Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:44, реферат
Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………….6
3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8
4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………….13
6. Гимнастика, её виды и характеристика……………………………………..16
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………….30
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Место и роль физической культуры в
общей системе воспитания детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………
3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8
4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника
в процессе занятий физическими упражнениями………………………………………………
6. Гимнастика, её
виды и характеристика……………………………………..
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми
Неблагоприятные эколого-климатические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Только улучшение медицинского обслуживания не решит проблему здоровья - необходимы совместные усилия родителей, педагогов, медицинских работников.
Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей.
Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.
Систематическое целенаправленное изучение передовых достижений в области педагогики и психологии, эффективное использование в опыте работы новых современных физкультурно-оздоровительных программ и технологий способствовало разработке: «Модели системы взаимодействия семьи и детского сада по укреплению здоровья и полноценному психофизическому развитию детей дошкольного возраста».
Итогом исследовательской работы по проблеме «Взаимодействие всех участников педагогического процесса по сохранению здоровья и повышению уровня физической подготовленности детей» стали разработка и апробация психолого-педагогического сопровождения физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста.
Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
1.Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В. Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей ( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1. Уметь анализировать
и оценивать степень
2. Формулировать
задачи физического воспитания
на определенный период (например,
на учебный год) и определять
первостепенные из них с
3. Организовать
процесс воспитания в
4. Проектировать
желаемый уровень конечного
5. Сравнивать достигнутые
результаты с исходными
6. Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.
2.Особенности развития ребенка-дошкольника.
У ребенка
с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения
условные связи закрепляются и совершенствуются.
Повышается физическая подготовленность,
совершенствуются психофизические качества.
Таким образом, понимание особенностей
развития нервной системы ребенка позволяет
педагогам посредством упражнений и подвижных
игр укреплять и совершенствовать его
нервную систему.
За период раннего и дошкольного детства
непрерывно изменяются показатели физического
развития: роста, массы тела, окружности
головы, грудной клетки.
За первый год жизни рост
ребенка увеличивается примерно на
25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению
с первоначальным.
Масса тела ребенка
на первом году жизни утраивается по сравнению
с массой при рождении. После года отмечаются
прибавки на каждом году жизни по 2—2,5
кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению
с показателями годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки
при рождении — 32—34 см. В течение первых
3—4 месяцев жизни она увеличивается на
2,5—3 см в месяц, затем прирост ее_ снижается.
В конце года она составляет около 0,4—0,5
см в месяц, за первый год окружность грудной
клетки Увеличивается на 12—15 см. Примерно
так же происходит увеличение грудной
клетки за весь остальной период дошкольного
детства.
Величина окружности грудной клетки зависит
от упитанности, физического развития
и подготовленности ребенка.
Окружность головы
при рождении ребенка примерно 34—35 см.
В первые 9 месяцев она увеличивается на
3—3,5 см в квартал.
В дальнейшем
ее рост резко замедляется, возрастая
в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год.
Изменение окружности головы в раннем
возрасте определяется увеличением массы
головного мозга. Под воздействием физических
упражнений улучшается не только физическое
развитие ребенка, его телосложение, но
и развитие и совершенствование массы
головного мозга.
Костная система ребенка
богата хрящевой тканью. Кости его мягкие,
гибкие, недостаточно прочные, поэтому
они легко поддаются как благоприятным,
так и неблагоприятным воздействиям. Эти
особенности костной системы требуют
внимания педагогов к подбору физических
упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии
с функциональными и возрастными возможностями
ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата
начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно
в течение всего дошкольного детства.
В этот период формируются изгибы в шейном,
грудном, поясничном отделах позвоночника.
Физиологическое развитие позвоночника
играет жизненно важную роль и влияет
на формирование правильной осанки, техники
движений, состояние внутренних органов,
дыхательную и нервную системы. S-образный
изгиб позвоночника предохраняет скелет
от травм при выполнении физических упражнений.
В дошкольном детстве происходит формирование свода
стопы. Оно начинается на первом году
жизни и интенсивно продолжается с освоением
ребенком ходьбы весь дошкольный период.
В укреплении свода стопы важнейшую роль
играют физические упражнения. Важно также
подобрать ребенку соответствующую обувь.
Развитие костной системы скелета тесно
связано с развитием мускулатуры, сухожилий,
связочно-суставного аппарата.
Мышечная система
у ребенка раннего возраста развита недостаточно,
мышечная масса у него составляет около
25 % массы тела. По мере развития движений
ребенка увеличиваются масса и сократительная
способность мышечной ткани. Под воздействием
физических упражнений происходит увеличение
силы мышц.
В младшем возрасте у ребенка мышцы-сгибатели
развиты больше, чем разгибатели,
поэтому часто его движения и осанка бывают
неправильными: сутулая спина, опущенная
голова, сведенные плечи и т.д. К 5 годам
увеличивается мышечная масса, нарастает
мускулатура нижних конечностей, увеличиваются
сила и работоспособность мышц. Сила мышц
увеличивается с 3,5—4 кг в младшем дошкольном
возрасте (3 — 4 года) до 13 — 15 кг к 7 годам.
С 4 лет появляются различия в показателях
у мальчиков и девочек. Значительно увеличивается
становая сила — сила мышц туловища.
Она увеличивается
к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17
кг Б 3—4 года.
Статическое состояние мышц называется
мышечным тону с о м. В первые месяцы жизни
у ребенка преобладает тонус мышц-сгибателей
над разгибателями. В раннем возрасте
мышечный тонус уменьшается под воздействием
гимнастики и массажа.
Мышечный тонус в дошкольном возрасте
имеет большое значение для формирования
правильной осанки. Мышечный тонус туловища
создает естественный «мышечный корсет».
С годами у ребенка укрепляются мышцы
спины и живота. Это является результатом
как регуляторного функционирования центральной
нервной системы, так и положительным
воздействием физических упражнений.
В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая
система претерпевает морфологические
и функциональные изменения. Масса сердца
увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3
г — у б—7-летнего. Увеличивается сила
сердечных сокращений, повышается работоспособность
сердца.
С возрастом поднимается артериальное
давление: на первом году жизни оно
составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте
3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст.
По мере развития ребенка уменьшается
частота дыхания: к концу первого года
жизни она равна 30—35 в минуту, к концу
третьего — 25—30, а в 4—7 лет — 22—26. У ребенка
нарастают глубина дыхания и легочная
вентиляция. Это свидетельствует о расширении
двигательных возможностей детей. В процессе
развития у ребенка увеличиваются морфологические
и функциональные возможности: повышается
тренированность мышц, работоспособность,
совершенствование организма.
В процессе возрастного развития ребенка
установлены критические этапы совокупности
морфологических и функциональных особенностей,
отличных от смежных возрастов.
Исследования показали, что с 3 до 7 лет
выделяются третий, пятый и седьмой год
жизни. В этот период происходит не только
количественный рост, но и существенная
перестройка функций организма. Возраст
от 4 до 5 лет отличается наибольшей интенсивностью
и гармоничностью физического и умственного
развития.
Таким образом, познание особенностей
психофизического развития, формирования
двигательных функций позволяет сделать
вывод о необходимости создания для ребенка
возможности правильно двигаться, т.е.
заложить у него основы физической культуры.
Важную роль здесь, об этом нельзя забывать,
играют воспитание и обучение.