Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.
Средний размер назначенных пенсий на конец 2011 года составил 3005,3 руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 34%, реальная пенсия выросла на 17%. Величина среднемесячной начисленной пенсии в конце прошедшего года составляла 34,9% от среднемесячной заработной платы за декабрь 2011 года.
Основными проблемами в социальной сфере являются: имеющаяся задолженность по заработной плате, дифференциация в размерах оплаты труда работников, которая зачастую определяется не отличиями в их квалификации, профессионализме, результативности труда, а зависит от форм собственности предприятий и отраслевой принадлежности, низкая заработная плата в некоторых секторах экономики (сельское и жилищно-коммунального хозяйство), недостаточное снижение уровня бедности населения. В структуре доходов уменьшилась доля заработной платы и увеличилась доля предпринимательских доходов, концентрирующихся у небольшой группы граждан, усилилась межотраслевая, межпрофессиональная дифференциация оплаты труда, различия в отраслевых уровнях оплаты труда достигли нескольких раз.
Для повышения жизненного уровня населения в 2012 году главной задачей является закрепление положительных сдвигов в экономике и создание благоприятных условий для ее дальнейшего роста. Это позволит погасить задолженность по заработной плате и постепенно восстановить стимулирующие функции заработной платы, увеличить ее долю в денежных доходах населения. В свою очередь рост реальных денежных доходов населения будет активизировать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать дальнейшее развитие реального сектора экономики.
Ситуация на рынке труда в прошедшем году характеризовалась снижением официально зарегистрированной безработицы. В органах государственной службы занятости на конец декабря 2011 года было официально зарегистрировано 53,6 тыс. человек безработных, что составило к соответствующему периоду 2010 года 96,%. Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения составил на конец декабря 2011 года по оценке 4,7% и незначительно снизился по сравнению с аналогичным уровнем 2010 года (на 0,1%), но, по-прежнему, превышал среднее значение по России более чем в 2 раза.
Численность экономически активного населения республики составила за 2011 год по оценке 1147,9 тыс. человек, или 42,7% общей численности населения. По оценочным данным общая численность безработных в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) составила в среднем 258,9 тыс. человек, или 22,6% общей численности экономически активного населения республики. По сравнению с 2010 годом уровень общей безработицы в республике уменьшился на 0,8%, но оставался высоким, в несколько раз превышающим средние значения по России (предварительные данные за 2011 год по России на конец декабря - 6,1%). Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию) на конец декабря 2011 года составил 121 чел.
Потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в службах занятости, составила на конец декабря прошедшего года 444 человека и по сравнению с началом 2011 года увеличилась на 52 человека.
По предварительной оценке ТО Росстата по республике на начало 2012 года численность постоянного населения республики составила 2686,6 тыс. человек. В общей численности населения республики, по-прежнему, преобладало сельское население, удельный вес которого составлял 57,5%.
В прошедшем году, как и в предыдущие годы, в республике продолжала сохраняться тенденция роста численности населения в основном за счет естественного прироста (превышение количества родившихся над умершими), перекрывающего отрицательное сальдо миграции. За 2011 года население республики увеличилось по оценке на 28 тыс. человек, или на 1,1%. Темп прироста населения в 2010 году составлял 0,7%.
Также в республике сохранялась позитивная динамика превышения родившихся над умершими. Так, за 2011 год число родившихся в 2,9 раза превысило число умерших (за 2010 года - в 2,6 раза). В результате коэффициент естественного прироста в расчете на 1000 населения составил за прошедший год 11 промилле (за 2010 год - 9,3 промилле) и увеличился на 18,3%.
Поступление платежей в ОПФР по РД в 2011г. по страховым взносам составило:
- на выплату
страховой части трудовой
- на выплату накопительной части трудовой пенсии 400000,5 тыс. руб. (102,8%);
- страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии 18264,3 тыс. руб. (161,6%);
- страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части трудовой пенсии 4781.1 тыс. руб. (97,6%);
- поступление недоимки, пени и иных финансовых санкций 2344,0 тыс. руб. (213,1%).
