органов  и должностных лиц государства,  а также уполномоченных на  то общественных объединений и организаций;

2) они  содержат в себе общеобязательные правила поведения (нормы);

3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

4) принимаются  и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют  строго определенную документальную  форму и реквизиты, порядок  вступления в силу и сферу действия;

6) направлены  на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время  как акты применения норм права  касаются в основном лишь конкретных  жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны  на постоянное либо длительное  действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию;

8) нормативные  акты не персонифицированы, адресуются  либо ко всем, либо к неопределенно  большому числу субъектов, а  акт применения правовой нормы  имеет конкретного адресата; 9) может  быть быстро изменен или отменен  в зависимости от социальных  потребностей, ибо позволяет адекватно  отражать юридически значимые  реалии.

 

  1. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

Действие нормативно-правовых актов  во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других актов. Например в России действует Федеральный закон от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

Официальным опубликованием актов, принимаемых  законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях, а также в определенных газетах. Названные акты публикуются в установленный в законе срок после их принятия. Официальные издания имеют и другие государственные органы.

Все акты нормативного характера вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие (В России — на всей территории по истечении десяти дней). Часто принимаются специальные постановления о введении акта в действие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное, значение. В них могут содержаться поручения правительству о разработке подзаконных актов, конкретизирующих закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться перечни актов, которые утрачивают силу; даваться указания о судьбе отношений, сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу; определяться круг субъектов, уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения.

Акты, не имеющие общего значения, могут быть не опубликованы, а направлены соответствующим органам и организациям для доведения до сведения всех учреждений и лиц, на которых распространяется их действие. Эти акты вступают в силу с момента получения их государственными органами и общественными организациями, если не установлен иной срок введения их в действие.

Постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с момента их принятия. Такой порядок установлен в большинстве государств, хотя могут быть и иные правила.

Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или по получении адресатами.

Решения по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями вступают в силу с момента их опубликования или оповещения населения по радио, телевидению.

 

Важное значение имеют не только сроки, но и способы «вступления  в силу» или «введения в действие» нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловленная невозможностью (технически, организационно ввиду отсутствия современных средств связи) одновременного обнародования принимаемых нормативно-правовых актов.

Во Франции, например, длительное время  действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 года), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно по всей территории страны, а постепенно, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в главный город округа очередного номера журнала «Journal official», в котором излагалось содержание данного акта.

Однако даже тогда, когда во многих странах, в силу объективных причин широко была распространена практика постепенного введения в действие закона, преимущество все же признавалось за системой одновременного вступления в силу закона на всей территории государства. При этом отмечалось лишь одно «неудобство», а именно — что при установлении «слишком краткого срока» возникало, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. С другой стороны, при определении слишком длительного срока введения в действие закона возникала чреватая негативными последствиями необходимость оставлять данный нормативный акт долгое время без действия.

Вывод, к которому приходили правоведы  того времени относительно преимуществ и недостатков систем одновременного и постепенного вступления в силу законов, сводился к тому, что «сравнительная ценность той и другой системы обуславливается величиною государства и культурою страны» В настоящее время ситуации коренным образом изменилась. Система одновременного (по всей территории) введения в действие закона получила повсеместное и неоспоримое признание.

 

Существуют  три способа прекращения действия нормативных актов во времени:

а) указание срока, в течение которого акт будет действовать;

б) отмена данного акта;

в) замена данного акта другим, регулирующим фактически те же вопросы.

К сожалению, последний способ получил значительное распространение. Поскольку при  этом перечни актов, утративших силу, не составляются или составляются с  опозданием, практика поставлена в затруднительное положение.

Из общих  правил действия нормативных актов  во времени есть два исключения. Иногда (скорее, в сфере гражданского права) отмененные акты продолжают как  бы регулировать существующие отношения, так как необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым законодательством. Это так называемое переживание нормативного акта. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде исключения) распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Это обратная сила закона. Обратная сила придается закону только законодателем.

По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного деяния, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен.

Презумпция  непризнания обратной силы закона действует  не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что «закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы»16. Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

 

Действие нормативных актов  в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Действие некоторых нормативно - правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых других отраслей права.

Информация о работе Источники права