Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

пенсионка.docx

— 528.52 Кб (Скачать)

Вторая категория - это пенсионеры, которым была установлена пенсия до 1 января 2003 года. Свои пенсионные права эти лица заработали по старому пенсионному законодательству.

Третья категория - это лица, которые будут выходить на пенсию в ближайшем будущем. Свои основные пенсионные права эти лица заработали в старой пенсионной системе, но с 1 января 2003 года на их индивидуальном лицевом счете накапливаются суммы страховых взносов до момента выхода на пенсию.

Таким образом, основой расчета трудовой пенсии по действующему пенсионному законодательства является определение расчетного пенсионного капитала. По определению действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ » расчетный пенсионный капитал – это общая сумма:

- страховых взносов и  других поступлений в Пенсионный  фонд РФ за застрахованное  лицо;

- расчетный пенсионный  капитал пенсионных прав в  денежном выражении, приобретенных  до 1 января 2003 года – даты вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Схематически формирование расчетного пенсионного капитала можно изобразить следующим образом.

Рис.2.2 Формирование расчетного пенсионного капитала


 

 =  +

 

Л.П. Щуко. Новый расчет пенсии (6 изд.). – СПб.: - «Издательский дом Герда», 2004, с.40.

Формула конвертации (преобразования) прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал


= - х

 

 

Л.П. Щуко. Новый расчет пенсии (6 изд.). – СПб.: - «Издательский дом Герда», 2004, с.40.

 

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается в размере, не превышающем 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (1,4 – 1,9) в зависимости от районного коэффициента, установленного к заработной плате работников. Таким образом, расчетный пенсионный капитал на дату назначения трудовой пенсии складывается из двух слагаемых, каждое из которых имеет свой способ определения:

  • первое – путем конвертации (преобразования) пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами до 1 января 2003 года (оценка пенсионных прав); 
  • второе – путем учета на индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц, поступивших за него страховых взносов с 1 января 2003 года.

Размер трудовой пенсии исчисляется из среднемесячного заработка

за 2000 – 2002гг. по сведениям персонифицированного учета или за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2003 года.

Стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год сверх общего трудового стажа, который для мужчин составляет 25 лет, а для женщин – 20 лет, но не более чем на 0,2.

Рис. 2.3 Формула расчета трудовой пенсии по старости


 

   


 = + +

 

 

 

 Страховая часть  

 

Рис.2.4 Формула расчета трудовой пенсии по инвалидности


 

 

 

 = + +


 

 

 х

х

 страховая часть

Рис.2.5 Формула расчета трудовой пенсии по случаю потери кормильца


 

 

 :

 = + :

 

 x х 

 

 

 Страховая часть на каждого нетрудоспособного члена семьи

Л.П. Щуко. Новый расчет пенсии (6 изд.). – СПб.: - «Издательский дом Герда», 2004, с.38.

 

В январе 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации, проведя валоризацию пенсионных прав граждан, выплатил пенсии в повышенном размере. В результате пенсии увеличились у 36 млн. пенсионеров. Пересчет пенсий, их назначение и выплата с учетом валоризации прошли без сбоев во всех регионах страны.

В ходе валоризации расчетный пенсионный капитал россиян, зафиксированный в базе данных ПФР по состоянию на 1 января 2003 года, был умножен на 10%.

Помимо этого расчетный пенсионный капитал был индивидуально увеличен у всех россиян, имеющих советский» трудовой стаж, — на 1 % за каждый год трудового стажа, выработанного до 1991 года.

Только на увеличение пенсий в рамках валоризации за два месяца 2011 года из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации было направлено более 80 млрд. рублей. В целом на валоризацию в 2011 году в бюджете ПФР заложено 502 млрд. рублей.

Прибавка от валоризации у каждого пенсионера индивидуальна, поскольку она зависит от стажа и прежнего заработка, на основе которого формируется расчетный пенсионный капитал. Средняя сумма прибавки у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 рублей. При этом прибавки от 1000 до 1500 рублей получили свыше 30% от общего числа получателей трудовых пенсий по старости, свыше 1500 рублей - 23% от общего числа получателей трудовых пенсий по старости.

При этом средняя прибавка к пенсии таких категорий пенсионеров, как инвалиды вследствие военной травмы, - 1715 рублей, участники ВОВ - 1855 рублей, родители погибших военнослужащих - 1040 рублей. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии в России составил 7334 рубля, в том числе трудовой пенсии по старости - 7692 рубля.

Валоризация носила беззаявительный характер, все расчеты ПФР провел автоматически. При этом для целей валоризации у 11,6 млн. пенсионеров дополнены сведения о трудовом стаже на основе индивидуальной работы с пенсионерами и архивными документами.

В результате инвестирования временно свободных средств Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечил доходность в 9,6% (24,25 млрд. рублей). Речь идет об инвестировании страховых взносов, поступивших от работодателей в 2009 году на накопительную часть трудовой пенсии россиян.

Напомним, что по закону Пенсионный фонд инвестирует страховые взносы работодателей на накопительную часть трудовой пенсии до момента их передачи в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды в разрешенные законодательством активы.

