Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:44, реферат

Краткое описание

Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4

2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………….6

3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………….13

6. Гимнастика, её виды и характеристика……………………………………..16
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Физическая готовность ребенка к школе..docx

— 97.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Физическая готовность детей к школьному обучению.

 

    Что понимают под физической готовностью? 
    Для того чтобы, ребенок мог справляться и выдерживать учебную нагрузку в течение всего урока и школьного дня, он должен быть здоров и хорошо физически развит: 
 
- иметь нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7 – летнего возраста, 
 
- нормальное, соответствующее возрасту, состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе), 
 
- нормальное, соответствующее возрасту, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно влияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе). 
 
     Для того, чтобы лучше понять, какие проблемы могут подстерегать первоклассника, давайте немного коснемся физиологических особенностей ребенка этого возраста. 
 
    Мы с Вами уже говорили, что этот возраст и адаптация к школе сложны как в психологическом, так и в физическом плане. Физическое развитие ребенка 6 – 7 лет находится на той стадии, что его опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, эндокринная и нервная системы испытывают бурные изменения. 
 
     Тело еще не готово к длительным статическим позам. Сидеть неподвижно первокласснику очень тяжело, недостаточно развитые мышцы спины не могут удерживать спину в прямом ровном положении при напряженной сидячей работе. В этом возрасте еще не закончено окостенение и формирование грудной клетки, позвоночника, поэтому неправильная осанка, ношение тяжелого портфеля в одной руке незаметно могут привести к серьезным последствиям. Очень тяжело ребенку дается письмо, ведь его кисть тоже не достаточно готова к выполнению мелких сложных движений, поэтому при письме рука болит. Кроме того, старательно выводя буквы, начинающий школьник невольно задерживает дыхание, что приводит к кислородному голоданию. Слух ребенка этого возраста тоже несовершенен, поэтому первоклассник может просто не услышать учителя, что – то пропустить из его объяснений. 
 
     Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в первой четверти. 
 
     Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются. 
 
    Хочется обратить Ваше внимание, уважаемые родители, на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей к школе, но и частые простудные заболевания, которым многие из нас не придают особого значения.      Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий – он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию. 
 
     Что можем сделать мы родители, чтобы облегчить маленькому школьнику период адаптации?

 

  1. Обеспечить полноценный режим дня.
  2. Ребенку полезно будет гулять 2,5 – 3 часа в день.
  3. Спать нужно 10 – 11 часов.
  4. Cвести к минимуму все события, возбуждающие нервную систему.
  5. Будить ребенка надо начинать за 15 – 20 минут до реального времени подъема, с игрой, ласковой интонацией в голосе, чтобы с утра не настраивать на негатив.
  6. Лучше, чтобы ребенок перед школой обязательно позавтракал. Разнообразное и полноценное питание, содержащее фрукты, овощи, богатые витаминами А, С и группы В, поможет обеспечить организм необходимыми микроэлементами.
  7. В этот период нежелательно перегружать первоклассника домашними заданиями. На первых порах у него нет домашних заданий, нет оценок, но многие родители пытаются проявлять излишнее рвение, мучая своего неопытного ученика бесконечными переписываниями прописей, длительным чтением, прохождением «про запас» еще не изученного материала по математике и т. Д., которые зачастую сопровождаются бесконечными поучениями и недовольными упреками. В результате таких действий – ребенок измучен и уставший, через некоторое время начинает часто болеть или ненавидеть учебу.
  8. По возможности, сделать дома условия для двигательной активности (например, спортивный уголок).
  9. Воспитывать у ребенка самостоятельность и ответственность, как главные качества сохранения собственного здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Система  физического воспитания в дошкольных  учреждениях.

    Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

     Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

     В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

     Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

     Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

     Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей, учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

     Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

     Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

    Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

    Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

     Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

     Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).

     Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия

     На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.

     Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.

    Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Формирование  личности дошкольника в процессе  занятий физическими упражнениями.

     Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.

     Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника - насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

     Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

Информация о работе Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста