Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:44, реферат
Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………….6
3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8
4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………….13
6. Гимнастика, её виды и характеристика……………………………………..16
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………….30
Старшим детям предлагают спрыгивать в определенное место, например за линию или в кружок, расположенные на расстоянии 15—20 см от того предмета, с которого прыгает ребенок. Такое задание требует от детей умения соразмерить силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть, рассчитать точность приземления в определенное место. По мере овладения детьми техникой прыжков с высоты задания усложняются, например: прыгать боком, с хлопками и т. д.
В связи с тем, что детям во многом присуще конкретное, предметное мышление, им непонятно высказывание - прыгнуть как можно дальше или бросить как можно дальше. Им это «дальше» нужно сравнить с конкретным расстоянием. Поэтому ребенку нужно ставить ясную цель.
Можно, например, начинать прыгать с детьми 3 лет с места толчком двумя через обруч 60 см. Это называется - прыгать через лужу. Как правило, больше половины детей поначалу не могут перепрыгнуть такое расстояние. Можно взять другой ориентир (отметить прыгалкой, веревкой, мелом, шарфиком, рисунком на коврике - на что хватит фантазии). Можно допускать временно двойной прыжок на двух - в обруч и из обруча, мотивируя тем, что, прыгнув в лужу, нужно сразу из нее выпрыгнуть. Но тут такая особенность – при занятиях в группе детей можно поставить в пример умеющего прыгать. Если же занятия индивидуальны, то лучше применять доступное расстояние, чтобы ребенок обязательно перепрыгнул.
Прыгать желательно на мягкое покрытие (мат, матрац) на улице - травка, песочек и в обуви.
К прыжкам с разбега можно подходить к 4 годам. Прыгать так же на мат с короткого разбега (3-5 м) через тот же обруч. Обязательное условие - техника: разбег, толчок одной ногой, приземление на две ноги приседая. Нельзя падать на руки, попу и т.д. Постепенно размер обруча увеличивается. Дети любят прыгать.
В дошкольном возрасте, примерно с 5 лет, можно учиться прыгать в высоту. Прыгают в высоту - с прямого разбега способом согнув ноги. То есть точно таким же способом, как и в длину с разбега. Обычно рекомендуют прыгать через натянутую веревочку. Однако дети боятся зацепить веревку и упасть, боятся, когда качается стойка, на которой эта веревка крепится, отсюда - невозможность показать нормальный результат. Лучше соорудить из старых пластиковых бутылок простую пластиковую имитацию кустиков и травы высотой 30-40 см. На улице можно прыгать через кустики. Можно делать и повыше - зависит от результата ребенка. В чем разница? Дело в том, что такое препятствие демонстрирует ребенку безопасность прыжка, даже если он зацепится. Нужно показать, что нога может свободно проходить через эти "кустики". Он перестанет опасаться прыгать и будет проявлять свои способности полнее.
Нужно помнить, что для ребенка дошкольника основным, ведущим видом деятельности является игра. Следовательно - нужно играть. И тут уж зависит от личной фантазии - как человек сможет обеспечить ребенку такие игровые условия, при которых он будет тренироваться - то есть выполнять движение неоднократно и правильно.
Метание, бросание, катание, ловля.
Характеристика метания
Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками с песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения.
Предметы могут быть различные, но в данном случае ограничимся наиболее естественным - мячом.
Разделение такое же как
и в прыжках:
1. Малый мяч одной рукой - требует перекрестной
координации.
2. Большой мяч (ну - относительно конечно)
двумя руками - требует симметричной координации.
Метание требует развитых мышц плечевого пояса и определенной крепости связок и суставов. В связи с этим в дошкольных учреждениях большое место занимают подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, скатывание, бросание, «школа мяча».
Подготовительные упражнения развивают глазомер, силу, умение бросать мяч в определенном направлении и другие качества, необходимые для метания на дальность и в цель. Эти упражнения выполняются правой и левой рукой, чтобы равномерно развивать все группы мышц.
