Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.
В сравнении с ежегодным массивом пенсионных выплат, сумма накопленного капитала невелика. А если говорить о ее доходности, то она в основном ниже уровня инфляции, хотя по закону должна превышать ее, чтобы не только сохранить накопления, и приумножить их. Так, в 2009 году у государственной управляющей компании доходность была несколько выше инфляции, в 2008 году - ниже, в 2010-м - тоже ниже.
В частных УК доходность где-то выше, а где-то ниже. Но они находятся в более привилегированном положении: у них по сравнению с государственной УК больше инструментов, которыми они могут оперировать на финансовом рынке. То есть, поставив задачу сохранить накопления, перестраховались до такой степени, что не дали возможность государственной УК зарабатывать.
Отсюда можно сделать прогноз: если ничего не менять, то к 2015 году будет восьмикратный рост дефицита бюджета в распределительной составляющей, снижение коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 19,7% от средней зарплаты, то есть в 1,4 раза. Эти выводы основаны на актуарных расчетах ПФР.
Еще одна очень негативная тенденция: снижение доли расходов на выплату трудовых пенсии в ВВП с 2003 по 2010 год на 0,86%. Сегодня эта доля составляет 4,79. Это, безусловно, мало, но самое тревожное в том, что наблюдается не положительная, а отрицательная тенденция - снижение удельного веса пенсий в ВВП. И это несмотря на то, что ВВП растет.
В этой связи можно предложить следующие меры по совершенствованию современной пенсионной системы в России.
Во-первых, необходимо решить вопрос с базовой частью пенсии.
Во-вторых, решить проблему льготного пенсионного обеспечения, то есть ввести профессиональные пенсии. Льготники получают пенсию из общего Пенсионного фонда, хотя выходят на заслуженный отдых раньше всех остальных. В итоге - нагрузка на пенсионную систему увеличивается. А значит, либо государство, либо работодатели должны взять реализацию этих льгот на себя и платить повышенный страховой тариф. Тогда доходная база бюджета ПФР возрастет.
Относительно тарифной политики следует ввести стоимость страхового года, чтобы ликвидировать дефицит по страховой части пенсии. Сейчас взносы не привязаны к текущим обязательствам. И если размер обязательств превышает размер взносов, возникает дефицит. Поэтому необходимо подсчитать, сколько денег нужно для покрытия всех текущих обязательств и отсюда вывести страховой тариф на момент принятия закона о бюджете на будущий год.
Необходимо определиться и со шкалой регрессии.
В настоящее время компании, ориентированные на длительную работу на рынке, развивают систему социального обеспечения своих сотрудников. Одним из направлений социальной политики предприятия является развитие негосударственного пенсионного обеспечения.
При создании корпоративной пенсионной программы для каждого вкладчика разрабатывается индивидуальная программа негосударственного пенсионного обеспечения, где учитываются его пожелания, специфика деятельности и он, по своему усмотрению, может выбрать различные варианты пенсионных схем.
Создание корпоративной пенсионной программы также позволяет компании:
Кроме того, создание корпоративной пенсионной программы укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, создает позитивный имидж руководства.
Для того чтобы стать вкладчиком НПФ, необходимо заключить с Фондом Договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор).
Мне показался интересным следующий пункт договора с НПФ «Норильский никель»:
«9.2. В случае смерти Участника, получившего право на получение негосударственной пенсии, до получения им первой выплаты негосударственной пенсии или после получения им первой выплаты негосударственной пенсии, выплачиваемой до исчерпания средств на именном пенсионном счете, правопреемники Участника имеют право на остаток средств на его именном пенсионном счете.
9.3. В случае смерти
Участника после получения им
первой выплаты пожизненной
Таким образом, для НПФ, а, следовательно, и для самой компании подобного рода корпоративные пенсионные договора являются средством обогащения.
К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести и то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными пенсионными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высокими темпами.
До последнего времени различные отраслевые сегменты рынка пенсионных услуг существовали параллельно и не были конкурентами друг другу (о конкуренции можно говорить лишь применительно к фондам открытого типа, готовым оказывать услуги как корпорациям, так и частным вкладчикам).
В России до сих пор нет единого мнения насчет проведенной пенсионной реформы, однако уже существуют предпосылки к новым преобразованиям. Центр стратегических разработок подготовил проект реформы пенсионной системы России. Правительственные консультанты предлагают вывести накопительную часть пенсии в новую структуру – накопительный пенсионный фонд с государственным участием. Фонд заменит госкорпорацию ВЭБ и сможет работать на спекулятивных рынках, вкладывая деньги в иностранные акции и товарные фьючерсы.
Документ предусматривает создание накопительного пенсионного фонда с государственным участием (ГНПФ). Переходный период для введения новой системы составит 5-10 лет.
Правительственные консультанты предлагают запретить гражданам, начавшим трудовую деятельность и решившим участвовать в пенсионном страховании, формировать накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде. За тех, кто не смог определиться, в какой системе добровольных накоплений они хотели бы участвовать - в ГНПФ или стандартных негосударственных пенсионных фондах (таких в России порядка 300), будет решать работодатель или государство. Сейчас накопительной частью пенсии управляют либо негосударственные пенсионные фонды (НПФ) при наличии заявления от работника, либо госкорпорация ВЭБ (аккумулирует накопительные части пенсий так называемых молчунов). ГНПФ фактически призван вытеснить ВЭБ, в котором сейчас аккумулированы средства граждан, которые не захотели передать накопительную часть пенсии в НПФ. Кроме того, будет создана система страхования пенсионных накоплений по типу Агентства по страхованию вкладов.
Предлагается не ограничивать сроки пенсионных накоплений для мужчин и женщин, а также сократить период, по истечении которого работник получает право на добровольное пенсионное накопление за счет работодателя: к 2023 году не более 10 лет, к 2030 году не более 5 лет, к 2035 году не более 3 лет.
Реформу предлагается завершить к 2023 году. К этому времени, в негосударственных фондах могут участвовать 50% будущих пенсионеров.
В целом идея НПФ неплоха, ведь в этом и есть суть западного менеджмента: сделай человека зависимым и управляй им как тебе надо. Однако, на мой взгляд, реформы в подобных сферах, а точнее их суть и структура проведения должны быть предельно ясны населению, в противном случае это можно расценить как попытку сбить с толку народ и навязать им правила нечестной политической игры, лучшим последствием которой будет еще большее сокращение продолжительности жизни населения.
Заключение
Анализ пенсионной реформы в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов.
Начиная с 2003 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:
Основной смысл пенсионной
реформы - повышение зависимости между
зарплатой, которую человек заработал
за свою трудовую жизнь, и размером его
пенсии. Считается, что пенсия - это страховка
от потери трудоспособности (отсюда термин
«пенсионное страхование). Чем больше
человек зарабатывал, тем больше он теряет
при наступлении страхового случая (утрате
трудоспособности из-за старости или из-за
инвалидности). Поэтому пенсия должна
больше зависеть от зарплаты, чем сейчас.
Основное содержание пенсионной реформы
- переход от распределительной системы
к системе распределительно-
Анализ мирового опыта введения и функционирования накопительных пенсионных систем позволяет сделать ряд выводов, важных для России.
Интерес граждан к передаче управления пенсионными накоплениями к частным компаниям и фондам может сильно превысить прогнозы организаторов системы. Зачастую это приводило к существенному беспорядку в переходный период, например, в сфере учета порядка присоединения граждан к накопительной системе и при переводе средств из государственного пенсионного фонда частным. В Польше более 85% граждан, имевших выбор между пребыванием в «старой» системе и передаче средств в частные пенсионные фонды, выбрали частные пенсионные фонды. В Венгрии более половины работников также добровольно сделали выбор в пользу накопительной системы, и только 1,5% участников, получив такую возможность в 1999-2000 годах, впоследствии вернулось в государственную распределительную систему.
Жесткая система общественного контроля над пенсионной системой и конкретными пенсионными фондами, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной пенсионной системы.
Просвещение и информирование будущих участников системы, в том числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались серьезно и ответственно.
Нормативно-правовые акты
Учебная литература
Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта