Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:47, контрольная работа
Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения.
Введение……………………………………………..….3
Социальная работа с несовершеннолетними………...4
Методы ср с детьми…………..………………………..6
Категории детей нуждающихся с соц.защите………..7
Заключение…………………………………………….13
Список используемой литературы…………………...14
Безнадзорность
приводит к тому, что эти дети
оказываются в системе
преступности и детской проституции, появляются возможности для экономической эксплуатации детей.
Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.
Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни.
Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:
-
оказание срочной и
-
психологическая реабилитация
-
назначение, оформление и выплата
соответствующих пособий и т.п.
2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания .
Точных данных о количестве беспризорных детей в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов различных ведомств, занимающихся работой с детьми, оно колеблется в интервале от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия беспризорность и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.
Основными причинами беспризорности в обществе являются,
во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.
Действуя в совокупности, эти причины могут привести к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое проявляется, в том числе, и как беспризорность.
Социальная
работа с беспризорными
направлена на достижение
следующих целей:
-изъятие
ребёнка из негативного
-
первичная социальная
-
восстановление или
-
возвращение ребёнка к
Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:
1.Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.
2.Лечение,
оздоровление и медико-
3.Социально-
4.Педагогическая коррекция.
5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).
6.Передача
ребёнка в специализированное
детское учреждение, либо установление
над ним опеки и
Следует
помнить, что социальная помощь, которая
может быть оказана беспризорным детям,
не в состоянии покончить с беспризорностью
как с явлением. Для этого требуются длительные
и систематические усилия многих общественных
и государственных организаций и учреждений,
существенная трансформация ряда морально-нравственных
ценностей общества.
3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:
- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);
-
защита имущественных и
-
материальное обеспечение (
-
создание необходимых условий
для всестороннего развития и
образования, - профессиональной подготовки,
гражданского и социального
Кроме
того, в соответствии с названной
программой, каждый регион Российской
Федерации может и должен, исходя
из собственных возможностей, искать
и разрабатывать свои собственные
направление, формы и способы
деятельности по социальной защите сирот.
4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.
Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по
отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с большим трудом.
Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице).
Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов и друзей).
Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах, таких как
- брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);
- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребёнка);
- морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность);
- сексуальное насилие над ребёнком.
В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком.
Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся
жестокому обращению:
-
выявление фактов жестокого
- ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);
-
оказание ребёнку необходимой
медицинской, психологической
-
рассмотрение и решение
5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).
Социальная
работа с этой категорией
детей представляет собой деятельность,
направленную на создание условий, которые
необходимы для своевременного и эффективного
решения их социальных и личных проблем.
Она может включать в себя разработку
специальных образовательных методик
и программ обучения , создание дополнительных
учреждений и организаций, работающих
с такими детьми, содействие в получении
профессионального образования и последующей
трудовой адаптации человека, работу по
социальной адаптации и реабилитации
таких детей и формирование позитивной
среды общения. В целом, работа с указанной
категорией детей предполагает всесторонний
учёт специалистом особенностей каждого
конкретного ребёнка, его проблем и трудностей.
Заключение
Эффективная и грамотная социальная работа с детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:
Информация о работе Технологии социальной работы с несовершенолетними