Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.
На сегодняшний день системы пенсионного обеспечения, существующие во многих государства больше сорока лет, достигли своей зрелости. Это говорит о том, что большинство из тех, кто на данный момент работает, строят планы касательно своей пенсии и обладают правом на получение полноразмерных пособий. В связи с тем, что население стремительно стареет, то и количество лиц, осуществляющих взносы в области пенсионного обеспечения, сокращается. По многим пенсионным системам имеется дефицит по нынешним платежам, и, согласно оценкам специалистов, задолженность системы социального обеспечения на данный момент насчитывается от 100% до 250% ВВП того или иного государства. Подобные тенденции сделали очень актуальным проблему финансовой эффективности и состоятельности сложившихся на планете механизмов пенсионного обеспечения. Финансовый стресс, испытываемый данными системами, может таить в себе крупные структурные и макроэкономические угрозы. Далеко не последнее место среди финансовых, экономических и социальных последствий старения населения страны занимают и аспекты политического характера – пенсионеры являются существенной частью электората; процент работающего населения уменьшается, а политическая сила пожилых отношений увеличивается. В связи с чем, начиная с 1980-х годов, пенсионные реформы оказались объективной необходимостью.
На сегодняшний день действующая государственная (накопительная) пенсионная программа в Российской Федерации составляется на солидарной основе, как и другие программы госпенсий во множестве государств мира. Классическая распределительная (солидарная) система пенсионного обеспечения в своей основе имеет обложение налогами фонда заработной платы работающей части населения и выплаты пенсионных пособий пожилым гражданам из данных средств. Размер пенсионного пособия каждого человека высчитывается исходя из заработной платы и трудового стажа, но без тесной увязки размера заработной платы и пенсий, другими словами механизм подразумевает пособия, которые не имеют связи с размером взносов. В Канаде уровень взносов примерно находится на уровне 5% (самый маленький во всем мире), тогда как в Соединенных Штатах этот показатель составляет 27% (самый большой). В каких-то странах (к примеру, в Германии, Японии и Канаде) эти взносы поровну выплачивают сотрудники по найму и бизнесмены, в других (Италия, Франция, Швеция) предприниматели несут на себе основную часть бремени. Во многих государственных системах пенсионных выплат (кроме Италии) ограничивается заработок, с которого осуществляются взносы. Пенсионные системы распределительного типа имеют государственный характер, их нельзя сформировать на уровне отраслей, и в общем обесценивают относительно высокий уровень пенсионных выплат сегодня. В большинстве развитых стран, образование условий, дающих возможности пенсионерам жить на нормальном уровне, не ограничивая себя в пределах сложившихся жизненных стандартов, принимается в качестве одного из основных достижений в социальной сфере западных демократий. Ключевое достоинство пенсионной системы распределительного типа – существенное уменьшение уровня нищеты среди пенсионеров, так как в ней задействованы перераспределительные элементы.
На ранних стадиях действия распределительной системы, как правило, низкого уровня пособий хватало для обеспечения выплат сравнительному небольшому количеству получателей, но по мере увеличения уровня зрелости системы, выплаты обладают тенденцией превышать взносы, вызывая необходимость в росте налогов на бюджетные трансферты или фонд оплаты труда.
Кроме недостатков, вызванных зрелостью пенсионного распределительного механизма, следует отметить также и остальные свойственные ей отрицательные моменты: усиление социального иждивенчества, элементы уравнительности, ослабление склонности сбережения.
Сегодня Соединенные Штаты стали свидетелем беспрецедентного периода – плательщики налогов, которые родились во время «беби-бума» (с 1946 по 1964 годы), содержат сравнительно небольшую часть пожилого населения. Но такая пенсионная система в будущем встретится с большими финансовыми проблемами, когда данное поколение начнет достигать пенсионного возраста. К тому же, не следует забывать, что именно это поколение обладает наименьшей склонностью к сбережениям (2/3 семей заявляют, что у них нет никаких сбережений).
В процессе рассмотрения минусов распределительной системы также можно заметить, что монопольная роль государственной пенсионной системы дает правительству возможность маневрировать размером пенсий и условиями выплаты, лишая пенсионеров какой-либо возможности выбора.
В пенсионных системах накопительного типа пенсионные взносы используются для покупки финансовых активов. Общая сумма подобных активов, которые держатся для финансирования пенсий по достижению пенсионного возраста конкретных работников, со временем будут увеличиваться, благодаря отдаче (в виде дивидендов или процентов от финансовых средств активов на вложенный капитал), а также в связи с тем, что дополнительные пенсионные взносы поступают в бюджет ежегодно. По достижению работником пенсионного возраста, запас собранных к тому времени активов может быть применен для обеспечения регулярных пенсионных выплат после завершения им трудовой деятельности.
Математические расчеты
ставок взносов в пенсионный
фонд в рамках пенсионной
Следующим элементом систем пенсионных выплат в различных государствах являются собственные добровольные пенсионные планы, которые работают на базе полного финансирования и подразумевают четко установленные взносы, когда пенсионеры и работники несут инвестиционные риски по своим сбережениям на собственных плечах. Оценка размера аккумулированных средств в негосударственных пенсионных фондах существенно различается по разным странам, варьируя, начиная от более 70% ВВП в Великобритании, до не менее 5% во Франции и Германии. Все системы пенсионного обеспечения развитых государств являют собой сочетание указанных выше трех схем в различных комбинациях.
