Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Понятие источника права и его соотношение с понятием формы права.
Возникновение вопроса о понятии источника права и его соотношении с «формой права» не является для отечественных и зарубежных автором делом вчерашнего, а тем более – сегодняшнего дня. Еще в начале ΧΧ века термин «источник права» рассматривался различно и по поводу его велись споры. Так в 40-е годы ΧΧ века под источником права понимался «тот способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила» или когда под источником права в широком смысле понималась «диктатура рабочего класса, т.е. советская власть», а в специальном смысле – «законодательные нормы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие источника права в современной теории права.
1.1. Понятие источников права.
1.2. Классификация источников права.
1.3. Система источников российского права.
Глава 2. Характеристика основных источников российского права.
2.1. Нормативные правовые акты как источники российского права.
2.2. Договор с нормативным содержанием как источник российского
права.
2.3. Правовой обычай в системе источников российского права.
2.4. Нетрадиционные источники российского права: виды и
характеристика.
2.5. Проблемы прецедента в системе источников российского права.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

-  по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон,  федеральный закон, закон субъектов Федерации);

-  по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

-  по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.)

-  по сроку действия (постоянные законы а временные);

-  по характеру (текущие и чрезвычайные);

-  по сферам действия (общефедеральные и региональные);

-  по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

-  по степени систематизации (обычные и кодифицированные, иными словами, органические  - ГК РФ, УК РФ и.т.д.);

-  по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

-  по объему регулирования (общие и специальные).

Виды законов:

1.)   Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико - правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2.)   Федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

3.)   федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально - экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, СК РФ и др.);

4.)   законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1.)   указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей           территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.                                                                                      В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера;

2.)   постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президентов РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3.)   приказы, инструкции, уставы, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулируют отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Федеральной службы безопасности и т.п.;

4.)   решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);

5.)   решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

6.)   нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов. Сел, поселков, микрорайонов и т.п.);

7.)   локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие из внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой большие группы нормативных актов в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

 

3.4 Нормативный договор – это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права, (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства:

1.)      содержит норму общего характера;

2.)      добровольность заключение;

3.)      общность интереса;

4.)      равенство сторон;

5.)      согласие участников по всем существенным аспектам договора;

6.)      эквивалентность и, как правило, возмездность;

7.)      взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

8.)      правовое обеспечение.

В отличие от договоров – сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуального характера, его содержание составляют  правила поведения общего характера – нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющий трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

 

1.)      Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 784 с.

2.)      Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под редакцией доктора юридическихнаук, профессора В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. – 452 с.

3.)      Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 304 с.

4.)      Марченко М.Н.  Источники права: учеб. пособие. – М.: ТК Велби,   Изд-во Проспект, 2005. – 760 с.

5.)      Матузов Н.И., Малько А.В.  Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 541 с.

6.)      Основы государства и права. 4-е изд. / Под общ. Ред. С.А. Комарова. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с. – ( Серия «Учебные пособия»).

7.)      Теория государства и права:  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. – 768 с.

8.)      Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: «Интерстиль», 2002. – 378 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Источники права