Формы (источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.

Оглавление

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………….……..…….3
1. ПОНЯТИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА….……………….……..……5
2. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА.……..……………………………………….….……..7
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
РОССИЙСКОГО ПРАВА. ………………………………………...………..18
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……….....18
3.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………….......…………….………...….....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………..….…………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 171.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А Б О Т А 

по  теории государства  и права 
 
 

Тема: «Формы (источники) права» 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2009

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………….……..…….3

  1. ПОНЯТИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА….……………….……..……5
  2. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА.……..……………………………………….….……..7
  1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ  АКТ  КАК  ОСНОВНОЙ  ИСТОЧНИК

    РОССИЙСКОГО ПРАВА. ………………………………………...………..18

 3.1. Виды нормативно-правовых актов  в Российской Федерации……….....18

 3.2. Действие нормативно-правовых актов  в Российской Федерации……..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………….......…………….………...….....29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………..….…………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении, друг с другом.

   Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что исследование форм (источников) права велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно к остальному миру признавалась множественность источников права, сложившаяся в ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, по существу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология "нормативный акт", "законодательство в широком смысле" как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы, которая была в СССР, такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.

      Сейчас  в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни основной юридической формы (источника) российского права – закона.

      Нормативные акты как форма (источники) права  начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

     Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

      Цель  работы — определить понятие и сущность форм (источников) права, уяснить смысл нормотворческой деятельности и систематизации нормативно-правовых актов в нашей стране и проанализировать практическую реализацию этих категорий.

      В качестве источников материала для данной работы были использованы фундаментальные и специализированные труды А. В. Полякова, А.В. Малько Н.И. Матузова, В. Н. Хропанюка, А.Ф. Черданцева, Ю.И Гревцова и других видных отечественных теоретиков права.

      Особое  предпочтение было отдано: учебнику для вузов «Теория государства и права» А.Ф. Черданцева, а так же учебникам под редакцией А. В. Полякова и  А.В. Малько, Н.И. Матузова, именно в этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступно объяснялась сущность понятия форм (источников) права.

  1. Понятие форм (источников) права
 
 

       Сущность  права состоит в его природности  по отношению к бытию человека. Право существует в сознании человека, оно не отделено от него. Оно воплощается в понимании человеком ценности его жизни, собственного единства с жизнью. Наличие права присутствует в достоинстве человека, в его физической и моральной неприкосновенности. 1

       Форма права - это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

       Внутренняя  форма права - это структура и связи. К ней относят систему права. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права - это юридические нормы. Предполагается, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю, а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права2. Правовая норма это не форма права, а само право. Как уже отмечалось, в юридической литературе термин "источник" в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт содержит правовые нормы и из него как из источника берутся сведения о содержании правовых норм.

       Источники права - обстоятельства, питающие появление  и действие права.

Принято выделять:

       а) источник права в материальном смысле;

       б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологическом смысле");

       в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

       Источником  права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные способы выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает правовую норму и в каком реальном виде эта норма, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Отдельные ученые (Н. Г. Александров, Л. Р. Сюкияйнен3) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права.

       Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права", тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" (Р. О. Халфина). Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом.

  1. Виды  форм права
 
 

       Наиболее  известные формы существования  государственно-признанных норм (источники права) есть следующие: правовой  обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт.1

       Правовой  обычай - исторически первый источник права, это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма. Неслучайно большинство норм обычного права совпадают с религией и моралью, выражая их ценности2. Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Таким образом, правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Кроме того, примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и др.

       Обычное право сложилось в древнем  обществе. Сегодня же обычное право  в одних странах может играть чисто символическую роль, а в  других, например мусульманских, оно продолжает сохранять большое значение. Все еще существуют общества, где обычное право является едва ли не единственным инструментом регулирования жизнедеятельности людей. Там, где обычное право сохраняет свое значение, можно встретить мнение, что именно обычное право является основой тех различий, которые существуют в правовых системах разнообразных стран.3

       Природа       правового     обычая      характеризуется      следующими

особенностями. Правовой обычай, как правило, носит  локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей, отличается определённостью правила поведения, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. И, по-видимому,  не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Однако видеть в обычном праве только его социальную ценность – это односторонний взгляд на него. Обычное право оказалось бессильным в регулировании многих видов общественных отношений. Поэтому оно уступило дорогу судебной практике и законодательству.

       В настоящее время обычай постепенно вытесняется (особенно в романо-германской правовой семье) другими нормативно-правовыми  формами, прежде всего, законом. Но поскольку  государственно-нормативное регулирование  не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в отдельных отраслях частного и, в меньшей степени, публичного права. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».4 Таким образом, отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Но государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.

       Однако, существует мнение, которое, например, выражает С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового  обычая5.

       Тем не менее, можно найти пример, когда  из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года, Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная норма не была нигде записана очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее – в Конституцию РФ 1993 года.

       Подводя итог характеристики правового обычая, можно сделать вывод, что правовой обычай – это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Причем, его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путём восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой.

       Судебный  прецедент – это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения.

Информация о работе Формы (источники) права