Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 18:54, реферат
Целью реферата является анализирование источников (форм) права.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
рассмотреть понятия источников (форм) права
рассмотреть классификацию источников права
определить основные особенности каждого источника права
Оглавление
Данный реферат посвящен различным формам (источникам) права, их особенностям и историческому происхождению.
Актуальность темы обуславливается тем, что среди многочисленных вопросов, касающихся современного российского права, значительное внимание уделяется источникам права – их роли и значению в системе права. Так же во все времена людей интересовал вопрос: «Откуда происходит право и каковы же его источники».
Тема реферата: «Источники (формы) права».
В России проблемы источников права специально исследовали Марченко Михаил Николаевич (с общетеоретических позиций), Колесников Евгений Викторович (с конституционно-правовых позиций), Пряхина Татьяна Михайловна (с конституционно-правовых позиций) и др.
Целью реферата является анализирование источников (форм) права.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Источник права – понятие, сколь широко употребляемое, столь и неоднозначное. В целом существует два основных подхода к пониманию источника права. Сторонники первого подхода отождествляют источник и форму права, сторонники второго подхода разделяют данные понятия. В конечном счете отношение к источнику права зависит от методологических позиций того или иного исследователя. В частности М.Н.Марченко пишет : «От того, на каких методологических позициях находится исследователь, придерживается ли он, скажем, позитивистский воззрений или же разрешает проблемы правопонимания с позиции естественного права, в полной мере зависят и его представления о формах и источниках права».1
Понятие источник права используется в трех основных значениях :
1)в материальном смысле (это общественные отношения, которые нуждаются в их правовом урегулировании);
2)идеологическом (это правосознание и, в первую очередь, правосознание субъектов правотворчества, которое обусловливает содержание норм права);
3) формально-юридическом (это форма внешнего выражения правовых норм)
Понятия форма права и источник права в формально-юридическом смысле тождественны.
Форма (источник права) – форма внешнего выражения, закрепления правовых норм, показывающая, каким образом государство объективирует (фиксирует) нормы права и в каком виде нормы права доводятся до сознания членов общества.2 Ее назначение – упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.
Внутренняя форма права – это структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной отечественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это – сущность его), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права.
Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Отдельные ученые (Н. Г. Александров, Л. Р. Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права. Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин "источник норм права", тогда "источником права" можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а "юридическим источником" (Р.О.Халфина) – правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм.
Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».
В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права:
Правовой обычай- это первая форма права, возникшая еще в период становления рабовладельческих и феодальных государств. Специфика этой формы права состоит в том, что в законе, ином нормативно-правовом акте дается ссылка к действующим обычаям, сам же обычай в акте не приводится. Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку. Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Санкционирование государством обычаев осуществляется двумя способами:
Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Действие обычного права начинается там, где молчит закон.4 Обычай становится правовым в случае его санкционирования государством. Правовыми становились не все обычаи, а только те, которые выражали: продолжительную общественную практику, единообразную практику, правовые воззрения данного общества, соответствовали государственной политике.
Основные черты правовых обычаев: продолжительность существования; консервативность; постоянность соблюдения; локальный характер; множественность.
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
Нормативно-правовой акт – это принятый компетентным субъектом правотворчества официальный правовой документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, иногда называют писанным правом.
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:
1. Нормативный акт может
быть издан оперативно, в любой
своей части изменен, что позволяет
относительно быстро
2. Нормативные акты, как
правило, определенным образом
3. Нормативные акты позволяют
точно фиксировать содержание
правовых норм, что помогает проводить
единую политику, не допускать
произвольного толкования и
4. Нормативные акты
Признаки нормативных правовых актов:
Нормативный правовой акт является основным источником права в странах романо-германской правовой семьи и играет существенную роль в системе источников права стран, входящих в другие правовые семьи. Роль и значение нормативного правового акта как источника права возрастает.
Виды нормативно-правовых актов:
Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом (или народом на референдуме) и обладающий высшей юридической силой.
Виды законов (в порядке уменьшения юридической силы):
Подзаконный акт – это нормативно-правовой акт, принятый на основании законов и им не противоречащий (указ президента, постановление правительства и т.д.)
Действие нормативно-правовых актов во времени. Нормативный правовой акт вступает в действие:
НПА бывают с обратной силой и без обратной силы.
Обратная сила предполагает, что НПА своим действием распространяется на те события, которые произошли до его вступления в силу. По общему правилу НПА обратной силой не обладает. Исключение: нормативный правовой акт обладает обратной силой, если он отменяет или смягчает ответственность.
Действие нормативного правового акта в пространстве: нормативный правовой акт действует на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа, его принявшего, если иное не установлено этим актом.
Действие нормативного правового акта по кругу лиц: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия, если иное не установлено этим актом. Иногда действие нормативного правового акта распространяется на определенную категорию лиц, очерченную по какому-либо признаку (профессиональному, должностному, возрастному, состоянию здоровья и т.д.)