Лекции по финансовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

10 лекций по финансовому праву

Файлы: 1 файл

lektsionnyy_komplex_FP.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

5. Бюджетные программы  – это 

A) расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики

B) совокупность денежных средств государства

C) бюджетная заявка на приобретение необходимого имущества для государственных органов

D) расходы на содержание государственного аппарата

E) конкретные мероприятия на развитие экономики страны

6. В зависимости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

A) социальные

B) экономические

C) текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития

D) финансирование бюджетных программ

E) валовые бюджетные программы

7. В зависимости от уровня государственного управления к видам бюджетных программ не относятся:

A) республиканские

B) международные

C) областные

D) районные

E) бюджетные программы района в городе

8. В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на:

A) объективные, субъективные

B) международные

C) областные

D) индивидуальные, распределяемые

E) республиканские

9. Кому подотчетен Счетный комитет Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета

A) Премьер-министру

B) Президенту

C) Министру финансов

D) Председателю Национального банка

E) Министру экономики и бюджетного планирования

10. Какой правовой акт принимает Счетный комитет Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета на его заседаниях

A) постановление

B) положение

C) закон

D) инструкции

E) решения

 

Литература:

  1. Бюджетный кодекс РК  04.12.2008
  2. Худяков А.И. Основы теории финансового права // Алматы: Жеті-Жарғы, 1995 (стр.216)
  3. Худяков А.И. Финансовое право РК. (особенная часть)//Алматы: НОРМА-К, 2002 (стр.7-94)
  4. Найманбаева С.С. Финансовое право // Астана: Данекер, 2005 (стр.148-212)

 

 

Тема 7 Бюджетный процесс.

Цель – ознакомить студента с институтами особенной части финансового права. Раскрыть общие положения финансово-бюджетного права. Научить ориентироваться в действующем законодательстве по соответствующим вопросам.

План:

  1. Правовые основы бюджетного процесса
  2. Процесс рассмотрения бюджета
  3. Основные сроки в бюджетном процессе

-1-

Главным в бюджетном процессе является планирование.

Планирование бюджета  является процессом разработки предложений  по определению объемов поступлений  бюджета на планируемый период и  направлений их использования с  учетом приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

Бюджет планируется  на один финансовый год. Одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год составляется прогноз  бюджета на предстоящий трехлетний период.

Порядок разработки проекта  республиканского бюджета определяется Президентом Республики Казахстан. Порядок разработки проектов местных бюджетов определяется Правительством Республики Казахстан.

Основными принципами планирования бюджета являются:

  1. принцип преемственности 
  2. принцип приоритетности
  3. принцип обоснованности       

планированию. 
      Важную роль также в бюджетном процессе играет бюджетная заявка. Бюджетная заявка представляет собой совокупность документов, ежегодно составляемых и представляемых администратором бюджетных программ на предстоящий финансовый год и трехлетний период для обоснования необходимости бюджетных программ и определения суммы их финансирования при разработке бюджета. Бюджетные заявки рассматриваются уполномоченным органом по бюджетному планированию, который проводит их оценку и готовит по ним соответствующее заключение.

-2-      

Центральный уполномоченный орган  по бюджетному планированию на основе принятых Республиканской бюджетной  комиссией решений составляет окончательный  вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии. Рассмотрение и определение окончательного варианта проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году.

Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 августа текущего года представляет проект закона о республиканском  бюджете на предстоящий финансовый год на рассмотрение Правительству  Республики Казахстан.

Центральные государственные органы до начала нового финансового года с учетом прогнозных показателей государственного и республиканского бюджетов на предстоящий трехлетний период проводят анализ действующих нормативных правовых актов, исполнение которых влечет дополнительное расходование бюджетных средств, и разрабатывают предложения об их отмене, приостановлении или о внесении в них изменений и дополнений. 

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых бюджетной комиссией области, города республиканского значения, столицы решений составляет окончательный вариант проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии области, города республиканского значения, столицы.

Рассмотрение и определение  окончательного варианта проекта областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий  финансовый год завершаются не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому финансовому году.     

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 1 октября текущего года представляет проект областного бюджета, бюджета  города республиканского значения, столицы  на предстоящий финансовый год на рассмотрение местному исполнительному органу области, города республиканского значения, столицы.

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых бюджетной комиссией района (города областного значения) решений составляет окончательный вариант проекта бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение бюджетной комиссии района (города областного значения).

Рассмотрение и определение  окончательного варианта проекта бюджета  района (города областного значения) на предстоящий финансовый год завершаются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому финансовому году.

