Малые олимпиады в дошкольных учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.

Оглавление

Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Повторение основных теоретических  положений и закрепление знаний в сюжетной двигательной деятельности организуются руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях в зале (один раз в месяц). Программа этих занятий включает в себя: соревнования "Кто быстрее пробежит", "Кто дальше прыгнет"; формирование осанки; развитие скоростно-силовых способностей; создание образа в движении; длительный бег; развитие общей выносливости; создание образа в движении; метание на дальность; развитие скоростно-силовых способностей мышц рук; игра "На другой берег"; эстафетный бег по кругу; обучение передаче эстафеты; формирование "чувства команды"; эстафеты "Кто быстрее"; прыжки в длину с места; развитие скоростно-силовых способностей мышц ног; игра "Пять прыжков"; обучение элементам баскетбола; развитие координационных способностей; эстафета "Попади в корзину".

 

Физкультурные занятия проводятся после того, как дети прошли тему теоретического занятия в группе. В течение 4-5 минут педагог напоминает детям основные положения пройденной темы или определяет степень ее усвоения детьми. После этого закрепляет знания в двигательной деятельности, планируя физкультурное занятие так, чтобы  оно было сюжетно связано с  вопросами, обсуждаемыми в начале занятия. Например, после обсуждения темы " Легкая атлетика и виды метаний в  олимпийской программе" в занятия  включается метание на дальность, развитие скоростно-силовых способностей мышц рук, игра "На другой берег".

Занятия в музее или  изостудии (три раза в год) и музыкальном  зале (два занятия в год) призваны углубить имеющиеся у детей сведения об олимпийском движении, сформировать у детей более полное представление  об Олимпийских играх как крупнейшем явлении культурной жизни человечества, отраженном в художественных произведениях. В музее дошкольники имеют  возможность непосредственно увидеть  статуи олимпийских богов и богинь, а также рисунки на древнегреческих  вазах, изображающих сюжеты олимпийских  состязаний. В изостудии детям  демонстрируются иллюстрации древнегреческих  скульптур и рисунков, а также  рисунки нашего времени на олимпийскую  тематику и фотоматериалы. Видеофильмы  об истории Олимпийских игр помогают создать у детей представление  о масштабе спортивных соревнований, переживаниях участников и болельщиков. На музыкальных занятиях дети разучивают песни о спорте. Их знакомят с  музыкой, которая звучит на Олимпийских  играх. На основе этого формируется  представление о единстве спорта и искусства.

В соответствии с программой три раза в год проводятся тематические физкультурно-спортивные праздники, которые способствуют созданию у дошкольников представлений о программе олимпийских состязаний через сюжетную двигательную деятельность. Так, физкультурно-спортивный праздник "В гостях у эллинов" включает в себя игры-забавы, имитирующие спортивные состязания жителей Древней Греции - стрельбу из лука, метание диска, метание копья, бег на один стадий (192,27 м), бег вооруженных воинов, прыжки в длину с гантелями. Праздник "Белая Олимпиада" включает в себя игры-забавы на улице, имитирующие виды спорта, включенные в программу зимних Олимпийских игр - бег на лыжах (эстафеты), элементы слалома, бег на коньках, хоккей, "биатлон".

 

При планировании занятий  учитывается специфика образовательного процесса в дошкольном учреждении. Наибольшее количество времени на освоение программы приходится на сентябрь (четыре занятия: в группе, в физкультурном  зале, музыкальное занятие и в  изостудии), январь (каникулярное время) и апрель (подготовка к празднику "Малые Олимпийские игры"). Наименьшее количество занятий (всего два) спланировано на декабрь, когда идет подготовка к  Новому году. Освоение программы заканчивается  в апреле (в мае занятия не предусмотрены).

 

Один раз в год (в  апреле) проводится Олимпийская неделя. В рамках этой недели все педагоги, работающие с детьми, проводят занятия  по олимпийской тематике. На занятиях по рисованию или в свободное  время детям предлагается выполнить  рисунки, изображающие соревнования спортсменов на древних или современных Олимпийских играх, церемонию открытия и закрытия, ритуалы. Предварительно педагог напоминает об основных положениях Олимпийских игр, изученных детьми в течение года, выясняет, что запомнилось лучше, предлагает рассказать, почему ребенок выбрал то или иное событие для отображения в рисунке. На занятиях лепкой выполняются как индивидуальные, так и коллективные работы. На музыкальных занятиях разучиваются спортивные песни.