По данным налоговых органов по состоянию на 1.01.2012 года задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 310981,0 тыс. руб.
За 2011 год задолженность по страховым взносам выросла на 48581,0 тыс. руб. или на 18,5 % (на 1.01.2011 г. 262400,0 тыс. руб.)
Таблица 2.2.
Задолженность по страховым взносам в ПФР
По состоянию |
Задолженность по страховым взносам млн. руб. |
Прирост к предыдущему году, млн. руб. |
%к предыдущему году |
На 01. 01. 2004 |
54,2 |
X |
X |
На 01. 01. 2008 |
123,1 |
68,9 |
127,1 |
На 01. 01. 2009 |
178,9 |
55,8 |
45,3 |
На 01. 01. 2010 |
254,0 |
75,1 |
42,0 |
На 01. 01. 2011 |
262,4 |
8,4 |
3,3 |
На 01. 07.2011 |
332,4 |
70,0 |
26,7 |
На 01. 10.2011 |
351,3 |
88,9 |
33,9 |
На 01. 01. 2012 |
311,0 |
48,6 |
18,5 |
Отчетные данные ГУ- ОПФР по РД.
Как видно из данных таблицы 2, относительный прирост задолженности по отношению к предыдущему году с 2009 года начал снижаться. Основной причиной этого является то, что ГУ -Отделение ПФР по Республике Дагестан с 2008 года начало осуществлять взыскание задолженности по страховым взносам в судебном порядке на основании документов персонифицированного учета из-за не представления налоговыми органами необходимой информацией.
Таблица 2.3
Исполнение доходной части бюджета ПФР
За 2011 год поступление денежных средств составило: |
Тыс. руб. |
В % к плановым заданиям |
Страховые взносы, зачисляемые на счет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
3033916,3 |
103,2% |
Страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии |
18264,3 |
161,6% |
Страховые взносы, зачисляемые на счет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии |
400000,5 |
96,7% |
Недоимка, пени и штрафы по взносам в ПФР |
2344,0 |
213,1% |
Отчетные данные ГУ- ОПФР по РД.
Как свидетельствуют данные таблицы 3, план по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсий выполнен на 103,2 %, на выплату накопительной части трудовой пенсии 102,8 %. Выполнение плана по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсий связано с исполнением плановых показателей по фонду заработной платы. По данным Федеральной службы государственной статистики республики, за 2011 год фактический фонд заработной платы составил 27122,6 млн. руб., при плане 25400,0 млн. руб. или 106,8% от плана. Благоприятная ситуация со сбором страховых взносов создалась в связи с тем, что в республике происходит динамичное развитие всех отраслей экономики. Органами власти республики и налоговыми службами проводится большая работа по сбору страховых взносов.
Поступление страховых взносов в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсий составило 161,6 %, на выплату накопительной части трудовой пенсии 97,6 % от плана. Выполнению плана способствовала работа, проведенная по взысканию задолженности в судебном
порядке, а также направление требований об уплате страховых взносов. Кроме того, наряду с текущими платежами поступали платежи за предыдущие годы. Поступление сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций составило 213,1% от плана. Выполнению плана способствовало предъявленное ГУ-ОПФР по РД требование на оплату недоимки, образовавшейся по состоянию на 1.01.2002 года к предприятию Буйнакский агрегатный завод, в результате чего в 1 полугодии 2011 года поступило 550,9 тыс. руб. Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовых пенсий собственными доходами за 2011 год составила 50,8 %, что на 5,7 % выше, чем в 2010 году.
Таблица 2.4
Исполнение расходной части бюджета ПФР
Исполнение показателей росписи расходов ПРФ на пенсионное обеспечение и лимиты бюджетных обязательств за 2011 год. |
% исполнения от лимита бюджетных обязательств |
Выплата базовой части трудовой пенсии |
102,8% |
Выплата страховой части трудовой пенсии |
98,2% |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения пособий и компенсаций |
100, % |
Выплата пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанными безработными |
90,5% |
Отчетные данные ГУ- ОПФР по РД.
