Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа
Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.
Введение 3
1. Понятие форм (источников права) 5
2. Виды нормативно правовых актов 9
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40
В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15).
Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Например, в Конституции Испании говорится, что «международные договоры, заключенные в связи с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства»17 Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же порядке, что и нормативно - правовые акты, возникающие внутри самого государства.
В федеративных
государствах территориальные пределы
действия нормативных актов обусловлены
внутриполитическими
Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. По общему правилу нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон «О гражданстве Российской Федерации», например, прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям всячески содействовать тому, чтобы «гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами», установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. Им вменяется в обязанность защищать права и законные интересы граждан, а «при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией Италии правовое положение иностранцев и лиц без гражданства «определяется законом согласно нормам международного права и международных договоров» (ст. 10).
Конституция и текущее законодательство Швеции безоговорочно «уравнивает в правах» иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами лишь в определенных вопросах.
Но из данного правила есть три исключения.
Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность не только самим не допускать по отношению к этим лицам каких бы то ни было оскорбительных выпадов и насилия, но и всячески ограждать их от подобных действий со стороны других лиц.
Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они наказание по нормам иностранного законодательства или нет.
Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.
Заключение
Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.
Например, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решение судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени.
Юридическими источниками
Пришедшая к власти буржуазия сохраняет
в отдельных странах
Таким образом, взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В од- них государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, сунна, иджма) и т.д.
Так же на основе вышеизложенного я могу сделать вывод, что нормативный акт – очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:
1) нормативные
акты позволяют быстро и
2) нормативные
акты исходят из единого
3) нормативные
акты позволяют точно и
4) в нормативном
акте правовые нормы
Список используемЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 См.: Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА·М – НОРМА, 1997. – С. 230.
2 См.: Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997. – С.110
3 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М.; Юристъ, 1999. – С.329 – 330.
4 См.: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.; Юристъ, 1999. – С.329 – 330
5 См.: Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1999. – С.333.
6 См.: Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.358.
7 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «Проспект», 1997 – С.142.
8 См.: Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. – СПб.: Знание, 1996. – С.91.
9 См.: Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.- С.185-186.
10 См.: Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция15.- С.364.
11 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1983. Т. II. – С.88.
12 Цит. по: Коваленко А.И. Теория государства и права: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1997. – С.112.
13 См.: Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.365-366.
14 См.: Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996. – С.108.
15 См.: Поляков А.В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция 15 - С.368
16 Италия. Конституция и законодательные акты. С. 63.
17 Испания. Конституция и законодательные акты. М., 1982. С. 63.