Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.
Введение ………………………………………………..……………………………3
Глава 1. Понятие и классификация источников (форм) права
1.1. Понятие источников (форм) права ……………………………………………5
1.2. Классификация источников (форм) права ……………………………………7
Глава 2. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права и их классификация
2.1. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права……………..….10
2.2. Классификация нормативно-правовых актов………………………………..14
Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов
3.1. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………..25
ПЛАН:
Введение ………………………………………………..…
Глава 1. Понятие и классификация источников (форм) права
1.1. Понятие источников (форм) права ……………………………………………5
1.2. Классификация источников (форм) права ……………………………………7
Глава 2. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права и их классификация
2.1. Нормативно-правовые акты
как источники (формы) права………
2.2. Классификация нормативно-правовых актов………………………………..14
Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов
3.1. Систематизация нормативно-
Заключение…………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………..
Введение
Данная курсовая работа посвящена различным формам (источникам) права, существующим на протяжении уже многих лет. Полагаю, тема курсовой работы является актуальной, потому что формы (источники) права это обязательный компонент правовых знаний человека, изучающего юриспруденцию. Источники права показывают, говоря обыденным языком, откуда берется право, как оно действует и существует. Также по источнику явления судят и о самом явлении, а это немаловажно.
Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего общего понятия источника права, считается недостаточным. На протяжении долгих лет подход советских ученых к вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число исследований источников права в отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение объяснимо: признавая единство формы и содержания в праве, советские ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его социально-классовых аспектов. Это объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной классовой сущности буржуазного и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д. Третьей особенность подхода к данному вопросу являлись его ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие система источников права обычно заменялось понятием система законодательства.
Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.
Глава 1. Понятие и классификация источников (форм) права
Для того чтобы стать реальностью
и успешно выполнять присущие
праву регулятивные, воспитательные
и иные функции, оно, так же, как
и государство, должно иметь свое
внешнее выражение. В отечественной
и зарубежной литературе это внешнее
выражение права в одних
Форма права показывает, как содержание права организовано и выражено во вне (то есть определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов юридической формы, иными словами, как более узкого самостоятельного явления), а источник права – истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Под источником также следует понимать три фактора: в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.), в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.), в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Отсюда и существующие разногласия по поводу употребления терминов форма или источник права. Но в современной теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, в том числе в дореволюционной литературе, наиболее распространенным является вывод, что понятие источник права – это синоним понятия формы права. Поэтому в учебных курсах по теории права можно встретить такое обозначение темы «формы (источники) права». В этом контексте говорится и о видах источников права. При этом имеется в виду разновидность формы права (акты государственных органов, прецедентные решения судов и т.д.). В настоящей работе форма права будет рассматриваться как синоним источника права, т.к. мы не будем придавать принципиального значения тем незначительным по своему характеру смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины форма и источник права.
Итак, в истории правовой мысли и на современном этапе развития представлений о праве можно встретить разнообразные подходы к объяснению их сущности и природы. Так, по мнению А.М. Васильева «форма (источник) права обозначает форму реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в нормах права» (4). В.С. Нерсесянц называет источниками права «как социальные факторы, определяющие содержание правовых норм, и государство как ту силу, которая творит право, так и источники информации о праве» (10). А.Б. Венгеров представляет такое понимание источника права – « как объективированного закрепления и проявления содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и других источниках» (5).
Словом, мы убедились в
том, что и здесь существуют разные
подходы к определению
1.2. Классификация источников (форм) права
Какие же источники права существуют? Все они права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).
В отдельные исторические
периоды источниками права
Также следует упомянуть о доктрине и религиозных текстах. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII-XIX вв. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение.
Следующая форма права
это нормативно правовой акт. Нормативно
правовой акт — властное предписание
государственных органов, которое
устанавливает, изменяет или отменяет
нормы права (закон, кодекс, постановление,
инструкция и др.) Он является одним
из основных источников права современного
государства, преобладающей формой
правового регулирования
Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность. Разумеется, они варьировались и варьируются не только в зависимости от этапов развития общества, государства и права, но и в зависимости от особенностей самих правовых систем. Сравнивая между собой, например, романо-германскую правовую семью и семью общего права, известный французский юрист - теоретик права Р. Давид не без оснований отмечал, что если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов - парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях» (6).
В этом вопросе мы рассмотрели
понятие и классификацию
Также необходимо упомянуть о том, что каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
Глава 2. Нормативно правовые акты как источники (формы) права и их классификация
2.1. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Его определения за прошедшее столетие не претерпели принципиальных изменений. Мы рассмотрим несколько вариантов из их множества. Согласно юридическому энциклопедическому словарю нормативно правовой акт - «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений» (3). Имеются не только научные, но и официальные определения нормативного правового акта. Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» (2). Конечно, понятие нормативно правового акта во втором случае раскрыто более точно и подробно, нежели в первом, однако смысл в них заложен одинаковый, нет никаких существенных различий между формулировками.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.
Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты» (1).