Малые олимпиады в дошкольных учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.

Оглавление

Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

         В качестве примера можно указать программу олимпийского образования дошкольников, которую разработал и апробировал на практике В.И. Усаков. Эта программа начинается с рассказов о сказочных путешествиях в страну древних Олимпийских игр, знакомства с мифологическими и реальными героями Древней Греции - людьми сильными духом и телом, благородными и честными. Как отмечает автор программы, красивые греческие имена - Зевс, Геракл, Аполлон, Артемида, Диагор, Леонидас, Милон, Стратон и другие нравятся детям. Они не только хотят быть похожими на них, но начинают играть в этих героев, развивая свое воображение, расширяя кругозор, воспитывая лучшие физические и духовные качества. Детские игры в "войну" заменяются играми "олимпийскими", смысл и назначение которых - объединить людей планеты в мирном спортивном состязании.

 

Для указанных целей используется и такая форма, как "олимпийские  уроки". Их проводят воспитатели  детских садов с приглашением знаменитых спортсменов и тренеров. В зависимости от возраста дошкольников варьируется содержание и методика проведения таких уроков. Для их проведения отечественными и зарубежными  специалистами разработаны специальные  методические пособия. В детских  садах Австралии, Канады, США и  Испании используются и компьютерные программы олимпийского образования.

          Второе направление олимпийского образования детей дошкольного возраста - непосредственное включение детей в занятия олимпийскими видами спорта (такими, например, как плавание, легкая атлетика, футбол, волейбол, теннис и др.) и проведение для них Малых олимпийских игр. Эти Игры проводятся администрацией детских садов совместно с родителями дошкольников.

         Малые олимпийские игры проводятся в детских садах Англии, Голландии, России, Белоруссии и некоторых других стран. Главная особенность этих Игр - использование олимпийской атрибутики (церемонии открытия и закрытия Игр, зажжение олимпийского огня, подъем олимпийского флага, олимпийская клятва и т.д.), а также поощрение соблюдения правил "честной игры".

         Иногда Малые олимпийские игры являются элементом целого комплекса олимпийских акций в детских садах под названием "Олимпийские дни". Их организуют воспитатели, работники детского сада, родители, а также знаменитые спортсмены и тренеры. В детских садах Голландии, Англии и Германии эти олимпийские мероприятия проводятся в течение одной недели. Первые три дня проводятся олимпийские конкурсы рисунков и танцев, а также олимпийские уроки с участием знаменитых спортсменов и тренеров, а последние 2-4 дня отводятся для спортивных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

Формы организации  физического воспитания в дошкольных учреждениях

Формы организации физического  воспитания - это воспитательно-образовательный  комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность. Совокупность этих форм создает  определенный двигательный режим, необходимый  для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации двигательной деятельности детей относятся: 1) физкультурные  занятия; 2) физкультурно-оздоровительная  работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; 3) активный отдых: детский  туризм, физкультурный досуг, физкультурные  праздники, дни здоровья, каникулы; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) задания на дом. Все эти  формы, отвечая общим задачам  физического воспитания и всестороннего  развития ребенка, взаимосвязаны, вместе с тем каждая имеет свои специальные  задачи, определяющие ее место в  режиме дня дошкольного учреждения.

В группах детей раннего  возраста основной формой работы являются индивидуальные занятия физическими  упражнениями (гимнастика, массаж, подвижные  игры).

Утренняя гимнастика и  физкультурные занятия организуются, начиная с первой младшей, во всех группах, но в каждой они своеобразны  по подбору двигательного материала  и методике проведения, учитывающими особенности возрастной психофизиологии.

Физкультминутки, имеющие  преимущественное значение а старших  группах детского сада, включаются в занятия, вызывающие умственное напряжение (по математике, по развитию речи), и  между двумя занятиями как  момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.

Подвижные игры и разнообразная  самостоятельная двигательная деятельность на воздухе являются непременным  содержанием повседневной жизни  детей во всех возрастных группах.

Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей  физическим упражнениям.

Значение занятий заключается  в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование  организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств  и эмоционально-положительного отношения  к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Осуществление оздоровительных  задач достигается на занятиях путем  разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению  всех функциональных процессов в  организме, усилению его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических  и закаливающих условиях.

