Формы (источники) права

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.

Оглавление

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ .………………………………………………………….……..…….3
1. ПОНЯТИЕ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА….……………….……..……5
2. ВИДЫ ФОРМ ПРАВА.……..……………………………………….….……..7
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК
РОССИЙСКОГО ПРАВА. ………………………………………...………..18
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации……….....18
3.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации……..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………….......…………….………...….....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ……………..….…………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       Нормативно-правовой акт – это «кирпичик» действующей  в стране системы законодательства. В Конституции Российской Федерации 1993 года установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «федеральный конституционный закон», «федеральный закон», «закон», «правовые акты», «нормативно-правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение».13 Фактически, здесь перечислены все виды нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативно-правовых актов время от времени специально упорядочивается.

       Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).14

       Таким образом, можно выделить следующие  признаки нормативно-правовых актов:

       1) нормативные акты есть результат  правотворческой деятельности компетентных  органов и должностных лиц  государства, а также уполномоченных  на то общественных объединений  и организаций; 

       2) они содержат в себе общеобязательные  правила поведения (нормы);

       3) содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли;

       4) принимаются и реализуются в  особом процессуальном порядке; 

       5) имеют строго определенную документальную  форму и реквизиты, порядок  вступления в силу и сферу  действия;

       6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

       7) рассчитаны на постоянное либо  длительное действие, тогда как

правоприменительные акты – на однократную реализацию;

              8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой

нормы имеет конкретного адресата;

       9) может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

3. Нормативно-правовой акт как основной источник российского права

3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

 
 

      Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

      Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

      Законы Российской Федерации подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права.

      По  субъектам принятия законы делятся  на: 15

      а)  принятые на референдуме;

      б)  принятые Федеральным Собранием  РФ;

      в) законы субъектов федерации;

      Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации. 

      В зависимости от сферы действия:

      а) общефедеральные;

      б) акты субъектов в Федерации

      в) акты органов в местном самоуправлении 

      Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные

законы и просто на федеральные (текущие) законы.

      Конституционные федеральные законы принимаются  по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

      Законы  субъектов федерации принимаются  в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.

      Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.

      Подзаконными  нормативными актами являются: 16

      - Акты Президента. Президент РФ  издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу, вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам

      - Акты Правительства РФ. Постановления  и распоряжения Правительства  могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

      - Акты федеральных органов исполнительной  власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п.. Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

      Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей     сообщения,    Государственного   таможенного    комитета,    Комитета

санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

        В ряде случаев могут издаваться  совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

      Согласно  Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные

акты  министерств и ведомств, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

      Акты  субъектов федерации по своей  системе во многом совпадают с  системой федеральных актов. Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

      - Нормативные акты органов местного  самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.

      К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах

(обычно  там, где не создаются представительные  органы), акты глав администрации  местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.

      Акты  органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

      - Локальные нормативные акты —  акты, регулирующие внутреннюю жизнь  предприятий, учреждений, объединений,  ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). 17

      - Нормативные договоры также являются  источниками российского права. К их числу относятся, прежде всего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами.

        Международно-правовые акты, акты  СССР и акты Конституционного  Суда РФ также являются  источниками  российского права.

      Согласно  ст. 15 п. 4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы   международного    права   и   международные  договоры   Российской

        Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора.

Информация о работе Формы (источники) права