Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа
В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.
Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32
Повторение основных теоретических положений и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организуются руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях в зале (один раз в месяц). Программа этих занятий включает в себя: соревнования "Кто быстрее пробежит", "Кто дальше прыгнет"; формирование осанки; развитие скоростно-силовых способностей; создание образа в движении; длительный бег; развитие общей выносливости; создание образа в движении; метание на дальность; развитие скоростно-силовых способностей мышц рук; игра "На другой берег"; эстафетный бег по кругу; обучение передаче эстафеты; формирование "чувства команды"; эстафеты "Кто быстрее"; прыжки в длину с места; развитие скоростно-силовых способностей мышц ног; игра "Пять прыжков"; обучение элементам баскетбола; развитие координационных способностей; эстафета "Попади в корзину".
Физкультурные занятия проводятся после того, как дети прошли тему теоретического занятия в группе. В течение 4-5 минут педагог напоминает детям основные положения пройденной темы или определяет степень ее усвоения детьми. После этого закрепляет знания в двигательной деятельности, планируя физкультурное занятие так, чтобы оно было сюжетно связано с вопросами, обсуждаемыми в начале занятия. Например, после обсуждения темы " Легкая атлетика и виды метаний в олимпийской программе" в занятия включается метание на дальность, развитие скоростно-силовых способностей мышц рук, игра "На другой берег".
Занятия в музее или
изостудии (три раза в год) и музыкальном
зале (два занятия в год) призваны
углубить имеющиеся у детей сведения
об олимпийском движении, сформировать
у детей более полное представление
об Олимпийских играх как
В соответствии с программой три раза в год проводятся тематические физкультурно-спортивные праздники, которые способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность. Так, физкультурно-спортивный праздник "В гостях у эллинов" включает в себя игры-забавы, имитирующие спортивные состязания жителей Древней Греции - стрельбу из лука, метание диска, метание копья, бег на один стадий (192,27 м), бег вооруженных воинов, прыжки в длину с гантелями. Праздник "Белая Олимпиада" включает в себя игры-забавы на улице, имитирующие виды спорта, включенные в программу зимних Олимпийских игр - бег на лыжах (эстафеты), элементы слалома, бег на коньках, хоккей, "биатлон".
При планировании занятий
учитывается специфика
Один раз в год (в апреле) проводится Олимпийская неделя. В рамках этой недели все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия по олимпийской тематике. На занятиях по рисованию или в свободное время детям предлагается выполнить рисунки, изображающие соревнования спортсменов на древних или современных Олимпийских играх, церемонию открытия и закрытия, ритуалы. Предварительно педагог напоминает об основных положениях Олимпийских игр, изученных детьми в течение года, выясняет, что запомнилось лучше, предлагает рассказать, почему ребенок выбрал то или иное событие для отображения в рисунке. На занятиях лепкой выполняются как индивидуальные, так и коллективные работы. На музыкальных занятиях разучиваются спортивные песни.
Олимпийская неделя заканчивается театрализованным праздником "Малые Олимпийские игры", который проводится по двум сценариям: "Олимпийские игры древности" и "Олимпийские игры современности". В программу праздника включаются церемония открытия игр, факельная эстафета, зажжение олимпийского огня, поднятие олимпийского флага, олимпийская клятва, показательные выступления, варианты олимпийских видов спорта. При оформлении праздника используются рисунки, выполненные детьми. В ходе проведенной нами работы по спортивному воспитанию дошкольников использовалось большинство упомянутых выше форм и методов олимпийского образования, в том числе элементы программы "Путешествие в Олимпию". Выявлена их достаточно высокая эффективность в формировании знаний об олимпийском движении у дошкольников.
Вместе с тем наш подход к олимпийскому образованию дошкольников имеет ряд существенных отличий.
Во-первых, олимпийское образование дошкольников для нас не самоцель, а элемент системы их гуманистически ориентированного спортивного воспитания.
Во-вторых, при формировании знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении основное внимание обращается на то, чтобы разъяснить цели и задачи олимпийского движения, идеалы и ценности олимпизма - в первую очередь принципы "честной игры" и гармоничного развития личности - и в связи с этим показать отличие Олимпийских игр от обычных спортивных соревнований.
В-третьих, непосредственно в ходе занятий спортом, во время проведения спортивных (в том числе олимпийских) соревнований в первую очередь ставится задача воспитания поведения детей в духе "честной игры". Внимание детей постоянно привлекается к поступкам, которые соответствуют или нарушают эти принципы.
Наконец, в-четвертых, используются так называемые "спартанские" формы и методы, которые играют особенно важную роль в формировании поведения детей в духе "честной игры" и в практической реализации гуманистического идеала разносторонне и гармонично развитой личности.
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"
Цель: Развитие образовательной
среды, направленной на формирование у
детей и подростков потребностей
в здоровом образе, способствующей
духовному сближению детей и
взрослых через эмоциональные
Задачи:
Воспитание потребностей самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности, через участие в соревнованиях, турнирах, спортивных праздниках.
Развивать коммуникативные способности, осуществлять тесную взаимосвязь учителей, детей и родителей, через совместные спортивно-оздоровительные мероприятия.
Создание материально-
Руководство и организация: Учителя физкультуры школы, руководители физвоспитания детских садов, классные руководители.
Участники: 4 команды: 2 подготовительных класса , подготовительные группы детских садов , в каждой команде участвует трое взрослых (папа, мама, воспитатель или классный руководитель).
Место и время проведения:
Спортивный зал школы.
Вторая половина дня (после сон/часа в детских садах).
Инвентарь: 4 обруча, 4 набивных мяча, 4 баскетбольных мяча, 4 шарика для н/тенниса, 4 теннисных ракетки для настольного тенниса, 4 футбольных мяча, 4 мяча для большого тенниса, 4 резиновых мяча, 4 пластмассовых таза, 4 скамейки.
Жюри: родители, воспитатели, учителя.
Награждение:
1. Грамоты по номинациям:
Самая спортивная команда.
Самая дружная команда.
Самая весёлая команда.
Самая быстрая команда.
2. Сладкие призы всем командам /ответственные – классные руководители, воспитатели/.
3. Вымпела с фотографией
команды и сказочными
Сценарий спортивного праздник:
Звучит музыка. С песней “Нам не страшен серый волк”, в припрыжку в спортивный зал забегают три поросёнка, с удивлением осматривают зал, не понимая, где они оказались.
Ведущий: Ребята, а вы узнали из какой сказки эти герои?
Дети: Да!
Ведущий: Давайте их пригласим поучаствовать, вернее, помочь в организации нашей Олимпиады.
Тут звучит грозная музыка и в зале появляется страшный серый волк.
Волк: Где это я? Что это вы тут расшумелись? И где мои розовые, жирненькие поросята, я такой голодный, у меня в животе урчит.
Ведущий: Волк, послушай меня, здесь проходит Олимпиада дошколят. А ты знаешь, что во время Олимпиад прекращались все войны, и мы тебе предлагаем заключить перемирие с поросятами и вместе с ними поучаствовать в наших состязаниях, а после соревнований мы пригласим вас на чаепитие.
Поросята: Мы согласны!
Волк: Так и быть, я тоже согласен.
Ниф-Ниф: Ребята отгадайте загадку.
Он лежать совсем не хочет,
Если бросишь, он подскочит.
Бросишь снова, мчится вскачь.
Отгадайте! Это… (мяч).
Ведущий: Правильно! Так вот ребята, наши соревнования идут под названием “Мяч здоровья”. Все конкурсы будут у нас проходить с разными мячами. И так первый конкурс!
Волк и три поросёнка разделились и помогают каждый своей команде. Ведущий объясняет конкурс, а они показывают, как правильно выполнять.
Разминка.
Участник с теннисным мячиком бежит до стойки с флагом своего цвета, оббегает её и бежит обратно передаёт мяч следующему участнику.
Замена мячей.
Участник с набивным мячом бежит до обруча, в котором лежит набивной мячик другого цвета, меняет мячи и возвращается обратно и передаёт мяч следующему игроку.
Баскетбол.
Участник бросает мяч в таз, который вдвоём держат папа и мама (не разрешается перемещаться, но можно тазом помогать ловить), выигрывает та команда, которая попала большее количество раз.
Наф-Наф: Внимание, загадка для зрителей!
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать. (Мяч.)
Тоннель.
Участники стоят в колонну в широкой стойке, первый с резиновым мячом в руке бежит в конец колонны и прокатывает мяч под ногами, следующий ловит мяч и повторяет задание, выигрывает команда, которая, закончив эстафету, первая поднимет мяч к верху.
Нуф-Нуф: Ребята! Закончите, пожалуйста, стихотворение!
- Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре!
Ты бы лучше отошел –
Мы играем в…. (Волейбол.)
Волейбол.
Натягивается невысокая волейбольная сетка. Участник бежит, пробегает под сеткой, оббегает флаг, на обратном пути перекидывает мяч через сетку (если мяч не перелетел вернуться и выполнить правильно), следующий ловит мяч и выполняет тоже задание.
Волк: И опять загадка для зрителей.
По пустому животу
Бьют меня – невмоготу!
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч.)
6. Футбол.
Каждый участник выполняет удар по воротам (скамейка высотой 50см, шириной 1,5 м) с четырёх метров. Выигрывает команда, забившая больше голов.
7. Конкурс капитанов.
Участники папы – у каждого теннисная ракетка и шарик, участники одновременно начинаю подкидывать шарик ракеткой, выигрывает тот, кто дольше не уронит шарик.
8. Эстафета “ДРУЖБА”.
Вся команда берется за
руки, впереди папа, в середине мама,
в конце воспитатель или
Пока жюри подводит итоги, каждая команда строит семейную пирамиду. Пирамида оценивается отдельно. За лучшую пирамиду – приз.
Ведущий: Вот и настал волнующий момент, подошли к концу наши соревнования, сейчас жюри объявит результаты.
Жюри вручаю грамоты по номинациям.
Волк и поросята вручают каждому участнику медальку “Мяч здоровья”, а также сладкие призы командам.
Директор школы вручает вымпел с изображением школы и фотографией команды со сказочными героями и приглашает всех участников в школьную столовую на чаепитие.
Вывод
Таким образом, олимпиада оказывает большое влияние и на детей, и на взрослых. Проведение олимпиады дает детям возможность выбрать интересующий их вид спорта, реализовать в нем свои способности, показать ловкость, силу, быстроту.
Такие спортивные праздники
способствуют не только физическому
развитию детей, но и их нравственному
воспитанию, умению корректно вести
себя с соперником, сопереживать за
товарищей по команде, радоваться и
огорчаться за удачи и промахи, формируют
положительные эмоции, объединяют взрослых
и детей общими целями. Взаимоотношения
детей и воспитателей становятся
более близкими, теплыми, дружескими.
Во время соревнований дети знакомятся
с воспитателями и детьми других
групп, соседних детских садов. И
у родителей появилась
Детский спорт – особый вид творчества. Поэтому коллективы дошкольных учреждений в настоящее время продолжают создавать условия для наиболее полного раскрытия и развития одаренных ребят. Стоит один раз увидеть радость на лице ребенка, удовлетворение воспитателей от полученных результатов, благодарность родителей, чтобы эти праздники стали традицией.