Методика обучения
Сначала обучают детей подготовительным упражнениям (катание, прокатывание, скатывание и др.), а затем уже более сложным видам (метание на дальность и в цель).
Существует понятие
"школа мяча", раскрытое еще П.Ф.Лесгафтом
(1952), и содержащее систему упражнений
в подбрасывании, ловле, отбивании мяча,
как малого, так и большого. Для детей дошкольного
возраста из «школы мяча» можно выделить
следующие виды упражнений:
1. Упражнения
для тактильной чувствительности:
мяч катать в ладонях, на предплечьях,
крутить пальцами, крутить пальцами на
полу, катать стопой, толкать головой в
положении на четвереньках и т.д.
2. Подбрасывание
и ловля. Как правило, дети, подбросив
мяч убирают руки в стороны, поэтому поймать
мяч им нелегко. Основное внимание - руки
остаются на месте, собраны в корзиночку,
мяч как бы сам падает в руки. Малый мяч
постепенно бросать одной - ловим двумя,
потом бросаем и ловим одной.
На что нужно обратить внимание:
Первый момент - дети подбрасывают мяч и смотрят не на него, а на взрослого, ожидая реакции. Одобрить, и обратить внимание на необходимость следить за мячом - в противном случае поймать невозможно.
Второй момент - дети поначалу бросают невысоко. Нужно научиться бросать мяч повыше.
После этого переходим к броску с хлопком, двумя, тремя и т.д. Условие – обязательно поймать мяч, не дав ему упасть на пол. Следующие упражнения в ударах мяч в пол и ловле его после отскока. Далее бросать мяч в стену и ловить от стены (не давать упасть на пол).
Выполнять бросок двумя руками в цель - лучше в вертикальную, а не в высокую взрослую баскетбольную корзину. Для детей определен стандарт - высота баскетбольного кольца 1,8 м, но при необходимости можно опустить ниже – на 1,6 метра. Это вполне нормальная высота. Если такого кольца нет - лучше бросать в вертикальную цель. Бросок должен производиться не из-под кольца, а с расстояния 2-4 м.
Дальше разнообразные ведения, отбивания, перебрасывания с обязательным акцентом внимания на точность выполнения действий.
Третий момент - отдельно нужно отметить метание малого мяча в цель и на дальность. В силу особенностей детского мышления понятие "на дальность" нужно заменить - добросить до дерева (столба, куста, забора, через реку, футбольное поле и т.д.).
Метание в цель, как и стрельба, учит сосредоточению, концентрации, высокой координации, умению воспроизвести такие же действия много раз (как однообразие прицеливания). Дети, как правило, бросают в цель поворачиваясь бросающей стороной вперед. Нужно специально формировать исходное положение - правая рука с мячом сзади, левая нога и рука впереди. Нужно сразу учить правильно прицеливаться и бросать точно.
Раньше, по программе требовалось ребенку 6-7 лет попадать малым мячом в цель диаметром 20 см с 5 метров. Это очень трудно. Для современных детей - тем более. Это потому, что они не бросают ничего. Игр с метаниями нет. Стараниями взрослых: не бросай - в голову попадешь, стекло разобьешь и т.д. А это упражнение крайне важное для физического воспитания. На настоящий момент дети худо-бедно бросают мячи в мишень 70 х 70 см с расстояния 3 метра, попадая процентов 70 не более (это в мишень вообще).
Ползание и лазание.
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Методика обучения
Детей сначала обучают ползанию, подлезанию, пролезанию, а затем перелезанию, влезанию и лазанию.
Можно выделить два класса
упражнений:
1. Перелезание - характеризуется преодолением
препятствия через само препятствие. Включает
влезание на препятствие преодоление
его и спуск (слезание).
2. Подлезание - преодоление препятствия
под самим препятствием. Включает - опускание
тела для принятия дополнительных точек
опоры (на руки или живот, или спиной) преодоление
препятствия проползанием в принятом
положении, возврат в исходное положение.