Сегодня ПФР перечислил страховые взносы за 2009 год и чистый финансовый результат от их временного размещения в доверительное управление 54 управляющим компаниям (включая ВЭБ) по 62 инвестиционным портфелям и в 113 негосударственных пенсионных фондов. Итоговая сумма составила 275 млрд. рублей. Из них 35 млрд. рублей было передано в управление НПФ, 5 млрд. рублей - частным управляющим компаниям и 235,1 млрд. рублей - Внешэкономбанку (234,7 млрд. рублей в расширенный инвестпортфель и 396 млн. рублей в инвестиционный портфель государственных ценных бумаг).

ПФР стал, лауреатом премии Международной ассоциации социального обеспечения Пенсионный фонд Российской Федерации стал, победителем конкурса «Лучшая практика в Европе 2011», который проводит Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО).

Награда в номинации «Государственные услуги, основанные на социальных страховых картах» (приоритетная сфера: информационные и коммуникационные технологии как средство стратегического управления) была вручена Председателю Правления ПФР Антону Дроздову в рамках Европейского регионального форума социального обеспечения МАСО, который проходил в г. Варшаве, Польша, с 3 по 5 марта 2011 года.

Комментируя полученную ПФР награду, члены независимого международного жюри заявили, что высоко оценили инициативу Пенсионного фонда по внедрению электронных социальных карт, которая гарантирует охват большей части населения и обеспечивает доступ к правам граждан за счет внедрения эффективных структурно-административных практик, имеющих широкое распространение.

В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации выплатил правопреемникам более 732 млн. рублей средств пенсионных накоплений. С соответствующими заявлениями в ПФР в течение прошлого года обратились 124 тысячи правопреемников застрахованных лиц.

Напомним, что обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений правопреемники должны в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. При этом пенсионные накопления могут быть унаследованы только в том случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.

Правопреемник может и не быть родственником умершего, такое возможно, если застрахованное лицо подало заявление в пользу конкретного человека или нескольких людей, определив долю каждого. Оформить такое заявление можно в отделении ПФР по месту жительства.

Если гражданин не подал заявления о распределении средств пенсионных накоплений, то правопреемники определяются в соответствии с нормами законодательства. Правопреемники первой очереди - это дети, в том числе усыновленные, супруг и родители. Если такие отсутствуют, то пенсионные накопления выплачиваются правопреемникам второй очереди - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Важно отметить, что с 1 января 2011 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, по которым выплачиваемые суммы пенсионных накоплений не облагаются налогом. Если раньше при выплате автоматически удерживался налог в 13% на доходы физических лиц, то теперь правопреемник застрахованного лица получит всю сумму пенсионных накоплений целиком.

Региональная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам установлена более 2,3 млн. пенсионеров (в том числе получателям пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 — 47 304 пенсионерам) в 18 субъектах Российской Федерации. Ее величина варьируется от 520 до 5278 руб.

Субъекты Российской Федерации, а таких в настоящее время насчитывается 14 (Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Мурманская область, Новосибирская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Ненецкий АО, Чукотский автономный округ), в которых прожиточный минимум пенсионера установлен выше величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации (4780 руб.), а уровень бюджетной обеспеченности — ниже или равен среднему по Российской Федерации, с начала текущего года для реализации мер по осуществлению выплаты пенсионерам региональной социальной доплаты получают государственную поддержку в виде межбюджетных трансфертов.

На осуществление региональных социальных доплат к пенсии в федеральном бюджете на 2011 год предусмотрено 2 млрд. 120 млн. руб.

Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии и Методика их распределения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 915 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии». Перечисление трансфертов осуществляется в регионы поквартально.

Четырем субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности в которых превышает средний по Российской Федерации (г. Москва, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ), государственная поддержка не предоставлена.

Так, в Москве региональная социальная доплата к пенсии, устанавливаемая в целях доведения общей суммы материального обеспечения пенсионера до величины двух прожиточных минимумов пенсионера в г. Москве, установлена 1 936 790 пенсионерам (средний размер доплаты - 2870 руб.). В Новосибирской области региональная социальная доплата к пенсии установлена 67 800 пенсионерам (средний размер доплаты - 1199 руб.), в Амурской области - 34 895 пенсионерам (средний размер доплаты - 1511 руб.), в Самарской области - 76 043 (средний размер доплаты - 1146 руб.).

Выплата региональной социальной доплаты за январь 2011 года осуществлена в декабре 2010 года и январе 2011 года в соответствии с графиками выплат пенсии через почтовые отделения и кредитные учреждения (банки). С начала 2011 года не получено ни одной жалобы на несвоевременную выплату. Работа продолжается в плановом порядке.

Что касается получателей доплаты, то установление доплаты к пенсии, прежде всего, коснулось пенсионеров, получающих трудовые и социальные пенсии по случаю потери кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи и пенсии по инвалидности III группы. Именно эти категории граждан и стали основными получателями указанных доплат.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации проводится мониторинг осуществления выплат, и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации при необходимости по результатам которого будут подготовлены предложения, в том числе по совершенствованию их законодательного регулирования.

В настоящее время продолжает формироваться правоприменительная практика в части определения материального обеспечения пенсионера для установления региональной доплаты.

От органов социальной защиты населения ряда субъектов Российской Федерации поступают запросы о возможности включения в общую сумму материального обеспечения пенсионера компенсационных выплат, осуществляемых членам семьи погибших (умерших) военнослужащих на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2006 г. N9 475.

Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта