Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

пенсионка.docx

— 528.52 Кб (Скачать)

В сравнении с ежегодным массивом пенсионных выплат, сумма накопленного капитала невелика. А если говорить о ее доходности, то она в основном ниже уровня инфляции, хотя по закону должна превышать ее, чтобы не только сохранить накопления, и приумножить их. Так, в 2009 году у государственной управляющей компании доходность была несколько выше инфляции, в 2008 году - ниже, в 2010-м - тоже ниже.

В частных УК доходность где-то выше, а где-то ниже. Но они находятся в более привилегированном положении: у них по сравнению с государственной УК больше инструментов, которыми они могут оперировать на финансовом рынке. То есть, поставив задачу сохранить накопления, перестраховались до такой степени, что не дали возможность государственной УК зарабатывать.

Отсюда можно сделать прогноз: если ничего не менять, то к 2015 году будет восьмикратный рост дефицита бюджета в распределительной составляющей, снижение коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 19,7% от средней зарплаты, то есть в 1,4 раза. Эти выводы основаны на актуарных расчетах ПФР.

Еще одна очень негативная тенденция: снижение доли расходов на выплату трудовых пенсии в ВВП с 2003 по 2010 год на 0,86%. Сегодня эта доля составляет 4,79. Это, безусловно, мало, но самое тревожное в том, что наблюдается не положительная, а отрицательная тенденция - снижение удельного веса пенсий в ВВП. И это несмотря на то, что ВВП растет.

В этой связи можно предложить следующие меры по совершенствованию современной пенсионной системы в России.

Во-первых, необходимо решить вопрос с базовой частью пенсии.

Во-вторых, решить проблему льготного пенсионного обеспечения, то есть ввести профессиональные пенсии. Льготники получают пенсию из общего Пенсионного фонда, хотя выходят на заслуженный отдых раньше всех остальных. В итоге - нагрузка на пенсионную систему увеличивается. А значит, либо государство, либо работодатели должны взять реализацию этих льгот на себя и платить повышенный страховой тариф. Тогда доходная база бюджета ПФР возрастет.

Относительно тарифной политики следует ввести стоимость страхового года, чтобы ликвидировать дефицит по страховой части пенсии. Сейчас взносы не привязаны к текущим обязательствам. И если размер обязательств превышает размер взносов, возникает дефицит. Поэтому необходимо подсчитать, сколько денег нужно для покрытия всех текущих обязательств и отсюда вывести страховой тариф на момент принятия закона о бюджете на будущий год.

Необходимо определиться и со шкалой регрессии.

В настоящее время компании, ориентированные на длительную работу на рынке, развивают систему социального обеспечения своих сотрудников. Одним из направлений социальной политики предприятия является развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

При создании корпоративной пенсионной программы для каждого вкладчика разрабатывается индивидуальная программа негосударственного пенсионного обеспечения, где учитываются его пожелания, специфика деятельности и он, по своему усмотрению, может выбрать различные варианты пенсионных схем.

Создание корпоративной пенсионной программы также позволяет компании:

  • Повысить мотивацию труда сотрудников;
  • Повысить производительность труда и снизить текучесть кадров;
  • Привлечь на предприятие квалифицированные кадры;
  • Снизить затраты на стимулирование сотрудников по сравнению с традиционными методами, связанными с увеличением фонда оплаты труда;
  • Формировать положительный имидж компании, а, следовательно, обеспечить высокую лояльность сотрудников;
  • Привлечь средства сотрудников для финансирования инвестиционных программ предприятия при долевом финансировании корпоративной пенсионной программы;
  • Оптимизировать налогообложение.

Кроме того, создание корпоративной пенсионной программы укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, создает позитивный имидж руководства.

Для того чтобы стать вкладчиком НПФ, необходимо заключить с Фондом Договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор).

Мне показался интересным следующий пункт договора с НПФ «Норильский никель»:

«9.2. В случае смерти Участника, получившего право на получение негосударственной пенсии, до получения им первой выплаты негосударственной пенсии или после получения им первой выплаты негосударственной пенсии, выплачиваемой до исчерпания средств на именном пенсионном счете, правопреемники Участника имеют право на остаток средств на его именном пенсионном счете.

9.3. В случае смерти  Участника после получения им  первой выплаты пожизненной негосударственной  пенсии, правопреемство не предусмотрено».

Таким образом, для НПФ, а, следовательно, и для самой компании подобного рода корпоративные пенсионные договора являются средством обогащения.

К преимуществам корпоративных и отраслевых фондов следует отнести и то, что их затраты на обслуживание будущих пенсионеров ниже, чем у мелких фондов, поскольку они работают в основном не с именными, а с солидарными пенсионными счетами, что позволяет им наращивать свои активы более высокими темпами.

До последнего времени различные отраслевые сегменты рынка пенсионных услуг существовали параллельно и не были конкурентами друг другу (о конкуренции можно говорить лишь применительно к фондам открытого типа, готовым оказывать услуги как корпорациям, так и частным вкладчикам).