Ползание и лазание могут предваряться или сопровождаться общеразвивающими упражнениями в висах, упорах, подтягиваниях, отжиманиях, группировках, перекатах, кувырках и т.д. То есть это прикладное применение того, что в просторечье называют гимнастикой и акробатикой.
Современные дети в большинстве своем не умеют ни лазать, ни ползать. Причина - социальная: ползать - значит пачкаться, лазать - упадешь. Тем не менее это важное в процессе физического воспитания упражнение, которое необходимо обязательно осваивать.
Для обучения ползанию – используется непосредственно ползание. Как правило - разнообразные передвижения в упорах спереди и сзади, ползком на животе и спине, перекатами и т.д. В форме эстафет и соревнований. Выполняется переползание через препятствия. Таким же образом выполняется и подлезание после бега в эстафете.
Лазание рекомендуется во всех возрастных группа. В младшем возрасте используется наклонная лесенка — стремянка (она более устойчива). Высота лесенки постепенно увеличивается от 1 до 2 м. С 2-3 летнего возраста применяется вертикальная гимнастическая стенка. Высота ее тоже увеличивается постепенно — с 1 до 2 м. Расстояние между рейками 12—25 см, пролет лестницы 70—90 см.
Для обучения лазанью в старшем возрасте используется два основных снаряда - гимнастическая стенка и канат высотой 3 м. По стенке не только залезать и слезать - перемещаться по горизонту и диагонали. Другой вид упражнений уже в перелезании - через невысокие препятствия - бревна, скамейки, перила, маленькие специальные лестницы, специальные лазательные модули. Обычно на детских площадках такие есть - с кольцами и лестницами.
При лазанье обязательна страховка взрослого!!!
Заключение.
В отличие от других педагогических наук, теория физической готовности ребенка к школе познает общие закономерности, по которым в системе воспитания происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование. Это и определяет специфику предмета теории физического воспитания.
Обобщая научные и практические данные, теория физической готовности раскрывает суть задач, которые должны быть решены в процессе физического воспитания, определяет принципиальные подходы, эффективные средства и методы реализации этих задач, выявляет и разрабатывает оптимальные формы построения процесса физического воспитания применительно к основным этапам возрастного развития человека и условиям его жизнедеятельности.
Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Все вышеизложенное должно использоваться в программе обучения ребенка в детских дошкольных учреждениях. Но на практике, к сожалению, это далеко не так. Как итог - нынешнее поколение будущих молодых людей отстает в физическом развитии, часто болеет и имеет огромное количество других проблем. И поэтому родители, не зная сути вопроса, пытаются заменить эту программу, приводя детей в различные секции. Это некорректно, т.к. очень мало секций, где используется разработанная и проверенная система, программа именно дошкольного физического воспитания. Мы не против посещения дошкольниками различных секций, будь то БИ или танцы, или еще что-нибудь. Но если Ваша задача – «осуществление общей физической подготовки и общего физического развития. Осуществление системное, целенаправленное, в соответствии с возрастными периодами развития организма». То тогда, танцы тут вполне прилагательное - есть - хорошо, нет - и не надо, вполне можно обойтись. То же самое можно сказать и про любой стиль боевых искусств!
Теперь при выборе секции родители, на основании вышеизложенного материала, смогут ответить себе на вопрос: Имеет ли инструктор, выбранной секции, необходимые знания и применяет ли их в необходимом объеме во время занятий с детьми? Можно посмотреть тренировку, спросить о программе тренировок у самого инструктора, спросить родителей, чьи дети уже занимаются в данной секции – и сделать соответствующие выводы.
В любом случае, еще до выбора секции для своего ребенка, родители должны понимать для чего им это нужно. И, конечно, родители всегда имеют право выбора.
Список литературы.
1. Адашкявичене
Э. Й. Спортивные игры и
2. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1981.
3. Глазырина Л.
Д. Физическая культура –
4. Запорожец А.В.
и Т.А. Маркова. Основы
5. Кенеман А.В., Хухлаева
Д.В. Теория и методика
6.Лескова Г.П., Буцинская И.И., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду.-М., 1981.
7. Степаненкова
Э.Я. Теория и методика