Олимпийская неделя заканчивается  театрализованным праздником "Малые  Олимпийские игры", который проводится по двум сценариям: "Олимпийские  игры древности" и "Олимпийские игры современности". В программу праздника включаются церемония открытия игр, факельная эстафета, зажжение олимпийского огня, поднятие олимпийского флага, олимпийская клятва, показательные выступления, варианты олимпийских видов спорта. При оформлении праздника используются рисунки, выполненные детьми. В ходе проведенной нами работы по спортивному воспитанию дошкольников использовалось большинство упомянутых выше форм и методов олимпийского образования, в том числе элементы программы "Путешествие в Олимпию". Выявлена их достаточно высокая эффективность в формировании знаний об олимпийском движении у дошкольников.

Вместе с тем наш  подход к олимпийскому образованию  дошкольников имеет ряд существенных отличий.

 

Во-первых, олимпийское образование  дошкольников для нас не самоцель, а элемент системы их гуманистически ориентированного спортивного воспитания.

Во-вторых, при формировании знаний об Олимпийских играх и  олимпийском движении основное внимание обращается на то, чтобы разъяснить цели и задачи олимпийского движения, идеалы и ценности олимпизма - в первую очередь принципы "честной игры" и гармоничного развития личности - и в связи с этим показать отличие  Олимпийских игр от обычных спортивных соревнований.

 

В-третьих, непосредственно  в ходе занятий спортом, во время  проведения спортивных (в том числе  олимпийских) соревнований в первую очередь ставится задача воспитания поведения детей в духе "честной  игры". Внимание детей постоянно  привлекается к поступкам, которые  соответствуют или нарушают эти  принципы.

 

Наконец, в-четвертых, используются так называемые "спартанские" формы и методы, которые играют особенно важную роль в формировании поведения детей в духе "честной игры" и в практической реализации гуманистического идеала разносторонне и гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"

Цель: Развитие образовательной  среды, направленной на формирование у  детей и подростков потребностей в здоровом образе, способствующей духовному сближению детей и  взрослых через эмоциональные переживания.

          Задачи:

Воспитание потребностей самостоятельно заниматься физическими  упражнениями и сознательно применять  их в целях отдыха, тренировки, повышения  работоспособности, через участие  в соревнованиях, турнирах, спортивных праздниках.

Развивать коммуникативные  способности, осуществлять тесную взаимосвязь  учителей, детей и родителей, через  совместные спортивно-оздоровительные  мероприятия.

Создание материально-технической  базы для систематических занятий  и пропаганды ЗОЖ, расширяя сферу  социального партнёрства (ресурсы  школы, помощь районного спорткомитета  и родителей, частные организации).

          Руководство и организация: Учителя физкультуры школы, руководители физвоспитания детских садов, классные руководители.

           Участники: 4 команды: 2 подготовительных класса , подготовительные группы детских садов , в каждой команде участвует трое взрослых (папа, мама, воспитатель или классный руководитель).

Место и время проведения:

Спортивный зал школы.

Вторая половина дня (после  сон/часа в детских садах).

           Инвентарь: 4 обруча, 4 набивных мяча, 4 баскетбольных мяча, 4 шарика для н/тенниса, 4 теннисных ракетки для настольного тенниса, 4 футбольных мяча, 4 мяча для большого тенниса, 4 резиновых мяча, 4 пластмассовых таза, 4 скамейки.

Жюри: родители, воспитатели, учителя.

Награждение:

1. Грамоты по номинациям:

Самая спортивная команда.

Самая дружная команда.

Самая весёлая команда.

Самая быстрая команда.

2. Сладкие призы всем  командам /ответственные – классные  руководители, воспитатели/.

3. Вымпела с фотографией  команды и сказочными персонажами. 

Сценарий  спортивного праздник:

 

Звучит музыка. С песней “Нам не страшен серый волк”, в  припрыжку в спортивный зал забегают три поросёнка, с удивлением осматривают  зал, не понимая, где они оказались.

Ведущий: Ребята, а вы узнали из какой сказки эти герои?

Дети: Да!

Ведущий: Давайте их пригласим  поучаствовать, вернее, помочь в организации  нашей Олимпиады.

Тут звучит грозная музыка и в зале появляется страшный серый  волк.

Волк: Где это я? Что  это вы тут расшумелись? И где  мои розовые, жирненькие поросята, я  такой голодный, у меня в животе урчит.

Ведущий: Волк, послушай меня, здесь проходит Олимпиада дошколят. А ты знаешь, что во время Олимпиад прекращались все войны, и мы тебе предлагаем заключить перемирие  с поросятами и вместе с ними поучаствовать  в наших состязаниях, а после  соревнований мы пригласим вас на чаепитие.

Поросята: Мы согласны!

Волк: Так и быть, я тоже согласен.