Общая численность пенсионеров по состоянию на 1 января 2012 года составила 496099 человек. Численность пенсионеров за отчетный год увеличилась на 7418 человек.
Исполнение бюджета по расходам на реализацию государственных функций в области социальной политики за 2011год составило 100,5%. По ежемесячным денежным выплатам отдельным категориям граждан исполнение показателей бюджета составило 100,5 %, из них:
-по ежемесячным денежным выплатам ветеранам - 99,8 %;
-по ежемесячным денежным выплатам инвалидам - 99,9 %;
-по ежемесячным денежным выплатам гражданам, подвергшимся радиации вследствие аварий и ядерных испытаний - 99,9 %;
-по ежемесячным
денежным выплатам Героям
По выплате дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. исполнение показателей бюджета составило 99,9%.
Пенсионное обеспечение является одной из важнейших социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, а косвенно – население любой страны. Тем более принципиальное значение оно приобретает в период социально-экономической перестройки, так как основным индикатором, по которому судят о благополучии общества, является отношение государства к нетрудоспособным, способность создать условия для достойной жизни людям старшего поколения.
Международная организация труда считает, что системы социального (в том числе пенсионного) обеспечения должны строиться не по одинаковой схеме, а с учетом целого ряда факторов, которые являются характерными для каждой страны, таких как история и уровень ее развития, отношения между государством и обществом, возможные пути развития экономики, размеры и развитость фондового и финансового рынков, демографические проблемы и состояние рынка труда, понимание справедливости и отношений между поколениями. Эти факторы являются детерминирующими при выборе такой системы для той или иной страны. Единой модели пенсионной системы, которая подходила бы для всех стран, не существует. Если основополагающие принципы соблюдаются, то не может быть каких-либо возражений в отношении разнообразия таких систем.
Системы пенсионного обеспечения в мире являются системами текущего перераспределения реального продукта между работниками и нетрудоспособными. При этом независимо от того, основывается ли пенсионная система на солидарности поколений и текущем финансировании (распределительная, или, другими словами, солидарная), либо на накоплении (накопительная), пенсии выплачиваются за счет стоимости товаров и услуг, производимых работающими. То есть финансирование пенсий нетрудоспособным всегда обеспечивается экономически активным населением.
Начиная с 80-х годов прошлого века, вопросы пенсионного обеспечения оказались в центре политики общественных и научных обсуждений на всей планете. Основная причина заключается в том, что население всех стран начало резко стареть (из-за снижения рождаемости и роста среднего срока жизни). Данный процесс касается всех стран мира, и, прежде всего, развитых государств, хотя в последнее время особенно быстро стареет (благодаря развитой медицине, росту средней продолжительности жизни и проводимой политике сокращения рождаемости) и молодое население таких государств, как Китай.
Согласно информации демографических прогнозов старение населения в развитых государствах будет увеличиваться на протяжении следующих сорока лет, после чего будет достигнут пик.
С увеличением общего возраста населения и изменений в формах и масштабах занятости (уменьшения общего количества занятых, распространения частичной и неофициальной занятости, работы на дому) в солидарных пенсионных системах увеличивается доля правительственных расходов на поддержку стариков в ВВП, растет нагрузка на всех трудоспособных граждан. Так, начиная с 1960 года и по 1985 год затраты на государственные пенсии в странах – членах ОЭСР увеличивались на 100% быстрее, чем ВВП. Со второй половины 1980-х годов из-за прикладываемых усилий в области ограничения социальных затрат темпы их роста сократились. На сегодняшний день страны ОЭСР на пенсии в среднем расходуют 9% ВВП, и показатели заметно различаются по разным государствам. К примеру, в Австрии затраты на государственные пенсии насчитывают около 15%, в Италии – 14%, во Франции данный показатель составляет 13%, в Соединенных Штатах – 6,5%, в Японии и Канаде – 5% и 4,5% ВВП соответственно.
Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта