Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.
Введение ………………………………………………..……………………………3
Глава 1. Понятие и классификация источников (форм) права
1.1. Понятие источников (форм) права ……………………………………………5
1.2. Классификация источников (форм) права ……………………………………7
Глава 2. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права и их классификация
2.1. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права……………..….10
2.2. Классификация нормативно-правовых актов………………………………..14
Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов
3.1. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………..25
Инкорпорация бывает официальной, официозной и неофициальной. Официальная – означает издание сборников действующих нормативно правовых актов компетентными органами либо правотворческим органом, либо официально уполномоченным органом. В отличии от официальной, неофициальная инкорпорация представляет собой собрание законодательства, которые издаются организациями, издательствами или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов. И официозными признаются сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения.
Следующая форма систематизации это кодификация. Кодификация – «деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений» (3). Кодификация всегда носит официальный характер. В ее процессе отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификации присущи следующие признаки: ею занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий. Она также представляет собой деятельность, которая направлена на создание нового нормативно-правового акта, включающего нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших. Кодификационный акт является сводным актом, соединяющим воедино нормы различных актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений. Они рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они по содержанию и наименованию подразделяются на несколько основных видов:
1) Основы законодательства - такая модель кодификационного акта, которая устанавливает важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. В федеративных (союзных) государствах основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
2) Кодекс – традиционная форма кодификационного акта, детально регулирующего определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Создание кодексов - один из эффективных путей решен проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.
3) Устав – нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (устав железных дорог, общественные уставы).
4) Положение - это нормативно-правовой
акт, детально
5) Правила – нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
И так, мы можем сделать
вывод о том, что кодификация
представляет собою наиболее сложную
и совершенную форму
Согласно юридическому энциклопедическому словарю консолидация – «это форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, регулирующих одну и ту же область общественных отношений, в единый свод без изменения содержания» (3). Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
В заключение этого вопроса можно с уверенностью сказать, что систематизация очень важна для правильного использования и нахождения нормативно-правовых актов. Она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, а также она является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную систему законодательства. В связи с этим можно понять, что систематизация просто необходима.
Заключение
Понятие «источник права»
употребляется на протяжении многих
веков и естественно, что за такой
долгий период своего существования
оно трактовалось разными правоведами
по-разному. И связано это было
с разными условиями и
- во-первых, служить для выражения нормативно-закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
- во-вторых, чтобы политическая власть народа была закреплена и обеспечена этой формой права;
- в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными;
- в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и последующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.
История человеческого общества выработала следующие источники права: нормативно-правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, правовая доктрина, нормативный договор. Их состав и система, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.) Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют судебные прецеденты. Нередко при решениях судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. При рассмотрении вопроса о нормативно-правовых актах как источниках права мы пришли к выводам, что по сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
При изучении вопроса о систематизации нормативно правовых актов в нашей работе было определено, что активизация правотворческой деятельности и связанная с нею устойчивая тенденция увеличения массива нормативных правовых актов обусловливают необходимость совершенствования их систематизации. Посредством систематизации выявляются и устраняются противоречия в законодательстве, производится его упорядочение. В данном аспекте эти два вида деятельности могут рассматриваться как изначальное (подготовка проектов новых актов) и последующее (приведение правовых нормативных актов в соответствие с новыми законодательными актами) правотворчество. Задача систематизации как правотворческой деятельности - упорядочение законодательства, выявление негативных тенденций в его развитии, подготовка предложений об их устранении.
Итак, в каждой стране, в
зависимости от истории ее развития,
особенностей этой истории, национальных
традиций, общей и правовой культуры
и т.д., принята та или иная совокупность
источников права, установлена их иерархия.
Формы (источники) права имеют исключительно
большое значение для укрепления
законности в правовом государстве.
И юридическая наука призвана
своевременно, готовить пригодные рекомендации
по улучшению форм права, а практика
должна умело реализовать предложения
ученых в целях создания гибкой,
динамичной и эффективно функционирующей
системы источников права. От качества
этой системы права зависит
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. - М.: Юрист, 1993. – 48 с.
2. Постановление Пленума ВС РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону». Законодательство России [Электронный ресурс].
3. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Книжный мир, 2007. – 792 с.
4. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: 1976. – 167 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
6. Давид Р. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. М.: Международные отношения, 1999. – 400 с.
7. Колюшкина Л.Ю., Лавриенко Н.И., Смоленский М.Б. Теория государства и права: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Издательский центр «МарТ», 2004. – 304 с.
8. Кузьмин В.П. Теория
государства и права. Учебное
пособие. Хабаровск:
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 640 с.
10. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов. М., 2002 г. – 832 с.
11. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов ВУЗов.- М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. – 563 с.
12. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. – М.: Новый Юрист, 2002. – 240 с.
13. Сухарев А.Я. Юридический
энциклопедический словарь.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведениях / Под редакцией профессора В.Г.Стрекозова – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. – 384 c.