Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

пенсионка.docx

— 528.52 Кб (Скачать)

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрен учет в составе общей суммы материального обеспечения пенсионеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Из изложенного следует, что денежная компенсация, выплачиваемая членам семьи погибших (умерших) военнослужащих на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2006 г. № 475, фактически является компенсационной выплатой произведенных членами семьи расходов, в связи, с чем подлежит учету в составе общей суммы материального обеспечения пенсионера.

Достаточно много вопросов возникает о правильности учета при подсчете материального обеспечения различного вида ежегодных денежных выплат, осуществляемых пенсионерам.

Так, ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива, назначаемая федеральным льготным категориям граждан, предоставляемая один раз в год, а также компенсация расходов на проезд междугородными видами транспорта реабилитированным гражданам, выплачиваемая один раз в год, могут учитываться в составе общей суммы материального обеспечения пенсионера в том случае, если эти выплаты отвечают условиям статьи 12' Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Поскольку подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера должен осуществляться за календарный месяц, то выплаты нерегулярного характера учитываются в структуре общей суммы материального обеспечения в размере, рассчитанном пропорционально числу месяцев, приходящихся на период предоставления пенсионеру этих выплат (в месяц учитывается 1/12 часть от общей суммы выплаты, если выплата производится за год).

Учитывать компенсационную выплату только в месяце ее предоставления нельзя, т.к. в таком случае будет наблюдаться искусственное завышение общей суммы материального обеспечения пенсионера и гражданину социальная доплата к пенсии вряд ли будет назначена.

При этом следует отметить, что общая сумма материального обеспечения пенсионера может быть пересмотрена в случае его несогласия с рассчитанной величиной.

Имеются и вопросы в отношении возможности наделения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных учреждений функцией по установлению пенсионеру региональной социальной доплаты к пенсии.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи» четко определено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в порядке, определяемом законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, которым, в частности, предусматриваются механизм обращения гражданина за этой доплатой, порядок ее назначения, рассмотрения документов пенсионера, а также правила пересмотра ее размера.

Из данных норм прямо вытекает обязательное принятие решения об установлении пенсионеру региональной социальной доплаты к пенсии исключительно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Эта функция не может быть поручена иным учреждениям на уровне субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законом суммарные доходы ПФР в 2012 году прогнозируются в сумме 5,14 трлн. руб., что составляет 10,2% объема ВВП страны (в 2011 году - 9,87%). Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,82 трлн. Руб. (в 2011 году - 4,41 трлн. руб.).

Превышение доходов над расходами бюджета составит 315 млрд. руб. Данные средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров.

Из Федерального бюджета в бюджет ПФР в 2012 году поступит 2,3 трлн руб., данные средства будут направлены на:

  • исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат -1396,2 млрд. руб.;
  • компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий страхователей (сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, организации, использующие труд инвалидов, организации средств массовой информации, хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, и др.) - 69,55 млрд. руб.

А также на покрытие дефицита бюджета ПФР - 875,93 млрд. руб. (в 2011 году 1166,3 млрд. руб.).

Также в бюджете ПФР на 2012-2013 годы учтены средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала на 2012 год в сумме 120,8 млрд. руб. (в 2011 году - 102 млрд. руб.). Размер материнского капитала будет проиндексирован с 1 января 2012 года на 6,5% и составит 365 698,42 руб.

В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на со финансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 5 млрд. руб. (в 2011 году - 2,5 млрд. руб.).

На федеральную социальную доплату к пенсии в 2012 году ПФР направит 34,5 млрд. руб.

Территориальные органы ПФР е 2012 году направят 34,5 млрд руб. на федеральную социальную доплату к пенсии в 67 субъектах Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии устанавливается в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 и на плановый период 2012 и 2013 годов», который определяет величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на 2012 год в размере 4938 руб., что на 158 руб. больше, чем в текущем году.

При этом в 17 субъектах Российской Федерации региональные органы социальной защиты населения будут осуществлять региональную социальную доплату к пенсии.

Напомним, что с 1 января 2011 года социальная доплата устанавливается всем неработающим пенсионерам, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки, установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении.

Если гражданин проживает в регионе, где «местный» прожиточный минимум не выше федерального, то доплата ему устанавливается по линии ПФР из средств федерального бюджета. Если региональный

прожиточный минимум выше федерального, пенсионеру полагается региональная социальная доплата, которую производят органы социальной защиты населения соответствующего региона.)

Рис. 2.6. Рост среднегодового размера трудовой пенсии в 2011-2012 годах (к уровню 2010 года)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ функционирования  пенсионной системы в Республике  Дагестан

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В этой связи рассмотрим основные показатели развития пенсионного обеспечения на примере ГУ – ОПФР по РД.

Пенсионерами являются 18,4% населения Республики Дагестан. Их численность на 31.12.2010 составила 488,7 тыс. чел., причем 87,1% получали трудовые пенсии. На 100 пенсионеров в области приходится 95 наемных работников, тогда как в Российской Федерации - 133.

С 2003 года численность пенсионеров возросла на 39,2 тыс. чел., или на 8,7%. по сравнению с 2009 годом она увеличилась на 1,8%.

В 2010 г. 44,0% пенсионеров получателей трудовых пенсий по старости не достигли общеустановленного пенсионного возраста. В 2003 г. их доля составляла 42,0%. Получатели трудовых пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, составляют 23,6% всех пенсионеров Республики.

В структуре новых назначений доля лиц, которым назначена трудовая пенсия по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, составляет 34,9%.

Средний размер пенсии в регионе на 31.12.2010 составил 2242,85 руб., трудовой пенсии - 2276,37 руб. Самый высокий уровень пенсии имели пенсионеры - госслужащие - в среднем 3694,50 руб. (в 1,64 раз больше, чем у всех пенсионеров).

Не достигает уровня прожиточного минимума пенсионеров средний размер пенсии по случаю потери кормильца - 72,9% ПМП.

Коэффициент замещения заработной платы средней трудовой пенсией снизился к концу 2010 г. до 46,6% с 63,7% в 2003 году, а средний размер пенсии по старости составляет 51,2% от средней заработной платы в Республике.

Выплата трудовых пенсий не обеспечивается средствами, собираемыми на обязательное пенсионное страхование в регионе: уровень обеспеченности расходов на выплату страховой части пенсии составил в 2010 г. 45,1%.

В 2011 году наблюдалась положительная динамика показателей, характеризующих повышение жизненного уровня населения республики.

По предварительным данным за 2011 год среднемесячные денежные доходы в расчете на одного человека составили 8046,2 руб. и увеличились на 28,5% по сравнению с 2010 годом, потребительские расходы в расчете на одного человека -5986,7 руб. и возросли к уровню предыдущего года на 34,1%.

Таблица 2.1.

Данные основных показателей пенсионного обеспечения в РД2.

Показатели

2004

2008

2009

2010

2011

Пенсионеры - всего - тыс. чел.

456,5

465,4

471,9

479,9

488,7

Получатели трудовых пенсий - тыс. чел.

408,3

413,4

418,0

421,2

425,7

Численность наемных работников на 1 00 получателей трудовых пенсий - чел.

103,80

100,87

96,72

93,70

95,18

Получатели досрочных трудовых пенсий по старости - тыс. чел.

113,30

114,10

115,70

116,10

115,50

Получатели досрочных трудовых пенсий по старости, пенсия которым назначена в отчетном году - тыс. чел.

4,00

2,60

2,80

2,10

2,20

Средний размер пенсии - руб.

1146,8

1370,5

1562,3

2024,3

2242,8

Средний размер трудовой пенсии - руб.

1159,4

1393,1

1593,2

2043,2

2276,3

Соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионеров - %

97,00

106,20

107,70

119,40

118,80

Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионеров - %

98,20

108,00

109,80

1 19,40

120,60

Соотношение среднего размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению с прожиточным минимумом пенсионеров - %

87,50

92,30

91,10

111,40

106,80

Коэффициент замещения заработной платы средней трудовой пенсией - %

63,00

57,80

53,10

55,80

46,60

Коэффициент замещения заработной платы средней трудовой пенсией по старости - %

69,10

63,30

58,20

61,10

51,20

Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии средствами на обязательное пенсионное страхование - %

30,70

34,20

35,80

39,20

45,10

 


Отчетные данные ГУ- ОПФР по РД.

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения по предварительным данным за 2011 год увеличились на 17,4% по сравнению с предыдущим годом, но их прирост был ниже уровня 2010 года (29,9%). Динамика темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения за прошедший год в процентах к соответствующему периоду 2010 года складывалась следующим образом: январь -134,4%, январь-март - 132,1%, январь-июнь - 123%, январь-декабрь - 117,4%.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за 2011 год составила по предварительным данным 5670 руб. и возросла на 25,2% к предыдущему году, реальная заработная плата увеличилась на 14,9%. Динамика заработной платы по месяцам 2011 года выглядела следующим образом: январь -4356,5 руб.; февраль - 4953,8 руб.; март - 5321,5 руб.; апрель - 5281,9 руб.; май - 5399,8 руб.; июнь - 6353,9 руб.; июль - 5105,5 руб.; август - 5061,4 руб.; сентябрь - 5736,6 руб.; октябрь - 5594,4 ; ноябрь - 6403,1 ; декабрь - 8600 рублей.

Несмотря на рост номинальной и реальной зарплаты в республике в прошедшем году, ее величина была намного ниже средне российского значения и меньше в сравнении со средним значением по Южному федеральному округу. Так, по предварительным статистическим данным за 2011 год среднемесячная заработная плата в республике составила 70% от её величины по ЮФО (8097 руб.) и 41,9% - по России (13518 руб.).

Прожиточный минимум по предварительным данным за 2011 год составил в среднем 2932,5 руб. (I квартал 2011 года - 2704,4 руб., II квартал -2915,5 руб., III квартал - 2956,8 руб. и IV квартал - 3153 руб.) и увеличился по сравнению с 2010 годом на 20,7%. Величина прожиточного минимума в прошлом году составила: 36,4% от среднемесячных денежных доходов на 1 жителя и 51,7% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 1 работника за 2011 год. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения составила по оценочным данным 17%, против 17,5% за 2010 год.

По данным ТО Росстата по Республике Дагестан просроченная задолженность по заработной плате наблюдаемых видов экономической деятельности на начало января 2011 года составила 18 млн. руб. и по сравнению с началом 2011 года снизилась на 22 млн. руб. (в 2,2 раза).

Общая сумма задолженности полностью состояла из задолженности по заработной плате ввиду отсутствия собственных средств предприятий и организаций, по сравнению с соответствующим уровнем 2011 года снизилась в 2,1 раза (на 19 млн. руб.). Из общей суммы задолженности наибольший удельный вес приходился на организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (42,2%), обрабатывающих производств (22,2%), сельского хозяйства и управления недвижимым имуществом (12,2%), строительства (8,3%). Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность, составила 3,2 тыс. человек и возросла по сравнению с началом 2011 года на 12%. Просроченная задолженность в расчете на 1 работника, которому организации задолжали заработную плату, составила в среднем 5,7 тыс. рублей.

Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта