Малые олимпиады в дошкольных учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними Олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "олимпийские мили" и другие аналогичные соревнования детей, подростков и молодежи.

Оглавление

Введение…………………………………………………...3
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях……………………………………………………………5
Методика проведения занятий с детьми дошкольного возраста………………………………………………………………..12
Организация малых олимпиад…………………………………18
Программа « путешествие в Олимпию»………………………21
Пример сценария малой олимпиады дошкольников "Мяч здоровья"……………………………………………………………....26
Вывод……………………………………………………………31
Литература………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 67.69 Кб (Скачать)

После этого переходят  к обучению основным движениям, из которых  одно может быть для детей новым, а другие находиться на этапах разучивания  и совершенствования.

В подготовительной к школе  группе, по данным Ю. Ю. Рауцкиса, является целесообразным планирование на одном  физкультурном занятии от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим  особого внимания воспитателя; остальные  подбираются из числа уже известных  детям в целях повторения и  совершенствования (например, прыжки в  сочетании с метанием и ползанием  или метание в сочетании с  ходьбой и бегом и т. п.). При  сочетании этих движении учитывается  степень их интенсивности. Наиболее целесообразно сочетание упражнений высокой степени интенсивности  с упражнениями низкой степени интенсивности  или разных - средней интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей в варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности  ребенка.

Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени  функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, целеустремленными движениями.

Продолжительность основной части занятия с обучением  общеразвивающим упражнениям в  младших группах от 15 до 18 мин, в  средней - от 20 до 22 мин, в старшей - от 25 до 28 мин. Без обучения общеразвивающим  упражнениям длительность ее в младшей  группе 8-12 мин, в средней - 12-15 мин, в  старших - 15-20 мин.

Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой  заключительная часть занятия включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным  замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме; в процессе ходьбы дети могут сделать несколько  дыхательных упражнений. В некоторых  случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей (например, "Найди и  промолчи", "Принеси, что тебе понравится", хороводного типа). По окончании  ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог проведенного занятия  и дети переходят к другой деятельности. Длительность заключительной части  занятия в младших группах  от 2 до 3 мин, в средней и в старших - от 3 до 4 мин.

Продолжительность всего  занятия в младших группах 15-20 мин, в средней - 20-25 мин, в старших - 30-35 мин.

В процессе физкультурного занятия одновременно с развитием  двигательных навыков у детей  воспитываются физические качества - быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.

Физкультурные занятия планируются  в соответствии с характером намечаемой учебной работы: на одних основное внимание сосредоточивается на обучении детей новому физическому упражнению в сочетании с уже усвоенными; на других периодически проверяется  степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих в целях  совершенствования повторяются  известные детям упражнения с  использованием вариантов и т. д.

Физкультурные занятия могут  проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т. д.). Последовательность двигательных действий в этих играх  должна соответствовать структуре  физкультурного занятия, учитывать  возможности детей данной возрастной группы и в связи с этим соответствующую  степень физической нагрузки. Такие  занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.

Исследования показали необходимость  проведения регулярных физкультурных  занятий течение круглого года (Л. В. Карманова, В. Г. Фролов, Г. П. Юрко). Они  содействуют функциональному совершенствованию  организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

Занятия на воздухе состоят, как обычно, из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Г. Фролова и  Г. П. Юрко, является многократное использование  бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение  темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма, на воспитание общей выносливости.

Вводно-подготовительная часть  содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким  шагом с высоким подниманием  колен, приставным шагом и т. п.) в  целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования  осанки. После ходьбы дети строятся в звеньевые колонны, круг и др., что является целесообразным для  дальнейших упражнений.

Основная часть предназначается  для выполнения общеразвивающих  упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После  этого проводится пробежка со средней  скоростью, заканчивающаяся ходьбой  и перестроением детей для  выполнения основных движений, из которых  вначале даются более сложные  или новые, а затем после пробежки со средней скоростью - знакомые (повторно), заканчивающиеся пробежкой в  медленном темпе. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или  спортивная игра, обеспечивающая высокую  двигательную активность детей.

В заключительной части дается бег в медленном темпе с  переходом на ходьбу с выполнением  дыхательных упражнений.

Таким образом, обеспечивается освоение программного материала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методика проведения  занятий с детьми дошкольного  возраста.

Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составляемым основе программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей  данной группы, состояние здоровья каждого ребенка в отдельности, общий уровень развития, приобретенные  детьми двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия  для проведения занятий, а также  на основе учета предыдущей деятельности детей намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.

Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа  выясняется степень осуществления  задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции  детей и фиксируемые в учете  занятия (степень усвоения всеми  и отдельными детьми нового программного материала; прогресс в овладении  знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие  дополнительных упражнений, облегченных  вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т. п.).

Тесная связь предыдущих и последующих занятий, общая  целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую четкую последовательность в выполнении постепенно усложняющихся  задач, прохождение программы и  тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия  прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям; повторение и совершенствование  уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого  уточняются упражнения для вводной  и заключительной частей занятий.

Воспитатель, особенно не имеющий  достаточного опыта, может пользоваться системой планирования физкультурных  занятий, представленной в методических рекомендациях к программе. Подходя  творчески к этим рекомендациям, он может в соответствии с конкретными  условиями своей группы внести в  план необходимые изменения. В то же время данные разработки окажут ему существенную помощь в систематическом  обучении детей физическим упражнениям  по программе.

Воспитатель использует различные  способы организации детей: фронтальный, групповой, и индивидуальный.

Используя фронтальный способ, детям предлагают одинаковые для  всех упражнения, которые выполняются  одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой  части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или  совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для воспитания у детей согласованности действий, объединения их в решении общих  для всех задач, непосредственного  контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности  занятия.

В процессе разучивания и  уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие  группы, действующие поочередно. Воспитатель  получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами, а остальные дети наблюдают действия своих товарищей и слушают  воспитателя.

Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда  все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для осуществления большей повторности  упражнения могут быть организованы в два и три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений в  последовательном порядке по кругу (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).

Применение поточного  способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей  и подготовительной групп. Следует  отметить особую значимость этого способа  при совершенствовании упражнений и меньшую при их начальном  разучивании: непрерывность поточного  движения иногда не позволяет воспитателю  исправлять у детей неточности двигательного  действия; он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с  тем применение поточного способа  при совершенствовании двигательных навыков содействует воспитанию у детей физических качеств - быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.

В старшей и подготовительной группах используется групповой  способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс  обучения детей воспитателем и самостоятельное  совершенствование детьми уже приобретенных  двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в это время (или две небольшие группы) самостоятельно упражняется в другом виде движения (повторно). Могут быть две или  три группы детей, выполняющие знакомые им, но различные упражнения (игра в  мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.

Обучая непосредственно  одну группу, воспитатель держит в  поле внимания всех занимающихся, предлагает самим следить за правильностью  своих движений, за порядком, за поведением. При такой организации у детей  воспитывается ответственность, сдержанность, умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается  возможность сохранять в течение  занятия двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.

В процессе занятий может  быть использован индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет данное ему задание  под контролем воспитателя. В  целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется  индивидуально по вызову воспитателя. Такой способ требует особого  внимания воспитателя, хорошей организации  детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности по вызову воспитателя воспроизвести  упражнения.

Использование каждого из указанных способов организации  детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в  которых проводится занятие, и рационального  их осуществления. Наиболее целесообразно  при обучении детей смешанное  использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности  физкультурных занятий.

При проведении физкультурного занятия детьми дошкольного возраста необходимо наиболее целесообразное чередование  нагрузки и отдыха. Отдых в процессе занятия может быть активным и  пассивным. Активный отдых предполагает переключение с предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пассивный - характерен относительным  покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

Правильное чередование  нагрузки и активного отдыха на занятии  обеспечивает сохранение оптимальной  возбудимости внимания и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся  утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил и в связи с этим утомление, является в то же время стимулом для восстановительных процессов  организма, повышения его функциональных возможностей. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность  организма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность  постепенно понижается, сопровождаясь  некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных  процессов.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов  утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность  нагрузки и отдыха.

Выше было указано, что  вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма  и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия. В начале основной части детям предлагается новый  материал, требующий наибольшей сосредоточенности  внимания. При обучении новому двигательному  действию у ребенка создается  его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается  с осмысливанием задания, наблюдением  за последовательностью элементов  упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без  наглядного показа. После этого дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это время ребенок проявляет  волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить  упражнение. Все это вызывает достаточное  напряжение нервной системы, повышение  психических и физиологических  функций организма. Поэтому такой  процесс не должен быть слишком продолжительным.

Информация о работе Малые олимпиады в дошкольных учреждения