Формы, средства и методы, применяемые в обучении физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, реферат

Краткое описание

Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важное значении приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Средства, применяемые в обучении физической культуры…………………4
3. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками…………………………………………………………………………..6
4. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей……………………………………………..9
5. Формы и содержание самостоятельных занятий…………………………...10
6.Литература…………………………………………………….……………….16

Файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский национальный исследовательский технологический университет» 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Формы, средства и методы, применяемые в обучении физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Румянцев  И.Е.

Преподаватель:

Иванов.В.И.

 

 

 

 

 

Казань 2012г. 
Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Средства, применяемые в обучении  физической культуры…………………4

3. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками…………………………………………………………………………..6

4. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей……………………………………………..9

5. Формы и содержание самостоятельных занятий…………………………...10

6.Литература…………………………………………………….……………….16

 

1. Введение

 

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Перед педагогом  при решении воспитательных, образовательных  задач и задач физического  развития в процессе физического  воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо  важное значении приобретают способы  применения избранных средств, которые  помогут более успешно и продуктивно  их достигнуть. Этот поиск связан с  выбором эффективных методов  обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и  воспитания личностных свойств.

Форма физической культуры — это та организационная форма, в рамках которой применяются средства физкультуры и осуществляются методы физической культуры.

Метод – это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности. Методы, применяемые в обучении физической культуре в школе можно разделить на две группы: методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками и методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей, которые в свою очередь включают в себя различные методы.

 

 

2. Средства, применяемые в обучении физической культуры

 

К средствам  физического воспитания относят  физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические  факторы.

Физическое  упражнение – это основное и специфическое  средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при  помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

Физические  упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического  развития. Многократное выполнение двигательных действий образует двигательную деятельность.

Естественные  силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия  для эффективного влияния физических упражнений на учащихся, успешной организации  и проведение занятий. Основные и вспомогательные средства должны применяться в единстве.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь  педагогических целей и задач  формирования физической культуры личности. Необходимо многократное выполнение физического  упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать  движение или развить физические качества. При этом двигательная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в организме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.).

Выполнение  физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма и тем самым оставляет свой «след» (эффект) в организме человека. В процессе многократного выполнения действий «следовые» двигательные эффекты по открытому Ж.Б. Ламарком закону упражнений – «работа строит орган в меру его употребления» накапливается и способствует процессу морфологического, функционального, социально-психологического развития личности занимающихся. Однако воздействие  движения на организм не ограничивается развитием его телесных и духовных способностей.

В той мере, в какой движение воздействует на организм и личность человека, сам  организм посредством упражнения строит свои движения.

Одновременно  физические упражнения рассматриваются  и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физического  упражнения как метода – повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических упражнений осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние.

Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся.

Кроме физических упражнений, которые исторически  выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, лазания, метания, переноска тяжестей, плавание и т.п.) и условно называются естественными, существуют упражнения специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это так называемые движения, создания «школы движений», развития основных физических качеств, решения специальных педагогических задач. Сюда относят упражнения на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью физических упражнений данной группы является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

Естественные  силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности  ученика.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании  с движениями (занятия физическими  упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения уроков по физической культуре и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применить значительную нагрузку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость, жизнерадостность.

Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных  природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации. Закаливание  дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его  необходимо проводить с самого раннего  возраста. Для разностороннего закаливания  нужно применять средства, по-разному  воздействующие на организм (вода и  воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнений усиливает  закаливающее воздействие естественных сил природы. Закаливание помогает проявлению волевых качеств учащихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развивать имеющую большее значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.).

К гигиеническим  факторам относятся мероприятия  по личной и общественной гигиене  труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих  разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений.

Большое значение в создании необходимых гигиенических  условий имеет состояние материально-технической  базы, спортивного оборудования, инвентаря  и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими  упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических  факторов позволяет успешно развивать  физические и духовные способности  людей, подготавливая их к общественно  полезной деятельности.

 

3. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками

 

В зависимости  от способа освоения структуры двигательного  действия в процессе разучивания  методы подразделяют на:

- методы  расчлененного упражнения;

- методы  целостного упражнения.

Методы  расчлененного упражнения предполагают разучивание упражнения (его обычно называют «целевым») по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:

- при обучении  координационно-сложным двигательным  действиям, когда нет возможности  изучить их целостно;

- если упражнение  состоит из большого числа  элементов, органически мало связанных  между собой;

- если упражнение  производится так быстро, что  при целостном выполнении нельзя  изучить и усовершенствовать  его отдельные части;

- когда целостное  выполнение действия может быть  опасным, если предварительно  не изучить его элементы;

- когда необходимо  обеспечить быстрый успех в  обучении с тем, чтобы поддержать  интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми-подростками,  сформировать уверенность в своих  силах.

Задача построения обучения технике двигательным действиям  методом расчленения сводится к  решению вопросов о числе упражнений и их выборе. Решая эти вопросы, необходимо придерживаться следующих  правил:

а) при расчленении  следует учитывать особенности  структуры изучаемого действия, двигательный опыт обучаемых и условия обучения;

б) расчленение  не должно вызывать принципиального  изменения структуры данного  действия;

в) при расчленении  обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения;

г) для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упражнения, которые могут  эффективно контролироваться либо самим  обучаемым, либо извне, с помощью  преподавателя или обучающих  устройств; фазы движения, плохо поддающиеся  контролю, вычленять не следует;

д) обучающее  упражнение должно содержать, возможно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с предметом обучения.

Основные  разновидности метода расчлененного  упражнения:

Метод собственно расчлененного упражнения, который предусматривает использование относительно крупных заданий, каждое из которых охватывает одну или несколько фаз целевого упражнения.

Метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения. С его помощью можно решать разнообразные задачи. В частности, сформировать более точные представления о движении у обучаемых, совершенствовать отдельные характеристики техники движений, исправлять ошибки, возникающие в процессе обучения, и многое другое.

По  разделениям. Существует множество приемов, используемых в процессе расчлененного разучивания двигательных действий. К основным следует отнести освоение ключевых положений тела и его частей, временная фиксация положения тела в той или иной фазе упражнения, «проводка» в изучаемой фазе движения, имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.

Метод целостного упражнения основывается на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.). Он преимущественно используется:

- при разучивании наиболее простых упражнений;

- при изучении некоторых сложных действий, которые с методической точки зрения нецелесообразно изучать по частям;

- при совершенствовании и закреплении двигательных навыков.

Благоприятные условия для применения целостных  методов имеются также в тех  случаях, когда обучаемый и педагог  располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К  примеру, это характерно для таких  видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с  трамплина на лыжах, фристайл и другие, в которых освоение действий связаны с элементами риска, страха, преодолением отрицательных эмоций.

Информация о работе Формы, средства и методы, применяемые в обучении физической культуры