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее 15 октября текущего года представляет проект бюджета района (города областного значения) на предстоящий финансовый год на рассмотрение местному исполнительному органу района (города областного значения).

-3-

Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством Республики Казахстан в Парламент Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому.

Правительство Республики Казахстан одновременно с проектом закона о республиканском бюджете  на предстоящий финансовый год представляет следующие документы и материалы:1) среднесрочный план социально-экономического развития; 2) среднесрочную фискальную политику на предстоящий трехлетний период; 3) проекты паспортов республиканских бюджетных программ; 4) обоснования и прогнозные расчеты по поступлениям республиканского бюджета; 5) данные о состоянии государственного и гарантированного государством долга на последнюю отчетную дату; 6) пояснительную записку, раскрывающую решения, заложенные в проекте республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.

Утверждение республиканского бюджета на предстоящий финансовый год происходит на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года. В случае, если Парламентом Республики Казахстан до 1 декабря текущего года не будет принят закон о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год, Президент Республики Казахстан вправе издать указ о республиканском финансовом плане на первый квартал предстоящего финансового года, который действует до утверждения Парламентом Республики Казахстан республиканского бюджета. Республиканский финансовый план на первый квартал предстоящего финансового года утверждается не позднее 30 декабря текущего года в объеме одной четвертой части проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год.

 Исполнение республиканского  финансового плана осуществляется  в порядке, установленном Бюджетным  Кодексом РК.

Проект областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год вносится местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы в соответствующий маслихат не позднее 15 октября года, предшествующего планируемому.

Проект бюджета  района (города областного значения) на предстоящий финансовый год вносится местным исполнительным органом района (города областного значения) в соответствующий маслихат не позднее 1 ноября года, предшествующего планируемому. 
     Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на предстоящий финансовый год утверждаются не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Бюджет района (города областного значения) на предстоящий финансовый год утверждается не позднее двухнедельного срока после подписания решения областного маслихата об утверждении областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в недельный  срок после принятия решений районными (городскими) маслихатами об утверждении бюджетов районов (городов областного значения) представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, сведенные на основе утвержденных местных бюджетов, а также перечень местных бюджетных инвестиционных проектов и программ, финансируемых из местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

Тестовые задания  для самопроверки:

Литература:

  1. Бюджетный кодекс РК  04.12.2008
  2. Худяков А.И. Основы теории финансового права // Алматы: Жеті-Жарғы, 1995 (стр.216)
  3. Худяков А.И. Финансовое право РК. (особенная часть)//Алматы: НОРМА-К, 2002 (стр.7-94)
  4. Найманбаева С.С. Финансовое право // Астана: Данекер, 2005 (стр.148-212)

 
Тема 8 Налог как финансово-правовая категория.

Цель – ознакомить студента с институтами особенной части финансового права. Раскрыть общие положения налогового права. Научить ориентироваться в действующем законодательстве по соответствующим вопросам.

План:

  1. Налоговое устройство.
  2. Виды налога по законодательству.

 

1 Налоговое устройство.

Налоговое устройство - институт общей части налогового права, определяющий строение налоговой системы государства, разграничение налогов между отдельными видами бюджетов, а также законодательно установленные принципы налогообложения.

Налоговая система - это совокупность налогов, установленных и взимаемых на территории данного государства.

Принципы налоговой  системы:

  1. единства налоговой системы
  2. принцип налоговой централизации
  3. принцип исчерпывающего перечня налогов
  4. принцип обязательности налогообложения
  5. принцип определенности налогообложения
  6. принцип справедливости налогообложения
  7. принцип гласности налогового законодательства

Правовые  основы налоговых обязательств - институт общей части налогового права, устанавливающий общие положения по поводу возникновения, изменения, исполнения и прекращения налоговых обязательств.

Элементами  налогового обязательства, формируя его состав, являются: а) субъекты обязательства; б) объект обязательства; в) содержание обязательства.

Субъектами (сторонами) налогового обязательства выступают, с одной стороны, государство и, с другой стороны, налогоплательщик. осударство выступает в качестве управомоченного субъекта, налогоплательщик - в качестве обязанного субъекта.

        Объектом налогового обязательства выступают те действия, которые должен совершить обязанный субъект (налогоплательщик): встать на налоговый учет; вести учет объектов налогообложения; исчислять налоги; составлять налоговую отчетность; представлять ее в налоговые органы; уплачивать налоги.

Информация о работе Лекции по финансовому праву