Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:44, реферат
Такой подход к проблеме позволил организовать сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….4
2Особенности развития ребенка-дошкольника……………………………….6
3. Физическая готовность детей к школьному обучению……………………8
4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях………...10
5. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями…………………………………………………………………….13
6. Гимнастика, её виды и характеристика……………………………………..16
7. Спортивные упражнения для дошкольников………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………….30
3.Физическая готовность детей к школьному обучению.
Что понимают под
физической готовностью?
Для того чтобы, ребенок мог
справляться и выдерживать учебную нагрузку
в течение всего урока и школьного дня,
он должен быть здоров и хорошо физически
развит:
- иметь нормальный рост, вес, объем груди,
мышечный тонус, пропорции, кожный покров
и прочие показатели, соответствующие
средним нормам физического развития
мальчиков и девочек 6 – 7 – летнего возраста,
- нормальное, соответствующее возрасту,
состояние зрения, слуха, моторики, особенно
сформированность мелких движений кистей
рук и пальцев (близорукость, пониженный
слух или недостаточная подвижность и
координированность мелких движений руки
нередко являются причинами, мешающими
успешности учения детей в школе),
- нормальное, соответствующее возрасту,
состояние нервной системы ребенка: степень
ее возбудимости, силы и подвижности (нарушения
нервной деятельности приводят к быстрой
утомляемости ребенка и отрицательно
влияют как на успеваемость, так и на отношение
ученика к школе).
Для того, чтобы лучше понять,
какие проблемы могут подстерегать первоклассника,
давайте немного коснемся физиологических
особенностей ребенка этого возраста.
Мы с Вами уже говорили, что
этот возраст и адаптация к школе сложны
как в психологическом, так и в физическом
плане. Физическое развитие ребенка 6 –
7 лет находится на той стадии, что его
опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая,
эндокринная и нервная системы испытывают
бурные изменения.
Тело еще не готово к длительным
статическим позам. Сидеть неподвижно
первокласснику очень тяжело, недостаточно
развитые мышцы спины не могут удерживать
спину в прямом ровном положении при напряженной
сидячей работе. В этом возрасте еще не
закончено окостенение и формирование
грудной клетки, позвоночника, поэтому
неправильная осанка, ношение тяжелого
портфеля в одной руке незаметно могут
привести к серьезным последствиям. Очень
тяжело ребенку дается письмо, ведь его
кисть тоже не достаточно готова к выполнению
мелких сложных движений, поэтому при
письме рука болит. Кроме того, старательно
выводя буквы, начинающий школьник невольно
задерживает дыхание, что приводит к кислородному
голоданию. Слух ребенка этого возраста
тоже несовершенен, поэтому первоклассник
может просто не услышать учителя, что
– то пропустить из его объяснений.
Многие родители и учителя
склонны недооценивать сложность периода
физиологической адаптации первоклассников.
По наблюдениям медиков, некоторые дети
худеют к концу первой четверти, у многих
отмечается снижение артериального давления
(что является признаком утомления), а
у некоторых – значительное его повышение
(признак переутомления). Неудивительно,
что многие первоклассники жалуются на
головные боли, усталость и другие недомогания
в первой четверти.
Будет не лишним вспомнить
обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка
в лености и отлынивании от своих новых
обязанностей, а также вспомнить, какие
сложности со здоровьем у него имеются.
Хочется обратить Ваше внимание,
уважаемые родители, на то, что не только
хронические заболевания влияют на успешность
адаптации детей к школе, но и частые простудные
заболевания, которым многие из нас не
придают особого значения.
Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из
различных недомоганий – он кажется наиболее
безобидным. Однако нельзя не учитывать,
что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает
поступления достаточного количества
кислорода в легкие и головной мозг, что
приводит к быстрой утомляемости, низкой
работоспособности и, в конце концов, к
учебному отставанию.
Что можем сделать мы родители,
чтобы облегчить маленькому школьнику
период адаптации?
4.Система
физического воспитания в
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.
Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.
Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей, учитывая особенности развития детского организма, задачи определяются в более конкретной форме: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоночника, способствовать правильному развитию терморегуляции. Совершенствовать деятельность центральной нервной системы: способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, их подвижности, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции). Объем двигательных навыков по возрастным данным находится в программе. У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте приобретает важное значение привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).
Целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Например, занятие физическими упражнениями лучше содействует развитию костной и мышечной системы. Чистота помещений, физкультурного инвентаря, игрушек, одежды, обуви служат профилактикой заболеваний. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, регулярное и доброкачественное питание положительно влияет на деятельность органов пищеварения и обеспечивает своевременную доставку другим органам необходимыми питательными веществами, а значит, содействует нормальному росту и развитию ребенка. Полноценный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболевания глаз. Соблюдение твердого режима дня приучает к организованности, дисциплинированности и т.д. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает положительное влияние физических упражнений на организм, и повышают работоспособность человека. В процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или в воде (плавание) возникает положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше потребляется кислорода, усиливается обмен веществ и т.д.).
Естественные силы природы могут использоваться и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи, механического воздействия
На тело человека. Воздух с лесов, садов, парков, содержащий особые вещества фитонциды, способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствуют отложению витамина Д под кожей, убивает различные микробы и охраняет человека от заболевания РАХИТ. Для разностороннего влияния на организм следует принимать все естественные силы природы, целесообразно сочетая их.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие. Они используются для решения задач физического воспитания: содействуют осуществлению умственного, трудового, а также являются средством лечения при многих заболеваниях.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
5.Формирование
личности дошкольника в
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст - это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника - насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.