Малые олимпиады в дошкольных учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.

Оглавление

Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Длительное возбуждение  одних групп клеток или целых  участков коры головного мозга неизбежно  вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении  координации движений, иногда в возбуждении. Одна из важных функций торможения - защищать клетки мозговой коры от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком  продолжительным или часто повторяется  или если оно оказывается чрезмерно  сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает  отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка  нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование  работы и отдыха.

После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Перед выполнением знакомого  упражнения дети выслушивают словесную  инструкцию воспитателя и затем  воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно  выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его  правильность, закрепляя путем неоднократных  повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся  в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе, их автоматизации. Детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать способ выполнения упражнения, после чего все воспроизводят его.

Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю  предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера  деятельности детей, количество повторений упражнений, обусловливающих необходимую  взаимосвязь психической и физической функций организма.

Правильное чередование  деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность.

Общая и моторная плотность  занятия. Общая плотность занятия  определяется как отношение времени, использованного педагогически  оправданно, ко всей продолжительности  занятия.

Педагогически оправданным  является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и  отдых.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность, понимаемая как отношение  времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности  занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности  занятия не исключает осуществления  учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей  является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

На необходимые вспомогательные  действия в процессе занятия отводится  минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных  снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает  возможность непроизводительной затраты  времени. Случайные организационные  неполадки (отсутствие необходимых  пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви  детей, появление посторонних лиц  в зале) определяются как педагогически  неоправданная затрата времени.

Чтобы физкультурные занятия  отвечали поставленным воспитательно-образовательным  и оздоровительным задачам, они  должны быть интересны, вызывать у детей  определенный эмоциональный подъем.

Интерес на занятиях в любой  возрастной группе обеспечивается определенной новизной упражнений и игр и постепенным  усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность действий, положительные  эмоции, желание достичь результата. В младших группах интерес  и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, вызывающего  удовольствие от ощущения мышечных движений и от успешного решения простейших двигательных задач.

В более старших группах  интерес детей повышается при  самостоятельном выполнении упражнений, сознательном преодолении некоторых  трудностей. Поэтому для успешного  проведения занятия воспитателю  необходимо хорошо знать особенности  каждого ребенка и на основе этого  умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного  занятия, учитывая возможную меру интенсивности  психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, опаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение-все это может явиться  в одном случае следствием недогрузки, в другом-перегрузки, утомления. Появление  некоторой одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической перегрузке. Все это  свидетельствует о каких-то недочетах  содержания и методики руководства  воспитателя на занятии.

Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных в одних случаях  на смену деятельности детей и  тем самым ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких  заданий, которые уравновешивают психические  и физиологические функции организма  и способствуют сохранению работоспособности, в других-на использование игровых  и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.

По "Программе воспитания и обучения в детском саду" физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. Одно из них может  сопровождаться музыкой. Необходимым  условием для этого является тщательный и разнообразный подбор музыкальных  произведений и их квалифицированное  исполнение.

 

 Организация  малых олимпиад

Начиная с раннего возраста, в каждой группе ведется наблюдение за динамикой развития двигательной активности и проводится мониторинг физкультурно-оздоровительной работы. Вся документация заносится в  «паспорт здоровья».

На здоровье влияют многие внешние и внутренние факторы, в  том числе социальная и культурная среда, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и  способности.

Задача обеспечения здорового  детства актуальна и требует  внедрения в практику ДУ новых  технологий здоровья, которые позволят, получит более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.

Одной из главных задач  коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников. К основным задачам охраны и укрепления здоровья дошкольников можно отнести:

- Укрепление здоровья  детей; 

- Воспитание потребности  в здоровом образе жизни; 

- Развитие физических  качеств и обеспечение нормального  уровня физической подготовленности  в соответствии с возможностями  и состоянием ребенка; 

- Создание условий для  реализации потребности в двигательной  активности в повседневной жизни; 

- Выявление интересов,  склонностей и способностей детей  в двигательной деятельности  и реализация их через систему  спортивно-оздоровительной работы;

- Приобщение детей к  традициям большого спорта.

Соревнования, спартакиада  – очень удачная форма приобщения детей к спорту. Кроме лечебных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников, проводимых в  дошкольном учреждении, очень важна форма  работы, которая  была бы интересна и полезна и  детям, и взрослым. Так во многих детских учреждениях появилась  идея организации малой спортивной олимпиады со всеми ее атрибутами: настоящим флагом, факелом, судьями.

Задачи организации малых  олимпиад:

1.формировать предпосылки  здорового образа жизни;

знакомить детей с Олимпийскими видами спорта,

2.формировать представление  об Олимпийских играх, 

3.воспитывать творчество, самостоятельность и инициативу  в двигательных действиях;

4.формировать интерес  и любовь к спорту;

5.формировать дружеские  отношения в коллективе детей,  чувство сопереживания за своих  товарищей.