На данный момент, многие развитые страны стали применять пенсионную систему, которая сочетала бы в себе управляемые государством пенсионные механизмы с находящимися в негосударственном управлении пенсионными планами по рабочему месту и собственными сберегательными пенсионными счетами для обеспечения всем необходимым групп населения с доходами на среднем и более высоком уровнях. Но в тоже время основная роль в обеспечении доходов пенсионеров, безусловно, лежит на плечах государственной распределительной (солидарной) пенсионной системы.
Под эгидой Всемирного
банка, в начале 1990-х годов, было
проведено первое комплексное
глобальное исследование на
- распределительная система,
находящаяся под управлением
государства, подразумевающая обязательное
участие и преследующая
- обязательная накопительная
система, находящаяся в
- добровольная накопительная система.
Таким образом, происходит разделение трех ключевых функций систем финансового обеспечения граждан пенсионного возраста – перераспределение прибыли, накопление средств и страхования.
В данном случае первая система выполняет функцию перераспределения доходов, тогда как вторая и третья – накопление средств и вместе все они гарантируют совместное страхование от большого количества различных факторов риска в престарелом возрасте. На сегодняшний день большинство развитых стран сочетают все три функции в одном правительственном распределительном пенсионном плане, который, как уже говорилось ранее, является выплатой строго установленных пособий, финансируемых посредством текущих поступлений в пределах обложения налогами фонда заработной платы.
Были предложены и конкретные пути перехода к многоуровневой пенсионной системе для различных стран. В частности, для стран с крупномасштабными государственными накопительными программами, обеспечивающими крупномасштабный охват, и относительно старым населением (к ним относятся все развитые страны: Россия, государства СНГ и Центральной и Восточной Европы). Первый шаг должен состоять в проведении реформ государственного пенсионного плана путем повышения возраста выхода на пенсию, ужесточения условий выхода на пенсию в более раннем возрасте и поощрения более позднего выхода; снижении условий предоставления пособий и взносов и.т.д. Эти реформы сейчас широко осуществляются во всех развитых странах.
Второй шаг предусматривает создание второго обязательного накопительного плана, который можно осуществить путем постепенного ограничения масштабов государственного плана наряду с перераспределением взносов в пользу второго обязательного плана или путем сохранения государственных пособий на относительно постоянном уровне. Ряд стран ОЭСР приступили к такому поэтапному переходу с теми или иными особенностями. В наибольшей мере рекомендации Всемирного банка учтены в концепциях пенсионных реформ Венгрии, Латвии и Казахстана. Близкая схема была предложена и в правительственной концепции в России в середине 1997 г. В ее основе лежала идея о поэтапном, через возрастные группы населения, переводе трудовых пенсий в обязательные частные накопления и замена социальной пенсии на социальную помощь нуждающимся.
Признание накопившихся платежей рамках старой системы и обязательств по выплате при одновременном создании совершенно новой системы (по такому пути пошли Чили и ряд других государств Латинской Америки). Общей для всех развитых государств тенденцией следует считать усиление внимания к негосударственным накопительным схема постепенное внедрение их в комплексной системы пенсионного страхования. Ранее процесс возникновения накопительных схем происходил бессистемно, можно сказать случайно. Роль лидеров в разработке пенсионных программ взяли на себя фирмы, оставь правительству регулирующую роль. Сегодня регулируемый государством и финансируемый работодателями и частными лицами накопительный пенсионный план начинает играть все более важную роль.
Эти планы становятся частью договора о причитающемся работнику наборе вознаграждений и пособий, который регулирует отношения между работодателем и его рабочей силой. Такие системы обеспечивают поддержку доходов пенсионеров, позволяют предприятиям создавать эффективные программы управления людскими ресурсами. Вне зависимости от того, какую степень ответственности в негосударственных пенсионных схемах берет на себя государство, задача правительства - создание институциональных основ и регулирование этих схем. Несмотря на возрастающее внимание к не государственным пенсионным планам магистральным направлением пенсионные реформ в развитых странах стало приспособление к новым условиям сложившихся распределительных схем, определенные шаги уже предприняты в Германии, Франции, Италии, Швеции, Великобритании и США, разрабатывается пенсионная реформа в Австрии.
Основные направления корректирующих мер:
-повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа;
-изменение порядка индексации пенсий: пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней зарплаты;
-уменьшение коэффициента замещения (отношение пенсии к заработной плате получателя пособия);
-введение обязательных профессиональных накопительных схем и превращение государственной распределительной системы в систему пенсионного обеспечения, основанного на проверке нуждаемости.
Выбор того или иного набора приспособительных мер в рамках государственной распределительной системы определяют такие факторы, как природа сложившейся в стране пенсионной системы, характер демографической ситуации, господствующие в обществе представления о справедливости, политические соображения. Комплекс мер по реформированию пенсионных систем в группе наиболее развитых государств мира в целом носит скорее характер корректировки, чем существенных структурных изменений.
Причины осторожного и постепенного реформирования пенсионных систем западных стран обусловлены тем, что любые стремительные действия в данной области, которые могут резко изменить условия "контракта" между поколениями, не находят общественной поддержки в странах. Тем не менее, все больше сторонников среди правящей элиты и специалистов приобретает концепция, в соответствии с которой государственная поддержка должна осуществляться только в отношении базовых пенсий, имеющих универсальный характер, на связанных с профессиональными особенностями ее получателей и выплачиваемых исходя прежде всего из социальных прав граждан, и одновременно должны быть расширены масштабы частных пенсионных фондов и индивидуальных пенсионных планов.
Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта