Лекции по финансовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

10 лекций по финансовому праву

Файлы: 1 файл

lektsionnyy_komplex_FP.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

- на центральные (республиканские) поступления, зачисляемые в республиканский бюджет,

- местные – в местный бюджет.

  1. в зависимости от метода бюджетной деятельности:

- принудительно-безвозвратное изъятие денежных средств,

- добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств,

- принудительно-возвратное изъятие денег (принудительные государственные займы),

- добровольно-возвратное привлечение денежных средств,

- эмиссия.

  1. по юридической форме:

- односторонне-властном велении государства,

- соглашении государства с плательщиком.

Правовое регулирование  доходов бюджета – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с формированием доходной части бюджетов.

Расходы бюджета:

1 Затраты бюджета – бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.

2 Кредиты - средства, выделяемые из бюджета в установленном порядке физическим и юридическим лицам, нижестоящим бюджетам на возвратной и платной основе.

Бюджетные расходы  распределены на расходы республиканского бюджета и расходы местных бюджетов.

Средства республиканского бюджета расходуются на финансирование деятельности Президента, Парламента, Правительства и др.

Средства местных бюджетов расходуются  на финансирование дошкольного начального общего, основного общего образования, специальных образовательных программ на местном уровне и др.

 

Тестовые задания  для самопроверки:

1. Бюджетная система – это

A) государственное устройство страны

B) финансовое устройство страны

C) совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему

D) бюджетное устройство страны

E) совокупность бюджетных отношений, возникающих в процессе бюджетной деятельности государства

2. Каких видов могут  быть бюджетные системы

A) основанные на принципе бюджетного централизма

B) основанные на принципе объективности

C) основанные на принципе субъективности

D) основанные на принципе единства

E) основанные на принципе подчиненности

3. На каких принципах  основывается бюджетная система  Республики Казахстан

A) централизма

B) автономности

C) единства и самостоятельности

D) единства и автономности

E) демократичности

4. Какой бюджет в  Республике Казахстан принимается  в случаях чрезвычайного или  военного положения

A) парламентский

B) президентский

C) правительственный

D) для особо важных государственных целей (центральный)

E) чрезвычайный

5. Бюджетное регулирование  – это 

A) обеспечение нормального функционирования экономики государства

B) обеспечение правомерного использования государственного бюджета

C) обеспечение бездефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства

D) совокупность правовых норм по регулированию бюджетных отношений

E) совокупность правовых норм регулирующие отношения в процессе бюджетной деятельности государства

6. Бюджетная комиссия  – это 

A) комиссия, созданная с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по уточнению и исполнению бюджета

B) комиссия по разработке республиканского бюджета на предстоящий финансовый год

C) комиссия созданная из числа государственных органов для осуществления республиканского бюджета

D) государственный орган, осуществляющий контроль в ходе разработки проекта республиканского бюджета

E) независимая международная организация осуществляющая контроль за соблюдением международных стандартов в области бюджетного планирования

7. Бюджетный учет –  это 

A) расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики

B) вид отчетности по использованию денежных средств государства

C) упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о бюджетных операциях посредством их непрерывного документального учета

D) расходы на содержание государственного аппарата

E) конкретные мероприятия на развитие экономики страны

8. Доходы бюджета – это

A) централизованный денежный фонд государства, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов

B) ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории государства

C) объем поступлений от налогов и иных доходных источников и поступлений в бюджет на безвозвратной основе, предназначенные для финансирования общегосударственных задач

D) средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе, в пределах утвержденного бюджета

E) превышение общей суммы доходов над общим объемом расходов в бюджете

9. По территориальному признаку доходы в бюджет подразделяются на:

A) центральные, общие

B) местные

C) иностранные, международные

D) международные

E) центральные местные

10. Расходы бюджета – это

A) централизованный денежный фонд государства, предназначенный для обеспечения государством своих функций и создаваемый за счет налогов

B) ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории государства

C) средства, выделяемые из бюджета на безвозвратной основе, в пределах утвержденного бюджета

D) объем поступлений от налогов и иных доходных источников и поступлений в бюджет на безвозвратной основе, предназначенные для финансирования общегосударственных задач

E) превышение общей суммы доходов над общим объемом расходов в бюджете

 

Литература:

  1. Бюджетный кодекс РК  04.12.2008
  2. Худяков А.И. Основы теории финансового права // Алматы: Жеті-Жарғы, 1995 (стр.216)
  3. Худяков А.И. Финансовое право РК. (особенная часть)//Алматы: НОРМА-К, 2002 (стр.7-94)
  4. Найманбаева С.С. Финансовое право // Астана: Данекер, 2005 (стр.148-212)

 

 

Тема 6 Управление в области бюджета и бюджетный контроль.

Цель – ознакомить студента с институтами особенной части финансового права. Раскрыть общие положения финансово-бюджетного права. Научить ориентироваться в действующем законодательстве по соответствующим вопросам.

План:

  1. Правовые основы управления в области бюджета.
  2. Правовые основы бюджетного контроля.

 

1 Правовые  основы управления в области  бюджета

     Правовые основы управления в области бюджета — это институт общей части бюджетного права, представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государственных органов, реализующих эту компетенцию.

     Управление в области бюджета является частью управления в области финансов, т. е. в данном случае мы имеем дело с частным проявлением института общей части финансового права «Управление в области финансов» в одной из сфер финансовой деятельности, а именно в сфере бюджета. Система органов, осуществляющих управление в области бюджета, не формирует организационно оформленную отрасль государственного управления, хотя ведущая роль Министерства экономики и бюджетного планирования в этой сфере достаточно очевидна.

      Особой организационной системы органов управления бюджетом как звеном финансовой системы государства не существует, и можно лишь говорить о компетенции различных государственных органов в области бюджета.

      Особенностью бюджетных правоотношений выступает то, что в качестве их субъекта часто выступают общественно-территориальные образования. Поскольку бюджетные правоотношения носят управленческий характер, то эти образования выступают в роли субъекта управления. Впрочем, они могут выступать и в роли объекта управления, когда представляют в бюджетном правоотношении более низшее звено бюджетной системы. При этом государство и его части в виде административно-территориальных образований формируют определенную организационно-правовую систему, материальным выразителем которой выступает бюджетная система государства, в которой каждое из указанных образований представлено своим бюджетом. Все это позволяет включить данную организационно-правовую конструкцию в институт «Управление в области бюджета».

     В финансово-правовой литературе часто выделяется такое подразделение бюджетного права, как «бюджетные права (компетенция) административно-территориальных образований конкретного государства».

     Бюджетные права в Республике Казахстан реализуются через компетенцию Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и другие центральные государственные органы.

 

2 Правовые  основы бюджетного контроля.

Правовые основы бюджетного контроля – институт общей части бюджетного права, представляющий собой, совокупность правовых норм, определяющих круг и полномочия органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка формирования и распределения бюджетов, законностью и целесообразностью использования бюджетных средств, а также норм, устанавливающих виды, формы и методы этого контроля.

Контроль за правильностью  составления и утверждения планов финансирования республиканских бюджетных программ (подпрограмм), а также за использованием бюджетных средств в соответствии с разрешениями осуществляется уполномоченным органом по исполнению бюджета и его территориальными подразделениями.

Контроль за правильностью  составления и утверждения планов финансирования местных бюджетных программ (подпрограмм), а также за использованием бюджетных средств в соответствии с разрешениями осуществляется местными исполнительными органами, уполномоченным органом по исполнению бюджета и его территориальными подразделениями.

Контроль за разработкой  и исполнением местных бюджетов осуществляется ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также уполномоченным органом  по исполнению бюджета и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.

Порядок и периодичность  проведения ревизий и проверок использования  средств республиканского и местных  бюджетов определяются уполномоченным органом по исполнению бюджета, а также местными представительными органами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

 

Тестовые задания  для самопроверки:

1. Назовите из ниже  перечисленных, кто не входит  в структуру государственного управления в области регулирования бюджетных отношений

A) Президент

B) Парламент

C) Правительство

D) Министерство экономики и бюджетного планирования

E) Министерство внутренних дел

2. Национальный фонд Республики Казахстан – это

A) централизованный денежный фонд, формируемы за счет налоговых поступлений

B) активы государства в виде финансовых активов, сосредотачваемых на счете Правительства РК в Национальном банке, а также в виде иного имущетсва, за исключением нематериальных активов

C) официальные трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденными законодательными актами или решениями маслихатов на безвозвратной и безвозмездной основе

D) безвозмездные и безвозвратные выплаты из бюджета, выделяемые на цели, определенные законодательными актами коммерческим  организациям

E) официальные трансферты, передаваемые из нижестоящего бюджета в вышестоящий, в пределах сумм, определенных законодательными актами или решениями маслихата

3. Кем утверждается решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан

A) Парламентом

B) Правительством

C) Президентом

D) Министром экономики и бюджетного планирования

E) Председателем Национального банка

4. Администратор бюджетных  программ – это

A) Парламент

B) Государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ

C) Правительство

D) Министром экономики и бюджетного планирования

E) Национальный банк

Информация о работе Лекции по финансовому праву