Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:44, реферат
Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………….6
3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8
4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………….13
6. Гимнастика, её виды и характеристика……………………………………..16
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………….30
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей.
Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека - в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка - наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает : привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ - «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
В сложных действиях проявляется воля ребенка - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Таким образом, занятия физическими упражнениями - важный фактор формирования личности ребенка дошкольника.
6.Гимнастика, её виды и характеристика.
Гимнастика
(от греч. «гимнос» — обнаженный) — система
специально подобранных физических упражнений
и научно разработанных методических
положений, направленных на решение задач
всестороннего физического развития и
оздоровления ребенка.
Она предполагает оздоровление
и всестороннюю физическую подготовленность
ребенка к разнообразной деятельности,
формирование физического совершенства.
Гимнастика способствует воспитанию жизненно
важных двигательных навыков, а также
придает движениям красоту, грациозность,
точность. Она обеспечивает развитие и
психофизических качеств, таких, как ловкость,
быстрота, сила, гибкость, выносливость;
формирует волю, характер, дисциплинированность,
развивает память, мышление. Специфической
задачей гимнастики является формирование
правильной осанки, коррекция различных
деформаций тела, воспитание умения владеть
им.
Начиная с младенчества,
гимнастика применяется во всех возрастных
группах дошкольного возраста.
Сама по себе она является
важнейшим методом физического воспитания.
Гимнастика располагает
существенными средствами для решения
воспитательных и оздоровительных задач,
точного выполнения движений, совершенствования
техники их выполнения. Регламентированный
порядок занятий, организация обучения
обеспечивают осознанное и самостоятельное
выполнение движений, развитие творчества,
воспитание организованности. Гимнастика
повышает эмоциональность занятий, воспитывает
эстетический вкус, ритмичность и выразительность
движений. Ее влияние на организм и личность
ребенка усиливается под воздействием
музыки.
Важную роль в организации гимнастических
упражнений играет обучение, в процессе
которого воспитывается умение оценить
свои двигательные возможности, усвоить
общие закономерности двигательной деятельности.
Осуществлению этой задачи способствует
распределение учебных заданий, применение
анализа и синтеза движений,
изучение разнообразных физических упражнений
И творческое их использование.
Таким образом, гимнастика и ее методы
способствуют повышению общей физической
подготовленности ребенка и помогают
успешнее решать задачи физического воспитания.
В системе физического
воспитания ребенка дошкольного возраста
выделяются различные виды гимнастики:
общеразвиваю-\щая (к ней относятся — основная
гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика
со спортивной направленностью, включающая
в себя элементы, доступные детям и направленные
на повышение их общей физической подготовленности
(к ней относятся художественная гимнастика,
атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.
Основная гимнастика.
Основная гимнастика направлена на укрепление
здоровья, общей физической подготовленности,
закаливание организма, воспитание правильной
осанки, укрепление внутренних органов
и их систем (сердечно-сосудистой, дыхательной,
эндокринной).
В содержание основной гимнастики
входят строевые (упражнения в построении
и перестроении), общеразвивающие и основные
движения. Выполнение физических упражнений
проводится на гимнастических снарядах
и с использованием физкультурного инвентаря.
Под влиянием основной гимнастики улучшается
деятельность внутренних органов, усиливается
обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный
аппарат. Отечественные ученые считают
гимнастику важным фактором повышения
работоспособности, лучшим средством
отдыха.
Гимнастика позволяет подобрать
упражнения, избирательно влияющие на
развитие любых групп мышц, суставов, органов
и их систем. Занятия гимнастикой содействуют
образованию навыков различной сложности
и тем самым предъявляют высокие требования
к нервной системе и функциям анализаторов.
Для гимнастики характерна точная, дозированная
нагрузка, определяемая характером упражнений,
темпом их выполнения, анализом и числом
Движений, особенностями исходных положений.
Гимнастические упражнения
могут быть: I а) динамичными (направленными
на более полное использование всех движущих
сил при выполнении физических упражнений
и одновременное уменьшение сил тормозящих);
б) статическими (они связаны с неподвижным
сохранением какого-либо положения тела
и его позы). Гимнастические упражнения
могут носить анаэробный и аэробный характер
(т.е. упражнения, выполняемые при минимальном
или максимальном потреблении кислорода).
Гигиеническая гимнастика
направлена на укрепление здоровья ребенка,
воспитание правильной осанки, совершенствование
функциональных систем организма. Средствами
гигиенической гимнастики являются общеразвивающие
упражнения в сочетании с закаливающими:
водными, воздушными и солнечными процедурами;
массажем и самомассажем.
Гигиеническая гимнастика рекомендуется
для всех возрастных
групп детей.
Гимнастика
со спортивной направленностью имеет
целью повышение общей физической подготовленности
человека. В работе с детьми дошкольного
возраста можно применять только ее элементы.
Художественная
гимнастика включает в себя упражнения
со спортивной направленностью. Это могут
быть упражнения без предметов или с предметами,
а также упражнения с неопорными прыжками.
Отличительной особенностью художественной
гимнастики является связь с музыкой и
элементами танца, эмоциональная выразительность
движений, их красота и грациозность, что
в значительной мере способствует эстетическому
воспитанию. Задача педагога состоит в
том, чтобы упражнения художественной
гимнастигаг стали доступными детям, а
их движения гармоничными, естественными
и грациозными. Сочетание движения и музыки,
танцевальный характер упражнений придают
им яркую динамическую структуру. Для
художественной гимнастики характерны
упражнения в равновесии, повороты, танцевальные
виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного
танца, упражнения с предметами (мяч, обруч,
ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.).
