Технологии социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Само понятие “социальные технологии” трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 336.00 Кб (Скачать)

С политическими, экономическими и другими видами социальных технологий тесно взаимодействуют технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним можно отнести технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и др.

Особое место в системе социальных технологий занимают технологии духовно-культурного развития общества. В их числе выделяют технологии образовательно-воспитательной деятельности, развития просвещения и науки, развития литературы и искусства, технологии этикета, досуговедческие технологии.

Социальную работу можно рассматривать трояко: как науку, образовательную специальность и особый вид профессиональной деятельности. Выделение технологий возможно в каждой из этих сфер социальной работы. Научный подход предполагает изучение закономерностей, тенденций, важнейших факторов, структурно-логических связей, принципов, методов социономической теории и практики. В этом случае социальные технологии выступают как способы применения теоретических положений и выводов в решении задач практической социономии. Сейчас пока еще не создана достаточная научно-исследовательская база по актуальным проблемам социальной работы, не в полной мере разработана ее научная теория. Все это сдерживает решение вопроса об открытии научной специальности “Социальная работа” в рамках социологического направления классификатора научных специалистов. Однако, как нам представляется, в ближайшие годы для этого будут созданы необходимые условия.

Когда социальная работа выступает как образовательная специальность, включая в себя различные циклы учебных дисциплин, то ее технологии являют собой не только знания, но и умения информационного, обучающего характера. В учебном процессе по подготовке социальных работников, бакалавров, магистров и специалистов по социальной работе, образовательные технологии обусловлены государственными стандартами, программами, учебными планами, формами и методами обучения.

В данном случае в качестве технологий выступают такие традиционные формы обучения, как лекции, практические, лабораторные занятия, написание курсовых и дипломных работ (проектов) и др; Широкое развитие получают в настоящее время и инновационные формы образовательных технологий (рейтинговая система контроля знаний, тестовая проверка, коллоквиумы и др.).

Определяющей же сферой социальной работы является ее деятельная составляющая. Именно в социальной работе как профессиональной деятельности технологии выступают концентрированно, в форме систематизированных знаний, умений и навыков, обобщающих опыт практической работы. В зависимости от того, будем ли мы рассматривать социальную работу в расширенном или в узкопрофессиональном ее понимании, может применяться тот или иной набор технологий. В первом случае технологии социальной работы нацелены на большинство российского общества, включая нарождающийся средний класс, на широкий спектр социальной сферы, на создание условий, позволяющих повысить жизненный уровень народа, уменьшить количество людей, нуждающихся в социальной помощи. Это направление носит стратегический характер. Во втором случае речь идет о технологиях социальной работы с нуждающимися слоями населения. Это технологии тактического характера, которые в настоящее время являются определяющими в российской системе социальной работы. Из-за сложностей в экономике у нашего государства пока не хватает средств для должного обеспечения функционирования стратегических, упреждающих технологий социальной работы. Государственная власть в социальной сфере вынуждена пока все еще выступать преимущественно в роли пожарного, помогая лишь крайне нуждающимся. Выражением этой ориентации в системе социальной работы является концепция адресной социальной помощи. Думается, что для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать Упреждающие технологии стратегического характера с "технологиями тактической направленности. Например, для ослабления проблемы детской безнадзорности и беспризорности недостаточно выработать и реализовать частные технологии оказания конкретной помощи безнадзорным и бездомным детям. Важно разработать и реализовать технологии, направленные на снятие причин, ведущих к безнадзорности, на профилактику беспризорности.

В научной и учебной литературе довольно часто говорится о технологии социальной работы как совокупности технологий, что представляется вполне приемлемо. Итак, технология социальной работы — это совокупность взаимосвязанных процедур и способов профессионального воздействия на социальный объект с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия. При узкопрофессиональной направленности социальной работы ее технология являет собой совокупность способов профессионального воздействия на социальный объект, позволяющих более эффективно и своевременно оказывать помощь нуждающимся категориям населения при возможном повторении этой процедуры воздействия.

