Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие форм (источников права) 5
2. Виды нормативно правовых актов 9
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ111.docx

— 73.21 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие форм (источников права)                                                                   5

2. Виды нормативно правовых актов                                                                 9

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц                                                                                                                30

Заключение                                                                                                             38

Список используемой  литературы                                                                      40

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная  курсовая работа будет посвящена  различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права. Проблема источника права – едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине.

Во все  времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?

Существует  много точек зрения на природу  права. И можно выделить два основных направления:

1. - Право – естественный продукт человеческой истории;

2. -Право – искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Вопросы источников, природы права принадлежат  к числу «вечных», т.к. человек  на каждом из витков своего индивидуального  и общественного развития открывает  в праве новые качества, новые  аспекты соотношения его с  другими явлениями и сферами  жизнедеятельности общества.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о  праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в  качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства  и права в рассматриваемом  вопросе описывается формулой «содержание  права создается обществом, форма  права – государством»1. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Представители естественно-правовой доктрины полагают, что природа вписывает в сознание людей их основные права и свободы. Такие права и свободы получили название неотчуждаемых от человека, естественных. Их происхождение невозможно не понять, не объяснить вне человека, поскольку они – его неотъемлемое свойство, атрибут.

Таким образом, даже беглый взгляд на вопрос показывает, что существуют самые различные подходы к  объяснению источников права.

 

  1. ПОНЯТИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

 

Понятие «источник права» существует много  веков. Столетиями его толкуют и  применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Право, как  целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности  структуры содержания, они представляют собой способы организации права  вовне.

А.В. Малько дает следующее определение формы  права: «формы права – это способ выражения вне государственной  воли, юридических правил поведения2

С помощью  формы, право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.

Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально  закрепляющих правовые явления и  позволяющих субъектам права  ознакомиться с их реальным содержанием  и пользоваться ими.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как  содержание права организовано и  выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник  права определяется в юридической  литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения.

Об источниках права говорят, имея в виду факторы, влияющие на появление  и действие права. Таковыми выступают  правотворческая деятельность государства, воля господствующего класса (всего  народа) и в конечном счете материальные условия жизни общества. Об источниках права пишут также в плане  познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. Однако есть и более узкий смысл понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

 

Содержание  и форма права не являются результатом  произвольного конструирования  законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

В правоведении различают следующие виды источников права:

  1. Источник права в материальном смысле.
  2. Источник права в идеальном смысле.
  3. Источник права в специальном юридическом смысле.

Материальные  источники коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.3

Таким образом, источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности  и т.п.

Однако  общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем  в соответствии с уровнем его  правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать  влияние особенности международной  и внутриполитической обстановки, некоторые  иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права  в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих  содержание норм права, т.е. правосознание.

Результат идеологического осознания объективных  потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих  процедур получает объективированное  выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права.4 В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник – есть собственно форма права.

Названные три источника лишь в самой  общей форме показывают систему  правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта  система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и  национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни  из них находятся вне правовой системы, другие – внутри ее, обеспечивая  правовой системе внутреннюю согласованность  и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания  людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев  населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

Следует особо отметить, что представления  об источниках права, так же как и  об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились  в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив  какую-либо практическую значимость, сохранили  лишь историческую ценность. Среди  последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом — сенатусконсульты.

Разумеется, формы (источники) права варьировались  и варьируются в зависимости  не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем.

Таким образом, в разных правовых системах различные  формы (источники) права всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную роль. Однако, несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с не правовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на общественные отношения и различные общественно-политические институты

 

 

  1. ВИДЫ НОРМАТИВОНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Нормативный правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права прежде всего связан с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.5

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

Система нормативно - правовых актов  в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Конституция — это акт, обладающий высшей юридической  силой и регулирующий основы организации  государства и общества, а также  основы взаимоотношения государства  и гражданина. Конституция обладает учредительныхм характером. Это ее свойство проявляется в том, что  ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно  всех иных нормативных правовых актов  государства.

 Особенности  конституции предопределяется также  тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо  юридической сущности конституция  имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства — итог социального  компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов.

Конституция имеет политические содержание. В  ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной  власти, основы взаимоотношений между  гражданами и государством, между  элементами политической системы.

Закон —  это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом  или принимаемый путем народного  голосования для регулирования  важнейших общественных отношений.

Признаки  закона:

а) представляет собой нормативное выражение  воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается  законодательными (представительными) органами или принимается путем  референдума — всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) закон  обладает наибольшей юридической силой  среди других правовых актов;

д) закон  принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон  характеризуется наибольшей стабильностью  и длительностью существования, действия.

Законы  в Российской Федерации делятся  на две группы: законы, принимаемые  на федеральном уровне и законы субъектов  Российской Федерации. На федеральном  уровне следующие виды законов: федеральные  конституционные законы, обычные (или  текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации  международных договоров.

Информация о работе Источники права