В России до сих пор нет единого мнения насчет проведенной пенсионной реформы, однако уже существуют предпосылки к новым преобразованиям. Центр стратегических разработок подготовил проект реформы пенсионной системы России. Правительственные консультанты предлагают вывести накопительную часть пенсии в новую структуру – накопительный пенсионный фонд с государственным участием. Фонд заменит госкорпорацию ВЭБ и сможет работать на спекулятивных рынках, вкладывая деньги в иностранные акции и товарные фьючерсы.

Документ предусматривает создание накопительного пенсионного фонда с государственным участием (ГНПФ). Переходный период для введения новой системы составит 5-10 лет.

Правительственные консультанты предлагают запретить гражданам, начавшим трудовую деятельность и решившим участвовать в пенсионном страховании, формировать накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде. За тех, кто не смог определиться, в какой системе добровольных накоплений они хотели бы участвовать - в ГНПФ или стандартных негосударственных пенсионных фондах (таких в России порядка 300), будет решать работодатель или государство. Сейчас накопительной частью пенсии управляют либо негосударственные пенсионные фонды (НПФ) при наличии заявления от работника, либо госкорпорация ВЭБ (аккумулирует накопительные части пенсий так называемых молчунов). ГНПФ фактически призван вытеснить ВЭБ, в котором сейчас аккумулированы средства граждан, которые не захотели передать накопительную часть пенсии в НПФ. Кроме того, будет создана система страхования пенсионных накоплений по типу Агентства по страхованию вкладов.

Предлагается не ограничивать сроки пенсионных накоплений для мужчин и женщин, а также сократить период, по истечении которого работник получает право на добровольное пенсионное накопление за счет работодателя: к 2023 году не более 10 лет, к 2030 году не более 5 лет, к 2035 году не более 3 лет.

Реформу предлагается завершить к 2023 году. К этому времени, в негосударственных фондах могут участвовать 50% будущих пенсионеров.

В целом идея НПФ неплоха, ведь в этом и есть суть западного менеджмента: сделай человека зависимым и управляй им как тебе надо. Однако, на мой взгляд, реформы в подобных сферах, а точнее их суть и структура проведения должны быть предельно ясны населению, в противном случае это можно расценить как попытку сбить с толку народ и навязать им правила нечестной политической игры, лучшим последствием которой будет еще большее сокращение продолжительности жизни населения.

 

Заключение

Анализ пенсионной реформы в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов.

Начиная с 2003 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:

  • базовая пенсия. В настоящее время в соответствии с законом «О трудовых пенсиях» ее размер составляет 1260 руб. для большинства пенсионеров и увеличивается при наличии иждивенцев, а также по достижении 80-летнего возраста и по инвалидности 3 степени ОСТД. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;
  • страховая пенсия - рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Для лиц, у которых уже имелись некоторые пенсионные права по состоянию на 1 января 2003 г., определенным образом рассчитывается «начальный» пенсионный капитал, к которому добавляются последующие взносы. Фактически размер этой части трудовой пенсии будет зависеть от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;
  • накопительная пенсия - это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин «пенсионное страхование). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной.

Анализ мирового опыта введения и функционирования накопительных пенсионных систем позволяет сделать ряд выводов, важных для России.

Интерес граждан к передаче управления пенсионными накоплениями к частным компаниям и фондам может сильно превысить прогнозы организаторов системы. Зачастую это приводило к существенному беспорядку в переходный период, например, в сфере учета порядка присоединения граждан к накопительной системе и при переводе средств из государственного пенсионного фонда частным. В Польше более 85% граждан, имевших выбор между пребыванием в «старой» системе и передаче средств в частные пенсионные фонды, выбрали частные пенсионные фонды. В Венгрии более половины работников также добровольно сделали выбор в пользу накопительной системы, и только 1,5% участников, получив такую возможность в 1999-2000 годах, впоследствии вернулось в государственную распределительную систему.

Жесткая система общественного контроля над пенсионной системой и конкретными пенсионными фондами, а также механизм быстрого и эффективного рассмотрения претензий и урегулирования споров являются необходимым условием нормального функционирования накопительной пенсионной системы.

Просвещение и информирование будущих участников системы, в том числе и до ее введения, необходимо для того, чтобы решения принимались серьезно и ответственно.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 22.08.2005 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов», «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.08.2005).
  3. Федеральный закон от 29.12.2007 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2007)
  4. Постановление Правительства РФ от 22 января 2004 г. № 34 «О назначении Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк) государственной управляющей компанией по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений»
  5. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.08.2006 №107н «Об утверждении Стандартов раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений»
  6. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 18.11.2006 № 140н «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц»

 

Учебная литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М: Издательство «ОМЕГА-Л». - 2010 г.
  2. Лельчук А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. - 2010. - №1. - С.58-62.
  3. Пенсионное обеспечение в России: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. Р.И. Еруслановой. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 608 с.
  4. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 396 с.

Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта