Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа
В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.
Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32
В качестве примера можно указать программу олимпийского образования дошкольников, которую разработал и апробировал на практике В.И. Усаков. Эта программа начинается с рассказов о сказочных путешествиях в страну древних Олимпийских игр, знакомства с мифологическими и реальными героями Древней Греции - людьми сильными духом и телом, благородными и честными. Как отмечает автор программы, красивые греческие имена - Зевс, Геракл, Аполлон, Артемида, Диагор, Леонидас, Милон, Стратон и другие нравятся детям. Они не только хотят быть похожими на них, но начинают играть в этих героев, развивая свое воображение, расширяя кругозор, воспитывая лучшие физические и духовные качества. Детские игры в "войну" заменяются играми "олимпийскими", смысл и назначение которых - объединить людей планеты в мирном спортивном состязании.
Для указанных целей используется
и такая форма, как "олимпийские
уроки". Их проводят воспитатели
детских садов с приглашением
знаменитых спортсменов и тренеров.
В зависимости от возраста дошкольников
варьируется содержание и методика
проведения таких уроков. Для их
проведения отечественными и зарубежными
специалистами разработаны
Второе направление олимпийского образования детей дошкольного возраста - непосредственное включение детей в занятия олимпийскими видами спорта (такими, например, как плавание, легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис и др.) и проведение для них Малых олимпийских игр. Эти Игры проводятся администрацией детских садов совместно с родителями дошкольников.
Малые олимпийские игры проводятся в детских садах Англии, Голландии, России, Белоруссии и некоторых других стран. Главная особенность этих Игр - использование олимпийской атрибутики (церемонии открытия и закрытия Игр, зажжение олимпийского огня, подъем олимпийского флага, олимпийская клятва и т.д.), а также поощрение соблюдения правил "честной игры".
Иногда Малые олимпийские игры являются элементом целого комплекса олимпийских акций в детских садах под названием "Олимпийские дни". Их организуют воспитатели, работники детского сада, родители, а также знаменитые спортсмены и тренеры. В детских садах Голландии, Англии и Германии эти олимпийские мероприятия проводятся в течение одной недели. Первые три дня проводятся олимпийские конкурсы рисунков и танцев, а также олимпийские уроки с участием знаменитых спортсменов и тренеров, а последние 2-4 дня отводятся для спортивных мероприятий.
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
Формы организации физического
воспитания - это воспитательно-
К формам организации двигательной деятельности детей относятся: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; 3) активный отдых: детский туризм, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) задания на дом. Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения.
В группах детей раннего возраста основной формой работы являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (гимнастика, массаж, подвижные игры).
Утренняя гимнастика и
физкультурные занятия
Физкультминутки, имеющие преимущественное значение а старших группах детского сада, включаются в занятия, вызывающие умственное напряжение (по математике, по развитию речи), и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.
Подвижные игры и разнообразная самостоятельная двигательная деятельность на воздухе являются непременным содержанием повседневной жизни детей во всех возрастных группах.
Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.
Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.
Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех функциональных процессов в организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.
Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых черт личности ребенка, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.
Занятия способствуют воспитанию
жизнерадостных, дисциплинированных людей,
хорошо ориентирующихся в окружающих
условиях, умеющих действовать
Физкультурные занятия проводятся
осенью, зимой и весной как в
помещении, так и на воздухе. В
летнее время (за исключением дождливых
дней) все занятия организуются на
воздухе, на физкультурной площадке.
Занятия в помещении и на воздухе
взаимосвязаны: они осуществляют комплексное
решение всех оздоровительных и
воспитательно-образовательных
Занятия на воздухе имеют
максимально оздоровительный
Содержание и структура занятий
Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы. При проведении разнообразных по содержанию занятий обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Структура занятия заключается
в последовательном выполнении детьми
физических упражнений. Она определяется
поставленными задачами и особенностями
работоспособности нервной
Изучение показателей частоты сердечных сокращений в процессе двигательной деятельности на занятиях показало постепенное возрастание ее в начале занятия, последующее нарастание и достижение наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Такая последовательность определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и работоспособностью организма; с другой - протеканием психических процессов - внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.
В течение занятия изменения,
происходящие в организме и психике,
осуществляются под контролем центральной
нервной системы. При этом усиливается
ее собственная работоспособность,
которая выражается в повышении
возбудимости нервных центров, подвижности
нервных процессов. В ходе занятия
при все большей
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.
Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Первая часть физкультурного занятия может быть разной в зависимости от поставленных задач и содержания упражнений в основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом - вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.
С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные с ориентировкой в пространстве и в коллективе, не требующие много времени на выполнение.
К таким упражнениям относятся строевые - различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба различных видов и в целях профилактики плоскостопия - на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения.
Заканчивается вводная часть построением детей в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т. п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней - от 3 до 5 мин, в старших группах - от 4 до 6 мин.
Если первая часть занятия
планируется как вводно-
Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших группах от 3 до 4 мин, в средней - от 4 до 6 мин, в старших - от 5 до 10 мин.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям, затем основным движениям и воспитанию физических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая непродолжительность
оптимальной психической
Общеразвивающие упражнения выполняются детьми с мелкими предметами - флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обусловливается задачей постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Первыми даются упражнения
для развития и укрепления мышц рук
и плечевого пояса в целях
формирования правильной осанки и упорядочения
дыхания (например, разведение рук в
стороны и сведение их перед грудью
и др.). Вторыми - упражнения для туловища,
укрепления мышц спины и развития
гибкости позвоночника (прямые и боковые
наклоны с последующим