Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие форм (источников права) 5
2. Виды нормативно правовых актов 9
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ111.docx

— 73.21 Кб (Скачать)

Однако, существует мнение, которое, например, выражает С.Л. Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая.

Тем не менее, можно найти пример, когда из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная  норма не была нигде записана очень  долго, пока не вошла в регламент  Верховного Совета, а далее –  в Конституцию РФ 1993 года.

Подводя итог характеристики правового  обычая, можно сделать вывод, что  правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Причем, его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путём восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой.

Следует заметить, что для социологической  школы права, которая видит в  праве продукт народного сознания, характерно преувеличение роли обычая как источника права.

Юридический позитивизм, наоборот, считает  обычай устаревшим источником права, не имеющим существенного практического  значения в современной жизни.

 

Судебный прецедент – это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, особенно в англосаксонской правовой семье (Великобритания, США).

Судебный прецедент признавался  источником права еще в Древнем  Риме. Решения преторов и других магистратов по конкретным делам  считались там обязательными  образцами для решения всех аналогичных  дел. В результате сложилась целая  система преторского права.

Однако, родиной прецедентного  права считается Англия. Общее  право здесь создавалось королевскими судами, и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В основе судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу.

В Англии сложились следующие правила и пределы действия прецедента:

а) решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для  всех судов и для самой Палаты лордов;

б) решения, принятые Апелляционным  судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов;

в) решения, принятые Высшим судом  правосудия, обязательны для низших судов.

В США отношение к прецеденту как источнику права более  упрощенное, здесь вполне допускается  изменение судебной практики.9

Сила судебного прецедента как  источника права вытекает из того, что всякий суд связан решениями  всех вышестоящих судов, которые  не могут оспариваться, однако в  толковании прецедента судья обладает полной свободой.

Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям  и поэтому могут более отражать требования справедливости, чем общие  и абстрактные нормы закона.10

Критики признания судебного прецедента источником права ссылаются на то, что решений судей по конкретным делам накапливается с течением времени такое количество, что  неспециалист не в состоянии ориентироваться  в море этих юридических документов, что здесь возможен произвол и  злоупотребление должностных лиц.

Напротив, сторонники прецедентного  права критикуют нормативные  системы за консерватизм, неспособность  адекватно и вместе с тем оперативно реагировать на события, происходящие в жизни общества.

В странах романо-германской системы  права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая  деятельность является прерогативой законодателя, а также правительственных или  административных властей, уполномоченных на это законодателем.

Отечественная юридическая наука, в частности С.С.Алексеев, считает, что судебный прецедент не может  быть полноценным источником права. Он не должен устанавливать первоначальные  нормы, вносить дополнения и исправления  в общие нормативные предписания. Его роль чисто служебная, вспомогательная  – конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с учетом данной обстановки в рамках применения права.11

Однако, элементы прецедентного права  имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, руководящие  разъяснения которых кладутся в  основу решений конкретных юридических  споров всеми нижестоящими судебными  органами. Кроме того, решения Конституционного Суда по конкретным делам приводили к прекращению определенных правоотношений.

С развитием и укреплением судебной системы в России, судебный и административный прецеденты, по-видимому, получат новый  импульс в своем развитии. Прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе  быть более гибкой.

 

Нормативный правовой договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное изъявление воли правотворческих органов, которым образуется правовой акт. Это такой документ, в котором содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Нормативно-правовые договоры имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве.

Нормативно-правовой договор характеризуется  тем, что его участники добровольно  вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его  содержания. Примером такого договора может служить Федеративный договор  «О разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»  от 1992 года.12 Уже в преамбуле Договора оговаривается добровольность его заключения. В частности, в ней провозглашается, что стороны стремятся к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и их эффективного осуществления.

Признавая за федеральными органами государственной власти Российской Федерации указанный в Договоре перечень полномочий, тем самым республики берут на себя обязательства не вторгаться в эту сферу ведения федеральных органов. В свою очередь центр признает за ними всю полноту государственной власти на своей территории, кроме полномочий, отнесённых к ведению федеральных органов государственной власти. Этим самым он принимает на себя обязательство не присваивать полномочия республик.

В области трудового права значительную роль в качестве источника права  играет коллективный договор. Коллективный договор – это правовой акт, нормативно регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между руководителем и трудовым коллективом конкретного предприятия, учреждения, организации. Правовые нормы такого договоры будут обязательны для всех представителей администрации и работников как нынешних, так и принятых на работу впоследствии.

Таким образом, можно выделить следующие  свойства нормативно-правового договора:

1) содержит норму общего характера;

2) добровольность заключения;

3) общность интереса;

4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем  существенным аспектам договора;

6) эквивалентность и, как правило, возмездность;

7) взаимная ответственность сторон  за невыполнение или ненадлежащее  исполнение принятых обязательств;

8) правовое обеспечение.

В отличие от договоров-сделок, нормативный  правовой договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его  содержание составляют правила поведения  общего характера – нормы.

В отличие от других источников права, нормативно-правовые акты наиболее полно  и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

 

Правовая доктрина –- это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых

В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в  английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться  на труды известных юристов в  обоснование принятого судебного  решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских  государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская  религиозная правовая доктрина).

В романо-германской семье в правовой доктрине вплоть до XIX в. доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII-XVIвв. Это объясняется тем, что в европейских университетах той поры главным образом преподавалось римское право, которое считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем не менее, университеты успешно приспосабливали римское право к новым отношениям.

В англосаксонской семье доктрине не придавали столь значительного веса при оценке ее в качестве источника права, как это имело место в романо-германской семье.

В России в юридической практике широко используются научные комментарии  к различным кодексам, но они применяются  как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при  разрешении судебных споров и при  обосновании принятых решений нельзя. Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется  в том, что она создает понятия  и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая  наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менее осознанно,  но им приходится становиться на сторону той или иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.

 

Священные книги - различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных.

Религиозные нормы, как думают многие, в современном мире уже не являются тем «законом свыше», который детально регламентировал человеческую жизнь в прошлом. Но это совсем не так и нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они  стоят на первом месте среди источников права.

Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систему Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права. Создание дхармашастр послужило переплетению норм морали, обычного права и религии.

Единство религиозных и правовых предписаний характерно для нормативных  систем мусульманских государств. Это  объясняется прежде всего общим  происхождением правовых и религиозных  предписаний ислама. Так главным  источником мусульманского права и  не юридических норм признаются Коран  и Сунна в основе которых якобы  лежит божественное откровение. Они  закрепляют прежде всего догматы  веры, правила религиозного культа и морали, которые определяют содержание мусульманского права в юридическом смысле. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение.

Информация о работе Источники права