Упражнения художественной гимнастики
формируют координацию движений. Они выполняются
с разнообразной скоростью и различным
напряжением мышц.
В художественной гимнастике широко используется
художественное движение — система физических
упражнений преимущественно танцевального
характера, отличающихся ритмичностью,
пластичностью, выразительностью, утонченностью
движений. Они органично связаны с музыкой,
развивают способность к импровизации.
В художественное движение включаются
шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом
создаются композиции, сочетающиеся с
определенной музыкой. В дошкольных учреждениях
можно использовать доступные элементы
художественного движения при проведении
разных форм организации двигательной
деятельности.
К спортивным
видам гимнастики относится акробатика
(от греч. — «подымающийся вверх»). В дошкольных
учреждениях используются отдельные элементы
акробатики, в основном это подводящие
к акробатическим упражнениям движения,
которые подготавливают ребенка к выполнению
упражнений в школьном возрасте.
Особого внимания педагога требует выполнение
упражнений на растяжку и кувырков. Ряд
исследователей подчеркивают необходимость
осторожного подхода педагогов к обучению
ребенка кувыркам (М. Н. Поняев, О. Сытель
и др.). Многие специалисты в области физического
воспитания ребенка рекомендуют в целях
охраны позвоночника, особенно шейных
его отделов, надевать ребенку шейный
воротник (Т.Доман, Д.Доман, Б.Хаги и др.)
или стелить мягкий коврик (И.Борисова).
В раннем возрасте акробатические движения
выполняются вместе со взрослыми (мамой,
папой, воспитателем). К акробатическим
видам упражнений относятся упражнения
типа: «Стрекоза», «Самолетик», «Ласточка»,
«Рыбка», «Окошко» и др.
Ритмическая
гимнастика представляет собой систему
физических упражнений, выполняемых под
музыку. Ритмическая гимнастика способствует
развитию у детей мышечной свободы, выразительности,
красоты, грациозности, ритмичности движений.
Она развивает музыкальность, формирует
чувство ритма.
Ритмическая гимнастика в дошкольных
учреждениях включается в разные формы
двигательной деятельности: в утреннюю
гимнастику, в вводную часть физкультурных
занятий или как ритмические блоки в основную
их часть и другие виды деятельности.
Прикладная
гимнастика. К прикладной гимнастике
относится лечебная гимнастика, или лечебная
физкультура, направленная на восстановление
здоровья. Она используется для улучшения
состояния нервной системы, повышения
тонуса организма, снятия отрицательных
эмоций, улучшения телосложения, исправления
осанки.
7.Спортивные упражнения для дошкольников.
Основные виды движений определяются как жизненно необходимые человеку движения. Действительно, даже в современной цивилизованной жизни человек не может обходиться без ходьбы и бега, преодоления препятствий при помощи прыжков, лазанья и ползания, метания и ловли предметов, плаванья.
Упражнения в основных видах движений (далее ОВД) по сути, являются базой физического воспитания. К ним готовят при помощи обще-развивающих упражнений и их же используют для подвижных игр.
В физическом воспитании
выделяют 6 видов ОВД:
1. Ходьба.
2. Бег.
3. Прыжки.
4. Метание, бросание, катание,
ловля предметов.
5. Ползание-лазанье.
6. Плавание.
И связанная с упражнениями ОВД функция
равновесия.
Плавание, как правило, в детских садах не рассматривается по причине отсутствия условий (бассейнов). Но что Вам мешает водить свое чадо в бассейн хотя бы раз в неделю, в выходные? В каждом нормальном бассейне есть инструктор, в обязанности которого входит обучение плаванию детей, по крайней мере он может дать рекомендации родителям.
Без плавания остается 5 видов упражнений. Все они важны - ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!
Они важны не только для умения двигаться. Формирование этих основных движений в соответствующее время (в нужном возрасте) способствует образованию правильных нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга. Американский педагог-исследователь Глен Доман в своей книге «Как воспитать ребенка физически совершенным» даже выводит специальное определение – физический двигательный интеллект.
Ходьба.
Ходьба — основной способ передвижения человека. Она относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов правой и левой ногой. Последовательность этих движений таков: перенос вперед одной ноги, в то время как другая опирается на почву; опора о почву обеими ногами; перенос вперед другой ноги; опора о почву обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности. При этом сокращение мышц чередуется с относительно продолжительным их расслаблением. Это позволяет ходить относительно длительное время без утомления.
Движения плечевого пояса и рук способствуют сохранению равновесия при ходьбе. Движения эти ритмичны и согласуются с движениями ног; при выносе правой ноги вперед правая рука отводится назад и, наоборот, при выносе левой ноги вперед левая рука отводится назад.
Амплитуда движения рук зависит от высоты подъема колена, ширины шага, темпа ходьбы.
Существует большое
количество видов ходьбы, каждый из которых
по-разному влияет на организм человека:
- Ходьба с высоким подниманием колена,
широким шагом, полуприседе и полном приседе
способствует развитию всех основных
групп мышц, связок, суставов, а также усиливает
работу сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
- Ходьба на носках, пятках, краях стоп
укрепляет мышцы, связки стопы и предупреждает
развитие плоскостопия.
- Ходьба в различных построениях (в колонну
по одному, по два, четыре) и в различных
направлениях (змейкой, по кругу) развивает
у детей глазомер, помогает воспитывать
у них умение согласовывать свои движения
с движениями других детей, действовать
в коллективе.
- При выполнении ходьбы в различных темпах
у детей развивается быстрота двигательных
реакций. Обычная ходьба не связана с большой
физиологической нагрузкой на организм
и используется для успокоения организма.