Технологии социальной работы с несовершенолетними

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Наряду с малоимущими, лицами пожилого возраста, инвалидами и рядом других категорий населения, дети всегда рассматривались и рассматриваются как безусловный объект защиты, поддержки и помощи со стороны государства и общества. Во все времена и у всех народов существовали формальные и неформальные нормы и правила, ограждавшие детей от неблагоприятных и опасных воздействий со стороны природной и социальной среды, гарантирующие детям определённые социальные преимущества и привилегии по сравнению с другими возрастными группами населения.

Оглавление

Введение……………………………………………..….3
Социальная работа с несовершеннолетними………...4
Методы ср с детьми…………..………………………..6
Категории детей нуждающихся с соц.защите………..7
Заключение…………………………………………….13
Список используемой литературы…………………...14

Файлы: 1 файл

технологии ср по охране материнства и дет..docx

— 37.72 Кб (Скачать)

     Безнадзорность  приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных  или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом. Именно здесь формируются кадры для уличной и организованной

     преступности  и детской проституции, появляются возможности для экономической  эксплуатации детей.

     Социальная  помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как создание для ребёнка позитивной среды общения, восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно, по возможности возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

     Ещё одной, наиболее трагической группой  дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни.

     Социальная  помощь брошенным  детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

     - оказание срочной и необходимой  медицинской помощи, помещение ребёнка  в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

     - психологическая реабилитация ребёнка,  оказание ему необходимой юридической  помощи;

     - назначение, оформление и выплата  соответствующих пособий и т.п.  При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства. 

     2.Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания .

     Точных  данных о количестве беспризорных детей  в современном российском обществе, не существует. По оценкам экспертов  различных ведомств, занимающихся работой  с детьми, оно колеблется в интервале  от 700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь широкий разброс объясняется различиями в методиках подсчётов и разницей в трактовке понятия беспризорность и отсутствием четких программ работы с этим социальным явлением.

     Основными причинами беспризорности в обществе являются,

     во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.

     Действуя  в совокупности, эти причины могут  привести к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным миграциям населения, разрушению внутрисемейных и родственных связей и детскому одиночеству, которое проявляется, в том числе, и как беспризорность.

     Социальная  работа с беспризорными  направлена на достижение следующих целей: 

     -изъятие  ребёнка из негативного социального  окружения;

     - первичная социальная адаптация  его к жизни в здоровой социальной  среде;

     - восстановление или компенсация  утраченных социальных связей;

     - возвращение ребёнка к позитивным  формам социальной активности.

     Поставленные  цели во многом определяют возможные  формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:

     1.Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.

     2.Лечение,  оздоровление и медико-социальная  реабилитация ребёнка.

     3.Социально-психологическая  реабилитация ребёнка, психодиагностика  и необходимая психокоррекция.

     4.Педагогическая  коррекция.

     5.Восстановление  семейных связей и отношений  (если это возможно и отвечает  интересам ребёнка).

     6.Передача  ребёнка в специализированное  детское учреждение, либо установление  над ним опеки и попечительства.

     Следует помнить, что социальная помощь, которая  может быть оказана беспризорным детям, не в состоянии покончить с беспризорностью как с явлением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих общественных и государственных организаций и учреждений, существенная трансформация ряда морально-нравственных ценностей общества. 

     3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно велико (около 500 тысяч человек) и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории Российской Федерации, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются:

     - меры, направленные на компенсацию  ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);

     - защита имущественных и жилищных  прав;

     - материальное обеспечение (назначение  и регулярная выплата пособия или пенсии);

     - создание необходимых условий  для всестороннего развития и  образования, - профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.

     Кроме того, в соответствии с названной  программой, каждый регион Российской Федерации может и должен, исходя из собственных возможностей, искать и разрабатывать свои собственные  направление, формы и способы  деятельности по социальной защите сирот. 

     4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых.

     Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по

     отношению к детям. В обществе существует система  формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется  с большим трудом.

     Помимо  скрытого характера, жестокость по отношению  к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как  её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице).

     Кроме того, специалисты отмечают и такой  факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны  близких ему людей (родителей, родственников, педагогов и друзей).

     Жестокое  обращение с ребёнком может проявляться  в достаточно разнообразных формах, таких как

     - брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);

     - социальная жестокость  (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребёнка);

     - морально-психологическая  жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность);

     - сексуальное насилие  над ребёнком.

     В работе с этой категорией детей главное  – это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком.

     Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся

     жестокому обращению:

     - выявление фактов жестокого обращения  с ребёнком;

     - ограждение его от насилия  и жестокости (вплоть до изъятия  ребёнка из семьи, группы, коллектива);

     - оказание ребёнку необходимой  медицинской, психологической и  правовой помощи;

     - рассмотрение и решение вопроса  о целесообразности дальнейшего  пребывания в той среде, где  он подвергается жестокому обращению. 

     5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).

     Социальная  работа с этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения , создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Эффективная и грамотная социальная работа с  детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

Информация о работе Технологии социальной работы с несовершенолетними