Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие форм (источников права) 5
2. Виды нормативно правовых актов 9
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ111.docx

— 73.21 Кб (Скачать)

Особое  место в системе законов занимает закон Российской Федерации о  поправках к Конституции Российской Федерации. Это особый акт, имеющий  и содержательные и процедурные  отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке  принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации»1. Отметим особенности порядка  принятия данного акта. Круг лиц  и органов, имеющих право вносить  такого рода акты в Государственную  Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить  поправки только в главы 3—8 Конституции  России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения  субъектами Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции  Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации  в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет официальное опубликование Конституции  Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с  указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования  наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции  России. Значительную группу федеральных  конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных  институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном  Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных  законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью  федеральных конституционных законов  может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов  и решение других вопросов федеративного  строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют  верховенство над федеральными законами.

 Конституционные  законы принимаются в особом  порядке. Принятие конституционных  законов требует квалифицированного  большинства: не менее трех  четвертей от общего числа  членов Совета Федерации и  не менее двух третей голосов  от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Наиболее  многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы  по своему содержанию, объему и предметам  правового регулирования, по соотношению  с иными нормативными актами.

Разновидностью  федеральных законов является кодекс. Кодекс — это систематизированный  свод актов, правил и норм, который  единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той  или иной сфере, с ним находятся  в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными  при регулировании общественных отношений нормами актов своей  отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой  в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное  право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения  Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель —  с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой — допустить  в установленных рамках правотворчество  субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие  обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах  государственной службы в Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных  договоров в форме законов  публикуются в Бюллетене международных  договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным  законом, имеет верховенство над  иными актами такого рода.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду, например, различать закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан и т.д.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания  и т. п. Такое строение нормативно-правового  акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой, удобству пользования им. Кроме того, подобное строение акта реализует, как уже упоминалось, формальную определенность права.

Однако  внутренняя структура права, которую определяют предмет и метод правового регулирования, имеет иное строение: отрасль и подотрасль права, правовой институт, норма права и т. д.

 

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении  – могучее орудие преобразования общества, поэтому к нормативным актам имеется ряд обязательных требований:

1. Чтобы  иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть  качественными, т.е. они должны  отражать объективную реальность. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике.

2. Нормативные  акты должны иметь структуру,  а не представлять хаотичный набор нормативных положений.

3. Нормативные  акты должны быть доступными  для понимания гражданами. Причем  здесь законодатель должен ориентироваться  не на интеллектуалов, а на  людей среднего или даже ниже  среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться  простым, ясным языком, отличаться  строгостью стиля, соответствовать  законам формальной логики, а  также не носить слишком абстрактного  характера, но одновременно и  не увязать в деталях. В них  не должно быть сложных юридических  терминов.

 

Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и главное практического потребления.

Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственно или по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов.

Это следующие  критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура его принятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется его действие, пространство и время, которые также охватываются действием акта, утрата юридического значения, системность, внутренняя структура, организационные этапы и ряд других критериев.

Наиболее  известные формы существования  государственно-признанных норм следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт6.

 

Исторически первым источником права был обычай – правило поведения, ставшее юридической нормой вследствие его общего значения и длительного фактического применения. Обычай связан с традицией и способен передаваться от поколения к поколению.

Обычай  консервативен, он закрепляет результаты общественного опыты, воспринятые  культурой народа. Неслучайно большинство  норм обычного права совпадают с  религией и моралью, выражая их ценности.7 Обычное право сложилось в древнем обществе. Сегодня же обычное право в одних странах может играть чисто символическую роль, а в других, например мусульманских, оно продолжает сохранять большое значение. Все еще существуют общества, где обычное право является едва ли не единственным инструментом регулирования жизнедеятельности людей. Там, где обычное право сохраняет свое значение, можно встретить мнение, что именно обычное право является основой тех различий, которые существуют в правовых системах разнообразных стран.8

Обычное право есть древнейшая форма правообразования и развития права в обществе. Например, в римском праве нормой обычного права обозначались терминами, которые указывают на различные способы его возникновения: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов) и др.

Обычное право складывается спонтанно, нередко  отражая сознание и интересы общества и представляя собой форму  существования права, которую разработало  само общество. Однако видеть в обычном  праве только его социальную ценность – это односторонний взгляд на него. Обычное право оказалось  бессильным в регулировании многих видов общественных отношений. Поэтому  оно уступило дорогу судебной практике и законодательству.

В отечественном  правоведении понятие правового  обычая не является синонимом обычного права.

Правовым  обычаем называется санкционированное  государством правило поведения, которое  ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась  как устойчивая норма. Таким образом, правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Кроме того, примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и др.

Природа правового обычая характеризуется  следующими особенностями. Правовой обычай, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией.

Правовой  обычай отличается определённостью  правила поведения, непрерывным  и единообразным характером его соблюдения. И, по-видимому, не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки.

Обычай  по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.

Государство к различным обычаям  относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.

В настоящее время обычай постепенно вытесняется (особенно в романо-германской правовой семье) другими нормативно-правовыми  формами, прежде всего, законом. Но поскольку  государственно-нормативное регулирование  не может охватить все общественные отношения, подлежащие такому регулированию, обычай сохраняет свое значение в  отдельных отраслях частного и, в  меньшей степени, публичного права. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника  предпринимательского права обычай делового оборота, под которым понимается «сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». При этом обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат «обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору».

Кроме того, мы можем найти несколько  статей из Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных  обычаев мореплавания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: «Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки»).

Таким образом, отечественное законодательство допускает использование в юридической  практике обычаев. Но государство санкционирует  лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.

Информация о работе Источники права