Ниф-Ниф: Ребята отгадайте  загадку.

Он лежать совсем не хочет,

Если бросишь, он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь.

Отгадайте! Это… (мяч).

Ведущий: Правильно! Так вот  ребята, наши соревнования идут под  названием “Мяч здоровья”. Все конкурсы будут у нас проходить с  разными мячами. И так первый конкурс!

Волк и три поросёнка  разделились и помогают каждый своей  команде. Ведущий объясняет конкурс, а они показывают, как правильно  выполнять.

Разминка.

Участник с теннисным  мячиком бежит до стойки с флагом своего цвета, оббегает её и бежит  обратно передаёт мяч следующему участнику.

Замена мячей.

Участник с набивным мячом  бежит до обруча, в котором лежит  набивной мячик другого цвета, меняет мячи и возвращается обратно и  передаёт мяч следующему игроку.

Баскетбол.

Участник бросает мяч  в таз, который вдвоём держат папа и мама (не разрешается перемещаться, но можно тазом помогать ловить), выигрывает та команда, которая попала большее количество раз.

Наф-Наф: Внимание, загадка  для зрителей!

Кинешь в речку –  не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать,

Станет кверху летать. (Мяч.)

Тоннель.

Участники стоят в колонну  в широкой стойке, первый с резиновым  мячом в руке бежит в конец  колонны и прокатывает мяч  под ногами, следующий ловит мяч  и повторяет задание, выигрывает команда, которая, закончив эстафету, первая поднимет мяч к верху.

Нуф-Нуф: Ребята! Закончите, пожалуйста, стихотворение!

- Не пойму, ребята, кто  вы?

Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе?

- Не мешал бы ты игре!

Ты бы лучше отошел – 

Мы играем в…. (Волейбол.)

Волейбол.

Натягивается невысокая  волейбольная сетка. Участник бежит, пробегает  под сеткой, оббегает флаг, на обратном пути перекидывает мяч через сетку (если мяч не перелетел вернуться  и выполнить правильно), следующий  ловит мяч и выполняет тоже задание.

Волк: И опять загадка  для зрителей.

По пустому животу

Бьют меня – невмоготу!

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки. (Футбольный мяч.)

6. Футбол.

Каждый участник выполняет  удар по воротам (скамейка высотой 50см, шириной 1,5 м) с четырёх метров. Выигрывает команда, забившая больше голов.

7. Конкурс капитанов.

Участники папы – у каждого  теннисная ракетка и шарик, участники  одновременно начинаю подкидывать  шарик ракеткой, выигрывает тот, кто  дольше не уронит шарик.

8. Эстафета “ДРУЖБА”.

Вся команда берется за руки, впереди папа, в середине мама, в конце воспитатель или классный руководитель, бежит до флага, оббегает его и возвращается на своё место. Выигрывает команда, которая не расцепила  рук и первая пересекла линию  финиша (по последнему участнику).

Пока жюри подводит итоги, каждая команда строит семейную пирамиду. Пирамида оценивается отдельно. За лучшую пирамиду – приз.

Ведущий: Вот и настал волнующий момент, подошли к концу  наши соревнования, сейчас жюри объявит  результаты.

Жюри вручаю грамоты по номинациям.

Волк и поросята вручают  каждому участнику медальку “Мяч здоровья”, а также сладкие призы  командам.

Директор школы вручает  вымпел с изображением школы и  фотографией команды со сказочными героями и приглашает всех участников в школьную столовую на чаепитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Таким образом, олимпиада  оказывает большое влияние и  на детей, и на взрослых. Проведение олимпиады дает детям возможность  выбрать интересующий их вид спорта, реализовать в нем свои способности, показать ловкость, силу, быстроту.

Такие спортивные праздники  способствуют не только физическому  развитию детей, но и их нравственному  воспитанию, умению корректно вести  себя с соперником, сопереживать за товарищей по команде, радоваться и  огорчаться за удачи и промахи, формируют  положительные эмоции, объединяют взрослых и детей общими целями. Взаимоотношения  детей и воспитателей становятся более близкими, теплыми, дружескими. Во время соревнований дети знакомятся с воспитателями и детьми других групп, соседних детских садов. И  у родителей появилась заинтересованность, гордость за своих детей.

 

Детский спорт – особый вид творчества. Поэтому  коллективы  дошкольных учреждений в настоящее  время продолжают создавать условия  для наиболее полного раскрытия  и развития одаренных ребят. Стоит  один раз увидеть радость на лице ребенка, удовлетворение воспитателей от полученных результатов, благодарность  родителей, чтобы эти праздники  стали традицией.

Информация о работе Малые олимпиады в дошкольных учреждения