Технологии социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Само понятие “социальные технологии” трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 336.00 Кб (Скачать)

С учетом сказанного, классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую в себя такие компоненты ('элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели. В соответствии с выделенными элементами и может быть осуществлена классификация технологий. Главным здесь является учет специфики объектов и видов социальной работы, интеграция первого и второго основания. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это - старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и т.д.

Теория и практика в России и за рубежом выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными и другими группами населения. Это - социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и выступают основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с дифференцированными группами населения, они серьезно различаются, если учесть специфику объектов социальной работы.

Технологии можно делить в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы со "слабыми" слоями населения) то в первом о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали уменьшению численности и доли населения., не нуждающегося в помощи и поддержке, о создании таких условий, которые помогали населению самому решать свои проблемы, а в итоге способствовали уменьшению численности и доли слабо защищенных слоев.

Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. То есть задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) состоит в том, чтобы не только способствовать лечению "социальных болезней", но и способствовать их предотвращению.

Учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Различаются технологии в социальной работе также по своему уровню:

простые (доступные неспециалистам);

сложные, требующие квалификации одного специалиста,

комплексные, требующие квалификации специалистов в разных областях.

 

Учитывая сложность субъекта социальной работы, в частности, социальные службы различных уровней и направлений, можно различать социальные технологии и по этому показателю. Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. В частности, можно выделить социальные технологии "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц.

Возможно выделение технологий в социальной работе с населением, проживающими на территории страны и группами, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (русскоязычным населением, русскими в государствах СНГ).

Изучая зарубежный опыт, важно выяснить: 1) какие социальные технологии в России уже применяются; 2) какие еще можно применить (когда, в каких условиях); 3) что вызывает сомнение в применении тех или иных способов, методов, приемов решения социальных проблем, 4) что вообще неприменимо в нашей стране. Представляется, что эти критерии применимы и в одной стране с учетом особенностей ее отдельных регионов. Наконец, важен, на наш взгляд, учет технологий, которые имели место в социальной работе (в ее непрофессиональной и профессиональной форме) на разных этапах функционирования и развития российского общества. Это может значительно обогатить возможности в решении социальных проблем, позволит взять все лучшее, что имело место в социальной работе с разными группами населения в истории нашей страны.

В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором методов и средств уже устаревших, основанных на обыденном сознании, практической смекалке, не отличаются высоким профессионализмом и наукоемкостью. Их применение связано обычно с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Технология социальной экспертизы

 

Важнейшим компонентом целостной системы социальной технологизации является экспертиза. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения. Социальная экспертиза связана и взаимодействует с такими функциональными технологиями социальной работы, как диагностика, профилактика и др. Например, экспертиза включает в себя диагностику состояния социального объекта. В свою очередь, социальная экспертиза применяется при диагностике, проектировании, составлении прогнозов, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, попечительства, социального обеспечения.

Потребность в проведении социальной экспертизы возникает тогда, когда принятие определенного социально значимого решения может сказаться неоднозначно (позитивно или негативно) на процессах реальной жизни, а у социального субъекта, принимающего нормативное решение, нет ясности относительно того, что за ним последует. В таком случае социальная экспертиза оказывается востребованной самой жизнью.

В общем плане под экспертизой понимается такое исследование проблемы или ее аспектов, которое требует специальных знаний, с представлением обоснованного заключения. Социальная экспертиза имеет свою особенность. Под ней принято понимать профессиональное исследование состояния социального объекта и вынесение обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итогового протокола совещания специалистов.

Следует отметить, что в ходе экспертизы для уяснения специфики социального объекта нередко применяется диагностика ее состояния. Когда заключение сложно сформулировать без применения элементов планирования, определенных изображений в виде схем, чертежей и объект экспертизы многосложен, то используется социальное проектирование, нацеленное на решение группы смежных проблем. Социальные проекты, подвергаемые экспертизе, могут быть нацелены на теоретическое обоснование и технологическое обеспечение нового типа межрегиональных хозяйственных и социальных связей.

Реализация многих социальных проектов предполагает проведение социологических оценок состояния исследуемого объекта, использование перспективных информационных технологий, выявление основных тенденций социальных трансформаций и приоритетных направлений динамики социальной и духовной жизни.

В научной и учебной социономической литературе определенное развитие получила проблема функционального обеспечения экспертизы. Ряд исследователей (Е.И. Холостова, В.А, Луков и др.) вполне обоснованно выделяет четыре основные функции социальной экспертизы: диагностическая, предполагающая освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования; информационно-контрольная, нацеленная на исследование достоверности информации о социальном объекте и внесение соответствующих корректив при ее искажении; прогностическая, означающая выявление возможных состояний социального объекта в зависимости от времени упреждения и вероятных сценариев развития процесса;

проектировочная функция, сориентированная на выработку рекомендаций по тематике экспертизы для социального проектирования и принятия управленческих решений.

При проведении экспертизы необходимо учитывать типологию ее организации. По мнению авторитетных специалистов, можно выделить три основных типа, или организационные модели экспертного исследования: рецензия, мониторинг, проект. Рецензия является наиболее простым и наименее затратным экспертным документом. Она носит преимущественно разовый характер. Если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе, то применяется мониторинговая модель экспертизы. В режиме мониторинга целесообразно проводить экспертное исследование при наличии достаточного материала для сравнения изучаемых явлений, процессов. Проектная модель экспертного исследования нацелена на решение целой группы смежных задач, когда экспертная оценка составляет основу проектирования желаемого общественного состояния. При проведении социальной экспертизы возможны и комбинации разных моделей экспортирования.