Воспитательно-образовательные  задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых  черт личности ребенка, сообщения некоторых  элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков  и физических качеств.

Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей, а также  проявлять нравственные качества и  творчество.

Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в  помещении, так и на воздухе. В  летнее время (за исключением дождливых  дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе  взаимосвязаны: они осуществляют комплексное  решение всех оздоровительных и  воспитательно-образовательных задач. Условия проведения занятий определяют их некоторую специфику. Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные  костюмы и обувь детей)' обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить  с различными предметами и в сопровождении  музыки.

Занятия на воздухе имеют  максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают  физическую нагрузку, предоставляют  широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

Содержание  и структура занятий

Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные  программой для каждой возрастной группы. При проведении разнообразных по содержанию занятий обязательно  сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения  программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Структура занятия заключается  в последовательном выполнении детьми физических упражнений. Она определяется поставленными задачами и особенностями  работоспособности нервной системы  и всего организма ребенка  на каждом отдельном этапе возрастного  развития. Контроль за динамикой организма  ребенка и его психики на занятии - одна из основных обязанностей воспитателя, от этого зависит эффективность  процесса обучения и воспитания.

Изучение показателей  частоты сердечных сокращений в  процессе двигательной деятельности на занятиях показало постепенное возрастание  ее в начале занятия, последующее  нарастание и достижение наиболее высокого уровня в основной части и постепенное  снижение к окончанию занятия. Такая  последовательность определяется, с  одной стороны, деятельностью системы  кровообращения и работоспособностью организма; с другой - протеканием  психических процессов - внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи  с этим наибольшей точности движений.

В течение занятия изменения, происходящие в организме и психике, осуществляются под контролем центральной  нервной системы. При этом усиливается  ее собственная работоспособность, которая выражается в повышении  возбудимости нервных центров, подвижности  нервных процессов. В ходе занятия  при все большей врабатываемости  всего организма улучшается согласованность  деятельности работающих органов и  систем, появляется возможность нахождения правильного ритма работы и в  связи с этим повышение эмоционального состояния. В этот период отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, которая колеблется в связи с  изменением характера отдельных  сторон деятельности (выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя, осмысливание его указаний и т. п.).

Физкультурные занятия состоят  из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Задачи и содержание вводно-подготовительной части занятия. Первая часть физкультурного занятия может быть разной в зависимости  от поставленных задач и содержания упражнений в основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом - вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.

С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, связанные  с ориентировкой в пространстве и в коллективе, не требующие много  времени на выполнение.

К таким упражнениям относятся  строевые - различные построения и  перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием  направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее  построение в большой и маленький  круги, колонны и т. п.; ходьба различных  видов и в целях профилактики плоскостопия - на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения.

Заканчивается вводная часть  построением детей в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т. п., что  служит переходом к обучению детей  общеразвивающим упражнениям в  начале основной части занятия. Продолжительность  этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней - от 3 до 5 мин, в  старших группах - от 4 до 6 мин.

Если первая часть занятия  планируется как вводно-подготовительная, тогда в начале ее также даются указанные выше упражнения для вводной  части. Однако за ними в этой же части  занятия следуют общеразвивающие  упражнения, которые строятся только на повторных и вариационных упражнениях, не требующих обучения. Задача их в  данном случае - подготовка организма  ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной  координацией или спортивные упражнения интенсивного характера, вызывающие достаточно высокую физическую нагрузку. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.

Продолжительность вводно-подготовительной части может быть в младших  группах от 3 до 4 мин, в средней - от 4 до 6 мин, в старших - от 5 до 10 мин.

Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия  в одном случае вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим  упражнениям, затем основным движениям  и воспитанию физических качеств; в  другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают  ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.

Учитывая непродолжительность  оптимальной психической работоспособности  детей, более трудные задачи намечают в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом или выполнение упражнений с более  сложной координацией).

Общеразвивающие упражнения выполняются детьми с мелкими  предметами - флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обусловливается  задачей постепенного вовлечения крупных  мышечных групп в интенсивную  работу, влияющую на повышение функционального  состояния всего организма.

Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук  и плечевого пояса в целях  формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в  стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми - упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые  наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево - вращение туловища). Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается  постепенное подведение организма  ребенка к большей нагрузке.

Информация о работе Малые олимпиады в дошкольных учреждения