Источники (формы) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ источников (форм) права. В задачи работы входит следующее: соответственно определение понятия и сущности источников права, их классификация. Изучение нормативно правовых актов как источников права, анализ классификации нормативно правовых актов, и наконец, в четвертом вопросе данной работы мы рассматриваем их систематизацию.

Оглавление

Введение ………………………………………………..……………………………3
Глава 1. Понятие и классификация источников (форм) права
1.1. Понятие источников (форм) права ……………………………………………5
1.2. Классификация источников (форм) права ……………………………………7
Глава 2. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права и их классификация
2.1. Нормативно-правовые акты как источники (формы) права……………..….10
2.2. Классификация нормативно-правовых актов………………………………..14
Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов
3.1. Систематизация нормативно-правовых актов……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

  Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок в обращении, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Мы также должны упомянуть, что нормативно правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с  общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком  отдельного документа, сколько характеризует  систему актов. Тем не менее, этот признак - один из основных, так как  только в связи с ним нормативные  правовые акты и могут выполнять  стоящие перед ними задачи. Так, М.Н. Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности» (9). Нам следует отметить, что нормативно правовые акты как формы права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют. Проведем наглядно ряд сравнений нормативно правового акта с вышеперечисленными источниками права.

 Нормативно-правовые  и индивидуальные акты являются  юридическими по своему характеру  актами. Помимо всего прочего  это означает, что с теми и  другими связаны определенные  юридические последствия. Однако  принципиальное отличие их друг  от друга заключается в следующем.  Первые содержат в себе общие  предписания в виде норм права  и рассчитаны на многократное  применение, тогда как вторые  не содержат в себе норм  права, а содержат лишь предписания  индивидуального характера. Нормативно-правовые  акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических  и физических лиц, в то время  как индивидуальные акты обращены  к строго определенным лицам  или кругу лиц и издаются  по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски,  прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И,  наконец, нормативно-правовыми актами  охватывается весьма широкий  круг общественных отношений,  а индивидуальные акты рассчитаны  лишь на строго определенный  вид общественных отношений. Действие  индивидуального акта завершается  с прекращением существования  конкретных общественных отношений  (например, в связи с выполнением  условий конкретного договора  купли-продажи, подряда, поставки  и т.п.), в то время как нормативно-правовые  акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

 Приведем пример - действие  такого индивидуального акта (акта  применения), как приговор суда  по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения  его в исполнение (окончание срока  исправительных работ, тюремного  заключения и т.п.). Однако это  вовсе не означает прекращения  действия закона, предусматривающего  ту или иную меру уголовного  наказания за совершение подобного  преступления.

Необходимо сказать о том, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ «Федеральное собрание принимает не только законы - нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер» (1). Конституции предусматривают, что Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

  Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм.

Подводя итоги по всему  вышесказанному о нормативно правовых актах как источниках права мы можем с уверенностью утверждать, что они обладают следующими признаками: волевое содержание, официальный характер, входит в единую систему, нормативность, принимается по специальной процедуре, издается компетентными органами и лицами, регулирует общественные отношения, издается управомоченными органами и лицами, гарантируется принудительной силой государства, имеет форму и структуру, установленные законом.

 То есть, нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

2.2. Классификация нормативно-правовых актов

 

В первую очередь, целесообразно ознакомиться с группированием нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы. По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы - законы и подзаконные акты. Мы придерживаемся взгляда о том, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Так как она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Итак, закон - это главный  и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: «это нормативный акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны» (3).

 Еще в начале нашего столетия историки отмечали, что формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности.

  Мы выделяем следующие виды законов:

1) Конституция (закон  законов) - основополагающий учредительный  политико-правовой акт, закрепляющий  конституционный строй, права  и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления  и государственного устройства, учреждающий федеральные органы  государственной власти;

2) федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически  связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы  об арбитражных судах, о военных  судах, о Конституционном Суде  РФ, о судебной системе, о референдуме,  о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это  акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам  социально-экономической, политической  и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, Семейный кодекс РФ  и пр.);

4) законы субъектов Федерации  - издаются их представительными  органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Также классификация законов  может проводиться по другим основаниям:

- по сроку действия (постоянные  законы и временные);

- по характеру (текущие и чрезвычайные);

- по содержанию (экономические,  бюджетные, социальные, политические  и т.п.);

- по объему регулирования  (общие и специальные) и т.д.

 Ознакомившись с видами и возможными классификациями законов мы начинаем рассматривать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. И подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Существуют такие виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства  РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

3) приказы, инструкции, положения  министерств, ведомств, государственных  комитетов регулируют, как правило,  общественные отношения, находящиеся  в пределах компетенции данной  исполнительной структуры;

4) решения и постановления  местных органов государственной  власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов  государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных  органов;

7) локальные нормативные  акты - это нормативные предписания,  принятые на уровне конкретного  предприятия, учреждения и организации  (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

В зависимости от срока  действия нормативные акты классифицируют на:

- нормативные акты неопределенно длительного действия;

- временные нормативные акты.

Таким образом, мы можем говорить о следующем: в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов

3.1. Систематизация нормативно-правовых  актов

 

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) — «это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм» (3). В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

  В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Они различаются в самом процессе упорядочения правового материала. Мы последовательно рассмотрим и дадим характеристику каждой из вышеперечисленных форм.

Начнем   с      самого      простого    вида   систематизации  –    инкорпорации.

Инкорпорация – «это объединение в сборники (собрания) действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания» (3). В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Что это означает?

1. При внешней обработке  нормативно-правовые акты располагаются  в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя  упорядоченность.

2. Содержание нормативно-правовых  актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Информация о работе Источники (формы) права