На сегодняшний день проведение спартакиад и олимпиад является традицией  во многих ДУ. Открытие олимпиады включает шествие детских команд, внесение флага и факела, принятие клятвы олимпийца, а также показательные  выступления и разминку.

После торжественного открытия начинаются соревнования. В программе  праздника необходимо предусмотреть  конкретное время и место проведения соревнований.

Закрытие праздника происходит в торжественной обстановке. Главный  судья объявляет результаты соревнований, называет чемпионов в отдельных  видах и команды-победители. Дети награждаются медалями, грамотами, дипломами, призами. Между награждениями включаются показательные выступления. Флаг соревнований опускает команда-победитель.

Олимпиада оказывает большое  влияние и на детей, и на взрослых. Дошкольники получают знания о разных видах спорта на занятиях, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, и  конечно, на физкультурных занятиях, которые постепенно приобретают  форму тренировок на этапе подготовки к олимпиаде.

Данное мероприятие дает детям возможность выбрать интересующий их вид спорта, реализовать в нем  свои способности, показать ловкость, силу, быстроту.

Такие спортивные праздники  способствуют не только физическому  развитию детей, но и их нравственному  воспитанию, умению корректно вести  себя с соперником, сопереживать за товарищей по команде, радоваться и  огорчаться за удачи и промахи, формируют  положительные эмоции, объединяют взрослых и детей общими целями. Взаимоотношения  детей и воспитателей становятся более близкими, теплыми, дружескими. Во время соревнований дети знакомятся с воспитателями и детьми других групп, соседних детских садов. И  у родителей появилась заинтересованность, гордость за своих детей.

Детский спорт – особый вид творчества. Поэтому задача каждого  коллектив в настоящее время  продолжать создавать условия для  наиболее полного раскрытия и  развития одаренных ребят. Стоит  один раз увидеть радость на лице ребенка, удовлетворение воспитателей от полученных результатов, благодарность родителей, чтобы эти праздники стали традицией.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа « путешествие  в Олимпию»

Примером проведения малых олимпиад может служить программа "Путешествие в Олимпию", которая разработана С. Филипповой. Основная цель этой программы, опирающейся в основном на мифические персонажи Олимпа и традиционные ритуалы Олимпийских игр, - ознакомление старших дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения как части общечеловеческой культуры.

           Исходя из этого, программа ставит следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников  представление об Олимпийских  играх как соревновании в целях  физического совершенствования,  в котором участвуют спортсмены  всех стран. 

2. Познакомить с доступными  для детей старшего дошкольного  возраста сведениями из истории  олимпийского движения.

3. Способствовать формированию  интереса к занятиям физическими  упражнениями через приобщение  к нравственному и эстетическому  опыту Олимпийских игр.

Работа по программе предусматривает  регламентированные, частично регламентированные и свободные формы занятий.

Основные теоретические  сведения излагаются воспитателем на занятиях в группе (один раз в  месяц). Программа этих занятий включает в себя следующие основные темы:

"Спорт и спортсмены" (что такое спорт; кто занимается  спортом; кто может стать спортсменом;  виды спорта; спортивные соревнования).

"Мифы и люди Олимпии" (мифы Древней Греции; боги Олимпа; герои Олимпии; идея гармонии  души и тела; физическое воспитание  в Афинах и Спарте).

"Олимпийские игры древности" (основание Олимпийских игр; "священный  мир"; программа и участники  Олимпийских игр; награждение  победителей; знаменитые олимпийцы).

 

"Возрождение Олимпийских  игр" (Пьер де Кубертен; программа  современных Олимпийских игр,  ее изменения; участие спортсменов  России в Олимпийских играх;  Олимпийская хартия).

"Символика Олимпийских  игр " (эмблема, флаг и девиз  олимпийского движения; ритуалы  Олимпийских игр: зажжение олимпийского  огня, факельная эстафета, олимпийская клятва, национальный гимн в честь победителей).

"Летние и зимние  Олимпийские игры " (программа  летних и зимних Олимпийских  игр).

"Знаменитые олимпийцы  современности" (Знаменитые олимпийцы  нашей страны и других стран;  истории олимпийских рекордов; олимпийские  курьезы). Программа "Путешествие  в Олимпию" формулирует определенные  требования к уровню знаний  детей об истории олимпийского  движения. Предполагается, что в  результате обучения по данной  программе дети: могут дать определение  Олимпийским играм; знают, где  и когда они зародились; могут  описать какой-либо вид олимпийского  состязания; понимают смысл олимпийской  символики; могут рассказать о  каком-нибудь олимпийском чемпионе; знают о победах олимпийцев  России и Белоруссии.

На занятиях воспитатель  в доступной и интересной для  детей форме излагает основные положения  темы, дополняя рассказ демонстрацией  рисунков и фотографий.

Информация о работе Малые олимпиады в дошкольных учреждения