Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие источников права и их виды. Источники права в РФ.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Файлы: 1 файл

основы права.docx

— 41.39 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение»

 

 

Тема: Источники права

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2014 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1. Понятие источников права и их виды. Источники права в РФ.

 

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.     

1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.     

2. Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.     

3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).     

4. Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).     

5. Доктринальные тексты - это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко основывают свои решения на трудах английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII-XIV в. труды арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.     

6. Общие принципы права - это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств, при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая, возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона.      

7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.      

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.     

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

  • Различаются:

    • конституция - основной закон государства;

    • конституционные законы;

    • обыкновенные законы;

    • подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

 

Основным видом формы права в России выступают нормативные акты.

Под нормативными актами понимают акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, "привязанных" к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.

Однако в реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них одновременно включены и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников - это принадлежность к той или другой отрасли права: конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое основание - деление нормативных актов по субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций; акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.

Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативного акта к тому или другому виду служит его юридическая сила.

Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству.

Общему построению системы законодательства в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

 

 

Вопрос 2. Виды нормативно-правовых актов, иерархия и соподчиненность.

 

Нормативные акты принято разделять на два вида: законы и подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта, а юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объемом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймете.)Законы.

В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения — иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны — Федеральное Собрание — парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путем референдума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации — Основной закон.

Закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений.

Все законы Российской Федерации по масштабам своей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен — только территория субъекта Федерации).

В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», если говорить образно, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина, или, как обычно говорят, субординация (соподчинение).

По своей значимости, или, иначе говоря, по положению в иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы:

1) на самой вершине  находится Конституция РФ —  Основной закон: ни один нормативный  акт, принимаемый в стране, не  может противоречить Конституции, в противном случае он не  имеет юридической силы и подлежит  отмене;

2) на ступеньку  ниже (т. е. обладают меньшей юридической  силой) располагаются федеральные  конституционные законы, которые  регулируют вопросы, относящиеся  к правовым основам государства, государственного строя, или, как  говорят, к предмету ведения Конституции  РФ,— Закон «О чрезвычайном  положении», Закон «О выборах  Президента РФ», Закон «О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания РФ», Закон  «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в  Конституции (например, гл. 4, 5), но в  общих чертах; конституционные законы  помогают сделать это глубже, детальнее.

Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене;

3) третья группа  — текущие (или обычные) федеральные  законы, которые регулируют всю  массу остальных важнейших вопросов  жизни общества. Это, например, Гражданский  кодекс РФ («кодекс» в буквальном  смысле — «собрание законов», в современном понимании это  закон, в котором объединены и  систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли  права; в Гражданском кодексе  РФ, в частности, собраны все самые  важные нормы, регулирующие имущественные  и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, Закон «Об акционерных  обществах» и др. Текущие федеральные  законы не должны противоречить  двум предыдущим видам — Конституции  РФ и конституционным федеральным  законам.

Следует коротко сказать о соотношении федеральных законов и законов субъектов РФ.

Поскольку мы живем в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов РФ. Конституция РФ (чтобы устранить соперничество) в ст. 71—76 строго разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции).

Знакомясь с содержанием названных статей, вы встретите термин «предметы ведения». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ. Конституция четко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что — в ведении ее субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида:

1) есть предметы  ведения РФ; понятно: к ним относятся  те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются  федеральной властью (см. ст. 71 Конституции  РФ). По предметам ведения РФ  принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут  им противоречить;

2) есть предметы  совместного ведения РФ и субъекта  РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются  совместно федеральной государственной  властью и властями субъектов  РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции  РФ). По предметам совместного  ведения издаются федеральные  законы и законы субъектов  РФ. Понятно, что законы субъектов  РФ не могут противоречить  федеральным законам, принятым по  предметам совместного ведения;

3) наконец, вне пределов  ведения РФ, а также совместного  ведения субъекты РФ осуществляют  свое собственное правовое регулирование  — принимают свои законы (или  подзаконные акты). И вот тут-то  в случае противоречия между  федеральным законом и законом  субъекта РФ действует закон  субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, если  субъект РФ в пределах своей  собственной правовой компетенции  издает нормативный правовой  акт, скажем, об устройстве музея  национального искусства, то федеральный  закон не может отменить этот  акт по вполне обоснованной (в  правовом смысле) причине: этот вопрос  не является предметом ведения  РФ. Однако — обратите внимание  — ни один закон (или подзаконный  акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете.

Подзаконный акт — удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др.— в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде всего Основным.

Информация о работе Источники права