Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:41, реферат
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Введение…………………………………………………………………………………....2
1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…3
2. Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ....4
3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……..6
Заключение……………………………………………………………..………………….11
Список литературы……………..……………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Здоровьесберегающие технологии:
понятие, цель и задачи…….…3
2. Виды здоровьесберегающ
3. Формы оздоровительной работы
в дошкольном учреждении……..6
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………..…………………………………
Введение
Дошкольный возраст обоснованно
считается наиболее важным периодом в
процессе формирования личности человека.
В этом возрасте более интенсивно развиваются
различные способности, формируются нравственные
качества, вырабатываются черты характера.
Именно в данном возрастном периоде закладывается
и укрепляется фундамент здоровья и развития
физических качеств, необходимых для эффективного
участия ребенка в различных формах двигательной
активности, что, в свою очередь, создает
условия для активного и направленного
формирования и развития психических
функций и интеллектуальных способностей
дошкольника.
Анализ состояния здоровья детей
дошкольного возраста показывает, что
за последнее десятилетие количество
абсолютно здоровых детей снизилось с
23 до 15% и увеличилось количество детей,
имеющих хронические заболевания, с 16
до 17,3%. В среднем по России на каждого
дошкольника приходится не менее двух
заболеваний в год. Приблизительно 20-27%
детей относится к категории часто и длительно
болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста
имеют стандартные отклонения в строении
опорно-двигательного аппарата - нарушение
осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный
тонус, слабость мышц брюшного пресса,
неоптимальность соотношения статических
и динамических движений. У 20-30% детей старшего
дошкольного возраста наблюдаются невротические
проявления. По данным прогнозов, 85% этих
детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми
заболеваниями. Около 50% детей нуждаются
в психокоррекции и характеризуются серьезным
психологическим неблагополучием. В подавляющем
большинстве дети, начиная с дошкольного
возраста, страдают дефицитом движений
и сниженным иммунитетом. Их мышечная
нагрузка уменьшается в силу объективных
причин: у детей практически нет возможности
играть в подвижные игры во время прогулки,
да и некоторые родители чрезмерно увлекаются
интеллектуальным развитием своих детей
(компьютерные игры, посещение разнообразных
кружков).
Неоспоримо, что основная задача
детского сада - подготовить ребенка к
самостоятельной жизни, дав ему для этого
необходимые умения, навыки, воспитав
определенные привычки. Но может ли каждый
профессионально подготовленный педагог,
просто взрослый ответственный человек
бесстрастно относится к неблагополучному
состоянию здоровья своих воспитанников,
его прогрессирующему ухудшению? Одним
из ответов на этот вопрос и стала востребованность
педагогами образовательного учреждения
здоровьесберегающих образовательных
технологий.
Здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании – технологии,
направленные на решение приоритетной
задачи современного дошкольного образования
- задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса
в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовании применительно
к ребенку – обеспечение высокого уровня
реального здоровья воспитаннику детского
сада и воспитание валеологической культуры
как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний
о здоровье и умений оберегать, поддерживать
и сохранять его, валелогической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи
и помощи. Применительно к взрослым - содействие
становлению культуры здоровья, в том
числе культуры профессионального здоровья
воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
В ДОУ разработана «технология
здоровьесбережения», задачами которой
являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья
детей на основе комплексного и системного
использования доступных для детского
сада средств физического воспитания,
оптимизации двигательной деятельности
на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции
детей в процессе получения знаний о здоровом
образе жизни.
3. Конструктивное партнерство
семьи, педагогического коллектива и самих
детей в укреплении их здоровья, развитии
творческого потенциала.
2. Виды здоровьесберегающих технологий,
используемых в ДОУ
. медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании - технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду - технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки-передвижки, беседы, практические показы (практикумы).
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
План здоровьесбережения включает следующие компоненты:
· Рациональное питание.
· Оптимальная для организма двигательная активность.
·Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, следовательно и режима дня.
·Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей. В этом направлении в детском саду организована досугово - развлекательная деятельность: проводятся спортивные праздники, тематические досуги.
· Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
Здоровьсберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг - не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст - 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) - в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
Информация о работе Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении