Технологии социальной работы с несовершенолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения.

Оглавление

Введение……………………………………………..….3
Социальная работа с несовершеннолетними………...4
Методы ср с детьми…………..………………………..6
Категории детей нуждающихся с соц.защите………..7
Заключение…………………………………………….13
Список используемой литературы…………………...14

Файлы: 1 файл

технологии ср по охране материнства и дет..docx

— 37.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

 высшего  профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный  институт

Факультет социальной работы

Кафедра социальной работы 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: 

«Технологии социальной работы по охране материнства  и детства»

   На  тему:

   «Технологии социальной работы с несовершенолетними» 
 
 

                                                 Проверил: 

                                                  Выполнил: Щекалева О 

                                                                     Группа ЗСР – 415 

Екатеринбург

2011 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Введение……………………………………………..….3
  2. Социальная работа с несовершеннолетними………...4
  3. Методы ср с детьми…………..………………………..6
  4. Категории детей нуждающихся с соц.защите………..7
  5. Заключение…………………………………………….13
  6. Список используемой литературы…………………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Наряду  с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий  населения, дети всегда рассматривались  и рассматриваются как безусловный  объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов  существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие  детей от неблагоприятных и опасных  воздействий со стороны природной  и социальной среды, гарантирующие  детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими  возрастными группами населения. Такое  положение вещей обусловлено  следующими причинами:

     во-первых, объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования,

     во-вторых, объективно ограниченными возможностями жизнедеятельности, присущими ребёнку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социальная  работа с несовершеннолетними 

     Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и  традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

     Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес  детского населения в демографической  структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение.

     Основные  социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут. Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем. 

     Первичная система ограничений  представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.

     Прежде  всего, это биологическая и физиологическая  зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п.

     Следующий элемент – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности  и способности ребёнка, результатом  чего становятся его потребности  в воспитании, образовании и развитии.

     И, наконец, ограниченные возможности  и способности ребёнка адекватно  реагировать на внешние воздействия  и адекватно оценивать собственные  действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость  удовлетворения потребностей ребёнка  в надзоре, социальном контроле, просвещении  и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и  общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности  для формирования вторичной системы ограничений жизнедеятельности ребёнка.

     В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.

     Наличие в обществе этих двух систем ограничения  жизнедеятельности ребёнка и  ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).

     Всё множество социальных проблем, с  которыми сталкиваются дети, можно  с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

     1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

     2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

     3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

     4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

     Безусловно, полностью и окончательно разрешить  все социальные проблемы детей раз  и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать  работу по социальной поддержке и  защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности. 
 
 
 

     Основные  методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

     1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.). 

     2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

     3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

     4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

     5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

     6.Социально-групповые,  позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).

     Реализация  перечисленных и им подобных методов  социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.

     Деятельность  органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих  основных задач:

     - задачи по спасению  детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком,

     эвакуация из района бедствия и т.п.);

     - задачи по социальному  развитию детей,  создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности); 

     - задачи по социальному  функционированию  детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

     Решение этих задач позволяет создать  в обществе действительно благоприятную  для детей среду жизнедеятельности  и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость  дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе. 

     Выделяют  следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите. 

     1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.

     В реальной жизни для таких детей  характерно состояние ничьих, которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.

Информация о работе Технологии социальной работы с несовершенолетними