Технология социальной работы, как учебная дисциплина общеобразовательного цикла основой образовательной программы подготовки специалиста по специальности 350 500 — “Социальная работа” условно включает в себя два основных раздела: функциональные (общие) и частные технологии социальной работы. Тем и другим технологиям присущи определенные методы, способы реализации. Поэтому предметную основу изучения этого курса составляет совокупность функциональных и частных технологий с их основными методами.

Одной из важнейших задач учебного курса “Технология социальной работы” является ознакомление студентов со знаниями технологического характера, с навыками оказания профессиональной помощи нуждающимся и способами обеспечения оптимизации функционирования различных социальных объектов. При изучении этой дисциплины необходимо опираться на знания таких фундаментальных наук, как психология, педагогика, социология, а также на общепрофессиональные предметы: антропологию, социальную политику, историю социальной работы, теорию социальной работы и др. Интеграционный подход к осмыслению многих аспектов перечисленных наук поможет студентам и слушателям системы переподготовки в усвоении курса “Технология социальной работы”.

Как свидетельствует отечественная социономическая практика, ответственной задачей социальных работников и специалистов по социальной работе является изучение и внедрение с учетом местной специфики хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также апробация и применение инновационных технологических процедур. В этой связи следует отметить, что не нужно отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются набором не только устаревших, но и неэффективных методов, средств социального воздействия. Этого не скажешь о многих традиционных технологиях. Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладение клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты.

Опыт применения функциональных технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию. Может быть и так, что средством реабилитации выступает адаптация или даже коррекция. Возможно и комплексное использование нескольких функциональных технологий. Так могут совместно использоваться методы социальной коррекции и терапии.

Особого внимания заслуживает проблема эффективности технологий социальной работы. Технологичность в социальной сфере довольно специфична и не всегда имеет наглядных критериев. Ведь объектом технологического воздействия очень часто бывает личность, человек со своим сложным внутренним миром и изменчивым настроением. Поэтому социономическое воздействие на него не всегда поддается вполне определенной систематизации и Регламентации, а следовательно, затруднена фиксация результата, уровня действенности такого воздействия. Как справедливо заметила в этой связи исследователь Т.А. Трофимова, социальная работа, обладая относительной самостоятельностью, предстает как система с присущей ей структурой, функциями и другими элементами, в основе которых лежит схема “человек — человек”. Поэтому оценка управленческого воздействия технологии прочтения и интерпретации полученных результатов представляет определенную методологическую и практическую трудность. Признавая все это, не следует нивелировать критерии технологичности в социальной работе. Социономическую деятельность, конечно, нельзя оценивать также как производственную. Однако и в социальной сфере критериями остаются конкретное продвижение в решении той или иной проблемы, улучшение состояния клиента, нормализация его отношений в семье, коллективе и пр. А это все вполне определимо и позволяет судить о результатах технологических усилий социальных работников и специалистов по социальной работе.

Наряду с результативностью социальных технологий в социономии встает вопрос и об их экономичности. Как показывают расчеты, во многих случаях удается достичь не только окупаемости технологического воздействия, но и его прибыльности для государства. Например, это относится к комплексной реабилитации участников боевых действий (комбатантов), имеющих признаки острого или посттравматического стрессового расстройства, а также членов их семей. Как отмечают специалисты (А.А. Кучер и др.), на рубль, вложенный в систему комплексной реабилитации одного такого участника, наше государство может получить в качестве прибыли 35 рублей. Она образуется за счет экономии на потерях от асоциальных действий нереабилитированного участника боевых действий и потерях от его непроизводительного труда, а также благодаря экономии на содержании специалистов, обеспечивающих законопослушность ветерана с признаками посттравматического стрессового расстройства, и, наконец, дохода от производительного труда реабилитированного комбатанта. Следовательно, умелое применение технологии комплексной реабилитации таких участников боевых действий и их семей не только необходимо, но даже экономически выгодно государству.

Система технологического воздействия в практической социальной работе в перспективном отношении будет, вероятно, развиваться в направлении не только оказания социальной помощи нуждающимся лицам, но и обеспечения взаимовыгодного паритета между отдельными гражданами и обществом в целом. Целью такого паритетного состояния является не только большая социальная стабильность, но и улучшение уровня жизни, общего благосостояния народа.