В зависимости от характера социального объекта, на который направлена экспертиза, можно выделить различные виды социальной экспертизы. Среди них следует назвать следующие: социальная экспертиза нормативных решений административно-управленческих органов (документов, программ, проектов и т. п.); социально-психологическая экспертиза; судебно-медицинская экспертиза;

судебно-психиатрическая экспертиза; медико-социальная экспертиза и др.

Процессы социальной трансформации, происходящие в современном российском обществе, актуализируют задачу научного обоснования и ведения социальной экспертизы нормативных решений, принимаемых административно-управленческими органами различных уровней: от федерального до местного. На федерально-государственном уровне у нас в стране накоплен определенный опыт проведения экспертизы. Однако, как справедливо подчеркивает ряд исследователей (С.В. Дармодехин, Ю.И. Муратов и др.), достигнутый уровень социальной экспертизы проектов решений высших органов власти и государственного управления, с точки зрения прогнозирования всего комплекса социальных последствий, не соответствую современным задачам реформирования общества. Назрела необходимость введения социальной экспертизы в структуру органов исполнительной государственной власти и местных муниципалитетов. В рамках такой системы можно было бы не только анализировать решения государственной власти и местного самоуправления в соответствии с их социальной обоснованностью, но и обеспечивать общественный контроль за реализацией таких экспертных рекомендаций. В экспертных заключениях, содержащих технологические решения по реализации приоритетов государственной социальной политики с учетом региональной специфики, заинтересованы и органы местной власти.

Важнейшей задачей социальных служб федерального уровня является периодическое осуществление экспертизы проектов потребительской корзины различных территорий страны. На начало 2001 г. она была проведена в 68 субъектах Российской Федерации. Как справедливо считает руководство Министерства труда и социального развития, отсутствие утвержденной потребительской корзины существенно затрудняет принятие региональных нормативных правовых актов, устанавливающих величину прожиточного минимума, не позволяет в должной мере организовать работу по обеспечению адресной социальной поддержки малоимущих граждан и реализовать федеральные законы о государственной помощи.

Отдельным направлением экспертной работы является социально-психологическая экспертиза. В практической социономии она применяется довольно часто. В такой экспертизе могут нуждаться лица, испытывающие затруднения в социальном общении. Экспертное заключение позволяет определить конкретные навыки и недостатки социального общения клиента. Экспертиза также является одним из важных методов анализа данных многочисленных исследований по социальной диагностике, широко используемых в практике социальной работы.

Социально-психиатрическая экспертиза нередко применяется и в отношении лиц, склонных к девиантному поведению, к правонарушениям. Этот вид экспертизы позволяет предотвратить опасное для общества деяние или же помочь следствию, когда преступление уже совершено. Так, в случае группового правонарушения перед следствием на его предварительной стадии возникает вопрос о групповых ролях обвиняемых. Для этого эксперты определяют индивидуально-психологические особенности личностей, находящихся под следствием. Затем выявляется лицо, которое с учетом своей психологической специфики могло занимать лидирующее положение в группе. Эксперты также определяют, кому из подследственных присущи такие личностные качества, как повышенная внушаемость, робость, повышенная агрессивность. В заключение эксперты определяют уровень организованности преступной группировки и наиболее вероятный сценарий поведения подследственных в ситуации совершения преступления. В данном случае социально-психологическая экспертиза приобретает форму судебно-психиатрической экспертизы.

В ситуации судебно-психиатрической экспертизы подэкспертный в большинстве случаев оказывается не по своей воле. В этой ситуации он предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобряемых форм поведения. Как отмечают специалисты, особенно ярко это проявляется в ситуации экспертизы с опросниками, — они не могут дать однозначный ответ “да” или “нет”, как того требует опросник, а начинают вводить конкретизирующие моменты или лгут, отрицая у себя те или иные формы поведения, даже если они реально присутствовали в исследуемой ситуации (например, вспыльчивость, агрессивность, тревожность и др.). В этой ситуации они настолько бывают ориентированы на социально одобряемые нормы, что готовы отказаться даже от малейших признаков индивидуальности, мгновенно подстраиваясь под эмоциональную реакцию эксперта. Поэтому психологу-эксперту соответствующим образом следует выстраивать задачи взаимодействия с клиентом. Пытаясь выглядеть “правильным”, последний бывает очень избирателен в интерпретации своего поведения в соответствии с социально одобряемыми нормами. В “Практической психологии” Г.С. Абрамовой при-;

водятся следующие примеры такой “интерпретации”: во время судебно-психиатрической экспертизы насильник начинает объясняться в любви к жертве, убийца, совершивший умышленное убийство, которое он долго и тщательно готовил, клянется в том, что он сделал это случайно, нечаянно, и т. п.

При проведении судебно-психиатрической экспертизы специалисты используют определенные методики, тестовые задания. В частности, психологи-эксперты пользуются методиками “Пиктограмма”, “Четвертый лишний”, тестом Роршаха, тестом-опросником Шмитека и др.

Информация о работе Технологии социальной работы