Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:47, контрольная работа
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения.
Введение……………………………………………..….3
Социальная работа с несовершеннолетними………...4
Методы ср с детьми…………..………………………..6
Категории детей нуждающихся с соц.защите………..7
Заключение…………………………………………….13
Список используемой литературы…………………...14
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский
государственный
Социальный институт
Факультет социальной работы
Кафедра
социальной работы
Контрольная работа
по дисциплине:
«Технологии социальной работы по охране материнства и детства»
На тему:
«Технологии
социальной работы с несовершенолетними»
Проверил:
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение
Наряду
с малоимущими, лицами пожилого возраста,
инвалидами и рядом других категорий
населения, дети всегда рассматривались
и рассматриваются как
во-первых, объективной заинтересованностью и потребностью общества в детях как в гарантах непрерывности и преемственности своего существования,
во-вторых,
объективно ограниченными возможностями
жизнедеятельности, присущими ребёнку.
Социальная
работа с несовершеннолетними
Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.
Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны. Столь значительный удельный вес детского населения в демографической структуре общества приводит к тому, что проблемы социальной защиты детей, оказания им необходимой социальной поддержки и помощи имеют важное социальное и государственное значение.
Основные
социальные проблемы детей вызваны,
во-первых, их объективным психофизиологическим,
интеллектуальным и социальным статусом
и, во-вторых, состоянием общества,
в котором они живут. Для любого общества
характерно существование двух основных
систем ограничения
жизнедеятельности
ребёнка, которые во многом определяют
характер и содержание этих проблем.
Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может.
Прежде
всего, это биологическая и
Следующий элемент – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.
И,
наконец, ограниченные возможности
и способности ребёнка
В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.
Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ребёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).
Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:
1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).
2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).
3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).
4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).
Безусловно,
полностью и окончательно разрешить
все социальные проблемы детей раз
и навсегда ни одно общество не может.
Кроме того, неправомерно рассматривать
работу по социальной поддержке и
защите детей только как обязанность
социальных служб и учреждений. Эта деятельность
подразумевает совместные усилия учреждений
образования, здравоохранения, органов
внутренних дел, учреждений культуры,
административных и государственных организаций,
которые действуют в пределах своих возможностей
и своей компетенции, используя разнообразные
методы и формы деятельности.
Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:
1.Социально-
2.Социально-
3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).
5.Социально-
6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность).
Реализация перечисленных и им подобных методов социальной работы на практике, заставляет специалистов по работе с детьми решать ещё одну, на первый взгляд парадоксальную задачу, а именно, преодолевать постоянно присутствующее в обществе негативное отношение к детям и всему, что с ними связано. В массовом сознание достаточно прочно укоренилось представление о том, что дети – это серьёзная нагрузка или «обуза», которую берёт на себя человек, что они ограничивают его социальную свободу, что дети требуют от взрослых каких-то «жертв». Подобный стереотип создаёт значительные препятствия и трудности для эффективной социальной защиты детей.
Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком,
эвакуация из района бедствия и т.п.);
-
задачи по социальному
развитию детей,
создание необходимых условий для раскрытия
и реализации способностей ребёнка, его
социальная адаптация и социальная реабилитация
в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).
Решение
этих задач позволяет создать
в обществе действительно благоприятную
для детей среду
Выделяют
следующие основные
категории детей, нуждающихся
в социальной защите.
1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития.
В реальной жизни для таких детей характерно состояние ォничьихサ, которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном. Эта категория детей, к сожалению, весьма многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Точных данных о количестве подобных детей в обществе нет, но большинство экспертов и специалистов сходятся во мнении, что речь может идти о десятках тысяч человек.
Информация о работе Технологии социальной работы с несовершенолетними