В настоящее время в нашей стране продолжается процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности, идет поиск наиболее приемлемых форм и методов технологизации социальных процессов. Причем проходит все это в трудных условиях посткризисного и пока еще стагнационного состояния отечественной экономики, что ограничивает возможности государства по финансовому обеспечению многих социальных программ, проектов и решений.

В заключение следует отметить, что сущностную основу той или иной модели общественного устройства в значительной мере составляет состояние социальной сферы, эффективность технологизации социальных процессов. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологии социальной работы, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.

Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека

 

Социальная работа осуществляется сегодня в ведущих сферах жизнедеятельности общества: в образовании и Здравоохранении, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в воинской среде, в системе исполнения наказаний и др. В каждой области социальной сферы решаются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки человеку, существует своя законодательная и нормативно-правовая база социальной работы, применяются апробированные технологии, создаются общественные условия для полной реализации функций социальной работы как профессионального вида деятельности. ,

Идея прав человека и концепция профессионализма | являются главными идеями социальной работы, вокруг которых накапливается опыт социальной защиты людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Защита прав, определяющих положение человека в обществе и соответствующих его основным социальным потребностям, является и основанием социальной работы, и ее стимулом в любой сфере жизни общества. Имеются в виду права человека, без которых он не может состояться, — право на жизнь, труд, социальное обеспечение в старости, охрану семьи, достаточный жизненный уровень.

Каждый человек обладает абсолютным и очевидным правом на определенные блага — это утверждение является базовой профессиональной установкой социального работника, в какой бы сфере он ни работал. И несмотря на то, что представления о правах человека в разное время подвергались коренному пересмотру, этот принцип существенных изменений не претерпел. Наоборот, к началу XXI в. количество людей, желающих профессионально или на общественных началах приблизиться к реализации этого принципа в жизнь, значительно возросло. Миллионы людей принимают участие в оказании помощи нуждающимся в качестве парапрофессионалов, это практические психологи, психотерапевты, социальные педагоги, социальные работники, а также “добровольцы” и др.

Однако существует потребность более четко определить границы между профессиональной деятельностью названных специалистов, а также уяснить суть различий позиций людей, занятых в разных общественных системах помощи, обеспечивающих не только социальную защиту и социальное обслуживание, но и освобождение человека от нужды, бедности, несправедливости, маргинальность, помощь в преодолении ограничения возможностей, улучшение способности самостоятельно решать свои проблемы и преодолевать трудности. Социальная работа как профессия оказывается средоточием более глубокого знания масштабов человеческих бедствий. А это значит, что представители этой профессии могут обеспечить государству более адекватную обратную связь в ответ на претворяемые в жизнь правительственные решения, подсказать пути улучшения качества жизни, элементами которого являются состояние окружающей среды и физическое здоровье, уровень развития экономики, образования, здравоохранения, социальной защищенности и др. В какой бы сфере ни работал социальный работник, он обязан исходить из принципиальной профессиональной позиции:

человек должен иметь условия, необходимые ему для развития и достойной жизни, облегчать повседневную жизнь людей, помогать им решать многочисленные социальные проблемы, исполнять свои функции с учетом специфики социальной сферы, конкретного социума. Объектом социальной работы является “личность в социуме”. Взаимодействие клиента социальной работы со специалистами, различными структурами и окружением составляет предмет социальной работы в любом социуме.

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности социальные проблемы многих категорий населения являются межведомственными, проблемами государства и общества, поэтому они требуют для своего разрешения скоординированных усилий государственных и негосударственных структур как на федеральном, так и на региональном уровне. Например, для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем, связанных с занятостью инвалидов, может быть предусмотрено:

прямое финансирование и льготное кредитование потенциальных работодателей;

оказание активного содействия специализированным предприятиям, использующим труд инвалидов;

ежегодное определение для инвалидов перечня профессий и специальностей. пользующихся устойчивым спросом и конкурентоспособностью;

развертывание системы переобучения лиц с ограниченными возможностями более конкурентоспособным специальностям;

Информация о работе Технологии социальной работы