Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение реформ пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- исследовать становление, развитие и современное состояние системы пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние и функционирование пенсионной системы РФ и РД;
- рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения;
- определить направления реформирования российской пенсионной системы.

Файлы: 1 файл

пенсионка.docx

— 528.52 Кб (Скачать)

При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.

Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности пенсионного фонда в современных условиях (2008-2011г)

 

2.1. Оценка современного  состояния пенсионного обеспечения  населения России

Пенсионная реформа, проводимая в России, тесно связана с интересами каждого человека. Создание 18 лет назад ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Сегодня ПФР – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Пенсионный фонд был создан для государственного управления средствами пенсионной системы.

Говоря о современной российской пенсионной системе, нельзя не отметить крупнейший социальный проект – пенсионную реформу, начавшуюся с принятия в 2002 году нового пенсионного законодательства. Осуществляя реформу, Пенсионный фонд, выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны. Следует отметить, что Пенсионный фонд России осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одной из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти.

С введением в действие 1 января 2003 года нового пенсионного законодательства начался новый этап – постепенный переход к накопительному финансированию пенсии, учету накоплений на индивидуальных лицевых счетах в системе государственного пенсионного страхования. С началом реформы – с 1 января 2003 года – началась конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан, выделив базовую и страховую части трудовой пенсии, по которым будет проводиться последующая индексация. Базовая часть трудовой пенсии с фиксированным в одинаковом размере гарантируется государством и величина ее должна постепенно приблизиться к прожиточному минимуму пенсионера, а размер страховой части пенсии дифференцирован и напрямую зависит от накопленных пенсионных прав работника, объема уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и средней продолжительности выплаты пенсий. С учетом демографических тенденций для более молодых возрастных групп (гражданам 1967г. и моложе) в страховой части пенсии предусмотрено накопительная часть трудовой пенсии, которая будет исчисляться из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учитываемых в специальной части лицевого счета и выплачиваемых по достижении общеустановленного возраста. В соответствии с новым законодательством пенсионные обязательства государства перед гражданином персонифицированы и напрямую зависят от размеров получаемых доходов. Иными словами пенсия в новой пенсионной модели должна быть не назначена человеку государством, а заработана им. Для этого нужно:

- учитывать все заработанные  гражданином пенсионные права  и все сделанные на него  взносы на протяжении всех  лет его трудовой деятельности;

- снять все ограничения  по размеру заработной платы, учитываемой при назначении пенсии;

- обеспечить равные для  всех социальные гарантии материального  обеспечения в виде государственного пособия по старости (таким пособием должна стать базовая часть пенсии );

- ввести в систему государственного  пенсионного страхования и страхование  от инвалидности и потери кормильца, которое давало бы этим категориям  граждан достойную пенсию.

В ходе проведения социально - экономических реформ в России выявилась необходимость обратить особое внимание на социальную защищенность населения в стране. В связи с этим было решено в первую очередь реформировать систему социального страхования как важнейший механизм защиты граждан при наступлении страховых случаев, таких как:

- утрата трудоспособности  вследствие старости, инвалидности, временной нетрудоспособности;

- потеря кормильца;

- другие случаи.

Обязательное пенсионное страхование входит в систему социального страхования и регулируется новым Федеральным законом « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации », который:

- устанавливает основы  государственного регулирования  обязательного пенсионного страхования  в РФ;

- регулирует отношения  в системе пенсионного страхования;

- определяет права, обязанности  и ответственность субъектов  обязательного пенсионного страхования  – федеральных органов государственной  власти, страхователей, страховщиков, застрахованных лиц.

Обязательным страховым обеспечением по пенсионному страхованию является:

- страховая и накопительная  части трудовой пенсии по старости;

- страховая и накопительная  части по инвалидности;

- страховая часть трудовой  пенсии по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на  погребение умерших граждан, не  работавших на день смерти.

Выплата обязательного страхового обеспечения по пенсионному страхованию осуществляется в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в РФ » и « О погребении и похоронном деле ».

В системе обязательного пенсионного страхования в РФ страховщиком является Пенсионный фонд РФ – государственное учреждение, которое с территориальными органами составляют единую централизованную систему органов управления средствами пенсионного страхования. Государство несет ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами путем предоставления фонду субсидий.

Индивидуальный (персонифицированный) учет является важным элементом пенсионной реформы, о чем свидетельствует принятие одним из первых Федерального закона « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования ».

Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя сбор и учет сведений о каждом застрахованном лице. Учет застрахованных граждан должен проводиться Пенсионным фондом РФ в течение всей их трудовой деятельности, систематически уточняться и пополняться согласно:

- закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования»;

- Постановлению Правительства  РФ от 15.03.1997г. №318 «О мерах по  организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного  пенсионного страхования».

В соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» каждое застрахованное лицо должно иметь свой лицевой счет со сведениями:

- о периодах трудовой  и общественно-полезной деятельности, включаемых в общий стаж для  назначения трудовых пенсий;

- о величине заработной  платы и дохода (за каждый месяц  страхового стажа), на которые  начислены страховые взносы в  Пенсионный фонд РФ;

- о сумме заработка  или дохода (за каждый месяц  страхового стажа), который учитывается  при назначении трудовой пенсии;

- о сумме начисленных  данным гражданам страховых взносов  за каждый месяц стажа, включая  взносы за счет работодателя  и самого застрахованного лица;

- о периодах выплаты  пособия безработным гражданам;

- о периодах военной  службы и другой, приравненной  к ней службы, включаемых в  общий трудовой стаж;

- о назначении, перерасчете, индексации и начислении пенсии. Лицевой счет – это возможность проконтролировать перечисленные работодателем-страхователем на счет гражданина средств.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ. Порядок и срок уплаты страховых взносов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом « Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Следует отметить, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в ПФР, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы страховых взносов обеспечивают страховую и накопительную части пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов и учитываются на лицевом счете застрахованного лица.

Из общей суммы страховых взносов и иных поступлений, идущих на финансирование страховой части трудовой пенсии по данным индивидуального (персонифицированного) учета, формируется расчетный пенсионный капитал. Персонифицированный учет страховых взносов ПФР позволил обеспечить социальную справедливость, упростить систему назначения и перерасчета пенсий, исключить зависимость будущего пенсионера от сохранности архивов, наличия документов после ликвидации или реорганизации работодателя. О масштабности работы службы персонифицированного учета говорит одна лишь цифра – информационная база персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет свыше 110 млн. индивидуальных лицевых счетов россиян.

Новое пенсионное законодательство РФ предусматривает:

- пенсии по государственному  пенсионному обеспечению (государственные  пенсии);

- трудовые пенсии (страховые).

Государственные пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом « О государственном пенсионном обеспечении РФ » от 15.12.2002г. №166 – ФЗ.

Предусматриваются следующие виды государственных пенсий:

- пенсия за выслугу  лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.

Рис.2.1

 

 Государственные пенсии


 

Государственная пенсия по старости

 

Государственная пенсия по инвалидности

 

Государственная пенсия за выслугу лет

 

Социальная пенсия


Л.П. Щуко. Новый расчет пенсии (6 изд.). – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004, с.28.

 

Право на государственные пенсии имеют:

- федеральные государственные  служащие;

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной  войны;

- граждане, пострадавшие  в результате радиации или  техногенных катастроф;

- нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии назначаются в соответствии с федеральным законом от 17.12.2002г. № 117 – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

Законом предусмотрено назначение следующих трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по  старости;

- трудовая пенсия по  инвалидности;

- трудовая пенсия по  случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из базовой, страховой и накопительной частей. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей. Наличие страхового стажа у застрахованных лиц является одним из условий приобретения права на трудовую пенсию. Продолжительность страхового стажа для получения трудовых пенсий согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» следующая:

- не менее пяти лет  для получения пенсии по старости (ст. 7 п. 2 173 - ФЗ);

- независимо от продолжительности страхового стажа (не менее одного дня) для получения пенсии по инвалидности ( ст. 8 п. 3 173 - ФЗ );

- независимо от продолжительности  страхового стажа кормильца (не  менее одного дня ) для получения  пенсии по случаю потери кормильца (ст. 9 п. 10 173 – ФЗ ).

Согласно закону «О трудовых пенсиях в РФ» на трудовую пенсию по старости имеют право мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщин – 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Согласно ст.27 вышеуказанного закона сохраняются права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если они имеют необходимый стаж на соответствующих работах. Досрочное назначение пенсии производится также лицам, проработавшим на подземных, вредных и тяжелых работах не менее половины установленного стажа.

Сохраняются права отдельных категорий граждан на назначение пенсии по старости при пониженном пенсионном возрасте, если они имеют необходимый стаж на соответствующих работах (ст. 28 п. 7- 13 173 – ФЗ).

Закон «О трудовых пенсиях в РФ» рассчитан на длительную перспективу. В его основу заложены элементы, которые будут вводиться в действие постепенно. Для расчета трудовых пенсий в первую очередь необходимо определить расчетный пенсионный капитал. Это новый показатель, который призван обеспечить начисление пенсий разным категориям лиц, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. По подходу к определению расчетного пенсионного капитала выявились три категории лиц, каждая из которых имеет свои особенности.

Первая категория – это застрахованные лица, которые с 1 января 2003 года начинают свою трудовую деятельность и до этой даты не имеют каких-либо пенсионных прав. Для них размер трудовой пенсии будет формироваться из совокупности всех пенсионных взносов, поступающих с индивидуальных счетов за весь период трудовой деятельности.

Информация о работе Теоретические основы Российской пенсионной реформы в контексте мирового опыта