Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа
Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права.
Возникновение вопроса о понятии источника права и его соотношении с «формой права» не является для отечественных и зарубежных автором делом вчерашнего, а тем более – сегодняшнего дня. Еще в начале ΧΧ века термин «источник права» рассматривался различно и по поводу его велись споры. Так в 40-е годы ΧΧ века под источником права понимался «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила» или когда под источником права в широком смысле понималась «диктатура рабочего класса, т.е. советская власть», а в специальном смысле – «законодательные нормы.
Введение
Глава 1. Понятие источника права в современной теории права.
1.1. Понятие источников права.
1.2. Классификация источников права.
1.3. Система источников российского права.
Глава 2. Характеристика основных источников российского права.
2.1. Нормативные правовые акты как источники российского права.
2.2. Договор с нормативным содержанием как источник российского
права.
2.3. Правовой обычай в системе источников российского права.
2.4. Нетрадиционные источники российского права: виды и
характеристика.
2.5. Проблемы прецедента в системе источников российского права.
Заключение.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие источника права в современной теории права.
1.1. Понятие источников права.
1.2. Классификация источников права.
1.3. Система источников российского права.
Глава 2. Характеристика основных источников российского права.
2.1. Нормативные правовые акты как источники российского права.
2.2. Договор с нормативным содержанием как источник российского
права.
2.3. Правовой обычай в системе источников российского права.
2.4. Нетрадиционные источники российского права: виды и
характеристика.
2.5. Проблемы прецедента в системе источников российского права.
Заключение.
Глава 3. Достоинства и недостатки источников российского права.
Содержание
1. Введение
2. Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права.
3. Источники права
3.1 Правовой обычай: достоинства и недостатки
3.2 Юридический прецедент: достоинства и недостатки
3.3 Нормативные акты (законы и подзаконные акты): понятие и виды
3.4 Нормативный договор
4. Источники современного российского права
4.1. Закон
4.2 Конституция РФ 1993 года
4.3 Подзаконные акты РФ: указы Президента РФ, Постановления
4.4 Правовой договор
4.5 Судебная практика как источник современного российского права
5. Заключение.
Введение
Глава 1. Понятие источника права в современной теории права.
1.1 Понятие источников права
1.2. Классификации источников права
1.3. Система источников российского права
Глава 2. Характеристика основных источников российского права
2.1. Нормативные правовые акты как источники российского права
2.2. Договор с нормативным содержанием как источник российского права
2.3. Правовой обычай в системе источников российского права
2.4. Нетрадиционные источники российского права: виды и характеристика
2.5. Проблемы прецедента в системе источников российского права
Заключение
2.4. Правовой обычай в системе источников российского права
3.1 Правовой обычай: достоинства и недостатки
3.2 Юридический прецедент: достоинства и недостатки
3.3 Нормативные акты (законы и подзаконные акты): понятие и виды
3.4 Нормативный договор
4. Источники современного российского права
4.1. Закон
4.2 Конституция РФ 1993 года
4.3 Подзаконные акты РФ: указы Президента РФ, Постановления
4.4 Правовой договор
4.5 Судебная практика как источник современного российского права
5. Заключение.
2.Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права.
Возникновение вопроса о понятии источника права и его соотношении с «формой права» не является для отечественных и зарубежных автором делом вчерашнего, а тем более – сегодняшнего дня. Еще в начале ΧΧ века термин «источник права» рассматривался различно и по поводу его велись споры. Так в 40-е годы ΧΧ века под источником права понимался «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила» или когда под источником права в широком смысле понималась «диктатура рабочего класса, т.е. советская власть», а в специальном смысле – «законодательные нормы.1
Споры о понятии источника права периодически возникали и во все последующие годы. Было установлено, что данное понятие «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепринятого определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором определяются слова «источник права».2
______________________________
1 Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. – М., 2005. с.44
3. Источники права
3.1 Правовой обычай.
Это самый древний и исторически первый источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.)(Кашанина). Известны также памятники права – Законы ΧІІ таблиц, законы Драконта – это памятники обычного права, созданные на базе ранее сложившихся обычаев в обществе. Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение жизни несколько поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам. Место обычая в системе источников права в разные эпохи было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых систем (кутюмы, например, на севере Франции) а в современных условиях это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и отдельных институтах уголовного права(например, участие присяжных в определенных юридических делах). Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этого принять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
1.) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
2.) выражения им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;
3.) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
4.) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
1.) косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
2.) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;
3.) небольшая сфера распространения, местный характер.1
Итак, правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной во времени повторяемости и ставшее традицией, т.е. правило, передающееся из поколения в поколение, до тех пор пока не попало в орбиту государственных интересов. Следовательно, не каждый обычай становится правовым, а только тот, который отвечает интересам определенной группы людей, того или иного класса или всего общества в целом.2
3.2 Юридический прецедент (юридическая практика)
Это более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право. Таким образом, государством признается решение по конкретному, индивидуальному делу в качестве общей нормы. Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена под угрозу необходимость его существования. Общее право в Англии в основном состоит из судебных решений. Там сложилась система правил действия прецедента:
а) решения, вынесенные палатой лордов, являются обязательными не только для нее, но и для всех иных судов;
б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме палаты лордов;
в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для всех низших судов.
____________________________
1 Кашанина Т.В.. Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2004. с. 75-76
2 С.А. Комаров Основы государства и права. СПб., 2003. с.49
1
Конституционный Суд в Германии пользуется правом нормотворческой деятельности, в том числе и путем установления прецедентов.
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец, житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решения подобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще называют судейским правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:
1.) прецедент – это результат логики здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
2.) прецедент обладает большей убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
3.) прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
1) прецедент не имеет того авторитета, а следовательно, и обязательности, которая присуща нормативному акту;
2) прецедент допускает возможность произвола;
3) объем действия прецедента не определен.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
Итак, под юридическим прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных последующих дел в будущем. Данное первичное решение становится обязательным для всех, иными словами, получает государственную поддержку.
Характерной особенностью прецедентной формы права является то, что все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые в свою очередь также становятся нормой права.
3.3 Нормативные акты: понятие и виды (Матузов, Малько с.294 – 297)
Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
1) нормативные акты государственных органов;
2) нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
3) нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
4) нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
1) общефедеральные;
2) нормативные акты субъектов Российской Федерации;
3) нормативные акты органов местного самоуправления;
4) локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
1) нормативные акты неопределенно длительного действия;
2) временные нормативные акты.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
- принимается только органом законодательной власти и референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
- обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- регулирует наиболее важные, ключевые общественные выражения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям: