Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

пенсионка.docx

— 528.52 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Пенсионное обеспечение является важным элементом социального обеспечения, предназначение которого заключается в предоставлении нуждающимся – посредством создания системы аккумулирования результатов их трудовой деятельности и справедливого перераспределения материальных ресурсов – средств к существованию. Оно является одной из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, а косвенно – население любой страны.

В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости.

Важнейший принцип распределительной системы пенсионного обеспечения – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночных преобразований пенсионное обеспечение становится важной социальной гарантией для человека. Пенсия является одним из основных, а зачастую и единственным источником средств к существованию для большинства пенсионеров.

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан, и самое главное, строит очень четкую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом. Все это предопределяет повышение значимости пенсионной системы.

Касающаяся одной из наименее социально защищенных групп населения – престарелых граждан, тем или иным образом влияющая на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться государством с особой тщательностью, ибо цена неудачи очень высока.

Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии.

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- исследовать становление, развитие и современное состояние  системы пенсионного обеспечения  в России;

- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;

- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;

- определить направления  реформирования российской пенсионной  системы.

Предметом исследования послужили отчетные данные ГУ – ОПФР по РД за 2005-2011гг.

В качестве информационных источников использованы: материалы, представленные на официальных сайтах различных Министерств РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ»); информация, размещенная на порталах, посвященных пенсионной тематике; научные исследования, монографии, статьи, размещенные в периодических изданиях, научные доклады и материалы научных конференций.

При подготовке работы были проанализированы статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, информационно-аналитические бюллетени фонда «Бюро экономического анализа», сводные данные ФСФР России о деятельности НПФ, а также материалы различных рейтинговых агентств.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении указаны актуальность выбранной темы, цель и задачи, поставленные для раскрытия проблемы проекта.

Первая глава освещает вопросы исторического развития пенсионного обеспечения в России на фоне мирового опыта.

Во второй главе дается анализ современного состояния пенсионной системы России, тенденции развития и проблемы.

Третья глава посвящена раскрытию перспективным направлениям в реформировании пенсионной системы России с учетом зарубежного опыта.

В заключении сделаны основные выводы и рекомендации по выделенным проблемам исследования.

 

 

Глава 1. Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

 

1.1. Становление и развитие пенсионной системы в РФ

До 1991 года в России практически не существовало самостоятельного бюджета пенсионной системы, и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета.

Пенсионный фонд РФ (далее сокращенно - ПФР) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. в связи с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2003г. утратил силу), которым предусматривалось, что финансирование выплаты пенсии осуществляется ПФР. Положение о нем утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991г.

Поскольку обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется при непосредственном участии ПФР, то правовой основой его деятельности является Федеральный закон от 15 декабря 2002г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Впервые вопрос о необходимости разработки и принятия нового пенсионного закона на государственном уровне был поставлен в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, одобренной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995г. №790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ». Предполагалось в течение 1996-1997гг. подготовить проект федерального закона о пенсионном обеспечении, конкретизирующий основные положения указанной Концепции. Отвечать за эту работу должна была Правительственная комиссия по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, которой предоставлялось право создавать рабочие группы по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Однако деятельность Правительственной комиссии оказалась малоэффективной, какого-либо проекта нового пенсионного закона в установленные сроки не было подготовлено и постановлением Правительства РФ от 30 мая 1997г. №652 «О координационных и консультативных органах, образованных Правительством РФ она была упразднена. Тем не менее проблема, связанная с необходимостью разработки принципиального нового пенсионного законодательства, сохранилась, и все более обострялось по мере развития системного кризиса в пенсионном обеспечении. Разумеется, основные причины этого кризиса заключались не в действующем законодательстве, хотя и оно с юридической точки зрения было крайне несовершенным, а главным образом в существующих экономических отношениях.

Принятый 20 ноября 1990г. №340 – 1 Верховным Советом РСФСР и затем на протяжении 10 лет, поддерживаемый перманентными поправками морально устаревший пенсионный закон изначально не мог нормально функционировать в кардинально изменившихся социально-экономических условиях, так как не содержал механизмов регулирования пенсионных отношений, давно отработанных и успешно применяющихся в странах с рыночной экономикой.

Вторая попытка осуществить реформу пенсионного законодательства было предпринята в связи с принятием постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 года №463 «О Программе пенсионной реформы в РФ», которым была утверждена не только Программа пенсионной реформы в РФ, но и План подготовки нормативно-правовых актов и организационных мероприятий в рамках очередного этапа реформирования пенсионной системы в РФ на 1998-1999 годы. После финансового кризиса, произошедшего в стране в августе 1998 года, который самым непосредственным образом повлиял на замедление темпов реформирования пенсионной системы соответствующих законопроектных работ, был вновь пересмотрен как с точки зрения коррекции сроков, так и по содержанию «пенсионного пакета».

При переходе к рыночной экономике остро стал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Будущая пенсионная система должна была представлять собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, и подразделяться на три самостоятельных части: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение. В основу именно такого структурирования пенсионной системы положен принцип разграничения материальной ответственности государства, граждан, работодателей, работников и других субъектов пенсионных правоотношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав. Исходя из этого основополагающего принципа государственное пенсионное обеспечение базируется на финансировании пенсий за счет федерального бюджета, обязательное пенсионное страхование – за счет страховых взносов в ПФР, а дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – за счет средств, сформированных из добровольных или обязательных для отдельных профессиональных категорий страховых взносов работодателей и работников, либо выплат из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также средств организаций независимо от форм собственности и хозяйствования.

Президентом РФ в целях проведения пенсионной реформы в мае – июне 2002 года в Государственную Думу был внесен пакет из пяти законопроектов – «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах». Эти законопроекты летом – осенью 2002 года были рассмотрены Государственной Думой и Советом Федерации. В итоге, к концу 2002 года законодательная база пенсионной реформы в виде нового пенсионного законодательства была сформирована. До конца 2002 года в РФ действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсии.

Так, по Закону РФ №340 – 1 от 20 ноября 1990 года гражданин в зависимости от размеров своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 % среднего заработка либо за последние два года перед выходом на пенсию, либо за любые пять лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако в законе имелось существенное ограничение – пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трех минимальных размеров пенсий по тому же закону. А минимальный размер пенсий по нему на начало 2002 года составлял 168 рублей. Повысить пенсию по 340 закону до более реального уровня оказалось возможно только указами Президента РФ, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии. Новый №113 – ФЗ, разработанный 1997 году и вступивший в действие в феврале 1998 года, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь между заработной платой и размером пенсии.

Согласно нормам данного закона за работником было сохранено право на получение пенсии в размере от 55 до 75 % заработка в зависимости от стажа. А вместо трех минимальных пенсий было установлено в качестве ограничителя размер средней заработной платы в стране, установленной для исчисления пенсии, и его отношение к зарплате пенсионера. Данное отношение первоначально установлено в размере, не превышающем 0,7. В дальнейшем же отношение зарплат поэтапно повышено до 1,2.1

1.2. Необходимость реформы  пенсионного обеспечения в России

Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах.

Каковы же предпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?

В России пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.

Сегодня пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. Там же. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек. При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в марте 2002 года Б. Грызлов, говорил о проблеме 2004 г.: «...Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу». В этом смысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения общества распределительная пенсионная система становилась все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной». Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.

Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта