Самоконтроль нагрузки на занятиях физической культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1 Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом................................................................4
2 Самоконтроль, его цели, задачи и методы.........................................................5
3 Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля...........................................................................................................6
4 Дневник самоконтроля.........................................................................................8
Заключение.............................................................................................................11
Список использованных источников....

Файлы: 1 файл

физра_реф.docx

— 25.85 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента и здравоохранения

Специальность «менеджмент» 
 

Реферат

по   физической культуре 
 

Самоконтроль  нагрузки на занятиях физической культурой 

            Студентка 2 курса

            специальности

            менеджмент

              гуманитарного факультета  Игнатик Екатерина     

            дневной формы обучения   Владимировна 

                  Преподаватель Лучинович Людмила

                  Аркадьевна 
                   
                   

Минск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

1 Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом................................................................4

2 Самоконтроль, его цели, задачи и методы.........................................................5

3 Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля...........................................................................................................6

4 Дневник самоконтроля.........................................................................................8

Заключение.............................................................................................................11

Список  использованных источников...................................................................12

 

ВВЕДЕНИЕ

     Физическое  воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность  состоит в том, что старшее  поколение людей готовит к  жизни младшее, то есть воспитывает  его.

     По  мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция  физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения  в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня  можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую  ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому  воспитанию как необходимой стороне  гармоничного развития людей приобретает  качества целенаправленного воздействия  на конкретного человека согласно его  потребностям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

     Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической  медицины изучающий содержание, методы и последовательные ступени распознания  различных физиологических состояний  или болезней, во-вторых, процесс  распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение  полученных данных о здоровье или  заболевании.

     Нас будет интересовать второе значение. Состояние организма и отдельных  его систем в зависимости от формы  движения, мощности, длительности, ритма, объема и интенсивности работы можно  оценить с помощью дозированных нагрузок и возмущающих воздействий  функциональных проб.

     Для усвоения материала данного раздела  мы будем использовать так же термин «физическое развитие». Это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных  внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического  развития - масса, плотность и форма  тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают  особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

     Антропометрический  показатель - активные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков:

  • Соматометрические - длинна и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т.д.;
  • Физиометрические (функциональные)- жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

     Соматоскопические - состояние опорно-двигательного  аппарата (форма позвоночника, грудной  клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения  и полового созревания.

     Регулярные  занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центрально-нервную, обмена веществ  и энергии, пищеварительную.

     Итак, мы убедились, что при физических нагрузках происходят изменения  в организмах и системах человека. Чтобы занятия спортом не повредили  здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это  задача не только тренеров и преподавателей, но и самих физкультурников. 

     2 Самоконтроль, его цели, задачи и методы

     Самоконтроль  регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием  и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

     Задачи  самоконтроля:

1. Расширить  знания о физическом развитии.

2. Приобрести  навыки в оценивании психофизической  подготовки.

3. Ознакомиться  с простейшими доступными методиками  самоконтроля.

4.Определить  уровень физического развития, тренированности  и здоровья, чтобы корректировать  нагрузку при занятиях физической  культурой и спортом.

     Самоконтроль  позволяет своевременно выявить  неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

     Цель  самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами  за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление  об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма. 

     3 Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Критерии оценки самоконтроля

     Результаты  самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

     Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое  и в процессе занятий физическими  упражнениями), состояние сердечно - сосудистой системы и организма  в целом. Таким же объективные  показателем может служить и  изменение частоты дыхания: при  росте тренированности частота  дыхания в состоянии покоя  становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

     Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечно - сосудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных  сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько  методов измерения пульса. Наиболее простой из них - пальпаторный - это  прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии основания большого пальца. После интенсивной нагрузке, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

     В состоянии покоя пульс можно  подсчитывать не только за минуту, но и  с 10, 15, 30-секундным интервалами. Сразу  после физической нагрузки пульс, как  правило, подсчитывают в 10-секундном  интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем  у мужчин того же возраста. Частота  пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой- либо патологии. Если во время физической нагрузки частота пульса 100-130 удар/мин, это  свидетельство небольшой ее интенсивности, 130-150 удар/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, 150-170 удар/мин  по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170-100 удар/мин свойственной для предельной нагрузки. Так по некоторым данным, частота сердечных  сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может  быть: в 25 лет - 200, в 30 лет - 194, в 35 -188, в 40 -183, в 45- 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 159, в 65 153 удар/мин. Эти показатели могут служить  ориентиром при самоконтроле.

     Исследования  показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса  крови (т.е. объема крови, изгоняемого  из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных  сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин. Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление ( систолическое ) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм. рт. ст., минимальное ( диастолическое ) - 65-85 мм. рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм. рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм. рт. ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке. 

     4 Дневник самоконтроля

     Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся  показания самоконтроля и даты.

     Дневник состоит из двух частей. В одной  из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной  работы (объем и интенсивность, пульсовой  режим при ее выполнении, продолжительность  восстановления после нагрузки). В  другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования  и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам  рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые  функциональные пробы, динамику жизненной  емкости легких, общей работоспособности  и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих  отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим  занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и  методов проведения физкультурно-оздоровительных  и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

     В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

     Самочувствие  оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется  характер необычных ощущений. Сон  оценивается по продолжительности  глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный  сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как  хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются  по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

     Масса тела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних  и тех же весах, в одной и  той же одежде. В первом в периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

     Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить  различные отклонения в состоянии  организма.

     Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования  труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных  напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно- сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и  приводит к снижению спортивных результатов.

Информация о работе Самоконтроль нагрузки на занятиях физической культурой