Лекции по финансовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

10 лекций по финансовому праву

Файлы: 1 файл

lektsionnyy_komplex_FP.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

К органам финансового  контроля можно отнести любой  государственный орган, осуществляющий финансовую деятельность, т. к. контроль является неотъемлемой частью этой деятельности.

Специализированные  органы финансового контроля:

1. Счетный комитет является государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета и непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Структуру Счетного комитета образуют Председатель, члены и аппарат Счетного комитета.

Основными задачами Счетного комитета являются:

  1. Контроль за соблюдением требований бюджетного             законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
  2. выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  3. контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, кредитов, государственных и гарантированных государством займов, предназначенных для выполнения государственных и отраслевых программ Правительства и других расходов в соответствии с единой бюджетной классификацией;
  4. контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет.

2.   Налоговый  комитет Министерства финансов  Республики Казахстан и его территориальные органы входят в единую систему Министерства финансов Республики Казахстан и являются государственным органами, несущими ответственность за полноту и своевременность поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством, в размерах и суммах, утвержденных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год, а также за полноту и своевременность перечисления обязательных пенсионных взносов.

3. Комитет финансового  контроля Министерства финансов  РК.

Основными задачами:

    • осуществление внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета и внешнего контроля за исполнением местных бюджетов,
    • разработка методологии и методики внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов и внешнего контроля за исполнением местных бюджетов.

4. Органы финансовой  полиции Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.

Задачами органов  финансовой полиции являются:

1) обеспечение в пределах  полномочий экономической безопасности государства, законных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, общества и государства;

2) предупреждение, выявление,  пресечение, раскрытие и расследование  преступлений, связанных с уклонением  от уплаты налогов, иных преступлений и правонарушений в экономической и финансовой сферах;

3) участие в разработке  и реализации государственной  политики в области борьбы  с коррупцией и преступностью  в сфере экономики; 

4) осуществление международного  сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов финансовой полиции.

 

Тестовые задания  для самопроверки:

1. Финансовый контроль - это

A) всегда проверка или наблюдение с целью проверки

B) вид финансовой деятельности государства, выражающийся через процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации использования финансовых планов

C) смысловое соответствие между информационным  запросом и полученным сообщением

D) лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства

E) определенные финансовые действия направленные на выявление нарушений

2. Объект финансового  контроля – это 

A) всегда проверка или наблюдение с целью проверки

B) вид финансовой деятельности государства, выражающийся через процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации использования финансовых планов

C) смысловое соответствие между информационным  запросом и полученным сообщением

D) лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства

E) определенные финансовые действия направленные на выявление нарушений

3. К элементам финансового контроля не относится:

A) субъект

B) объект

C) время

D) предмет

E) цель

4. Укажите элемент  финансового контроля, обозначающий  того «кто проверяет»

A) субъект

B) объект

C) время

D) предмет

E) цель

5. Ревизия – это 

A) проверка на государственных предприятиях

B) проверка, осуществляемая государственными финансовыми органами

C) проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей

D) проверка основанная на изучении документов отдела кадров

E) проверка основанная на изучении бухгалтерских документов

6. Укажите правильную  классификацию ревизии по организационному  признаку

A) полные, частичные

B) фактические, полные

C) документальные

D) документальные, фактические

E) плановые, внеплановые

7. Государственный финансовый  контроль – это 

A) действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей

B) всегда проверка или наблюдение с целью проверки, которое состоит из пяти элементов: субъект, объект, предмет, цель и методы

C) проверка, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений на предмет ее законности и целесообразности

D) независимая проверка бухгалтерской отчетности, учета первичной документации и другой информации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов с целью определения достоверности их отчетности учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам

E) проверка государственных органов

8. Субъект финансового  контроля – это 

A) контрольный орган Министерства финансов

B) представительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит финансовый контроль

C) исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит финансовый контроль

D) финансово-контрольный орган, представляющий в финансовом правоотношении государство

E) специализированный орган финансового контроля

9. Объект финансового  контроля – это

A) юридические лица, несущие финансовые обязательства перед государственными учреждениями

B) любые лица, несущие те или иные обязанности финансового характера перед государством

C) физические и юридические лица, участвующие в финансовой деятельности государства

D) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность государства

E) физические лица, несущие финансовые обязательства перед государственными учреждениями

10. Предмет финансового  контроля – это 

A) финансовые обязательства субъектов перед государством

B) финансовые отношения

C) финансовые отношения, возникающие по поводу финансового контроля

D) финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства

E) финансовые отношения, возникающие в результате ревизии

 

Литература:

  1. Бюджетный кодекс РК  04.12.2008
  2. Худяков А.И. Финансовое право РК. (общая часть)//Алматы: ТОО БАСПА, 2001. (стр.216-256)
  3. Найманбаева С.С. Финансовое право // Астана: Данекер, 2005 (стр.114-125)
  4. Мельников В.Д. Основы финансов: учебник для вузов // Алматы, 2005 (стр.113-133)

 

 

Тема 5 Бюджетное устройство.

Цель – ознакомить студента с институтами особенной части финансового права. Раскрыть общие положения финансово-бюджетного права. Научить ориентироваться в действующем законодательстве по соответствующим вопросам.

План:

  1. Правовые основы бюджетного устройства.
  2. Правовое регулирование доходов и расходов государственного бюджета.

 

                            1 Правовые основы бюджетного устройства.-

Правовые основы бюджетного устройства - это институт общей части бюджетного права, устанавливающий организационное строение бюджетной системы государства и взаимодействие ее составных частей в виде бюджетов различных видов.

Бюджетное устройство включает в себя:

1) бюджетную систему, её составные части и компоненты;

2) принципы организации бюджетного устройства;

3) бюджетное регулирование, что отображает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства в целом и каждого его компонента в отдельности.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему.

Бюджетные системы  могут быть двух видов:

1) системы, основанные на принципе бюджетного централизма, когда каждый нижестоящий бюджет входит в состав вышестоящего бюджета. Более мягким проявлением принципа бюджетного централизма является принцип единства бюджетной системы;

2) бюджетные системы,  основанные на принципе автономности бюджетов административно-территориальных единиц.

Принципы бюджетной  системы:

1 единства

2 транспарентности

3 полноты

4 реальности

5 гласности

6 самостоятельности всех  бюджетов.

     Бюджетное устройство определяется государственным устройством страны:                                                       

1. Для федеративных государств характерна трехуровневая бюджетная система: первый уровень - федеральный бюджет; второй уровень - бюджеты субъектов федерации; третий уровень - местные бюджеты.

2. Для государств унитарного типа, к которым относится и Казахстан, характерно двухуровневая бюджетная система: а) центральный (общегосударственный, республиканский) бюджет: б) местные бюджеты.

Бюджетное регулирование - это обеспечение бездефицитности бюджетов, входящих в состав бюджетной системы государства.

Цель бюджетного регулирования - обеспечение надлежащего взаимодействия всех компонентов бюджетной системы, сбалансирование каждого его элемента и всей системы в целом с тем, чтобы данный механизм нормально функционировал и бесперебойно работал.

Методами бюджетного регулирования являются:

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему;

б) установление постоянно закрепленных доходов для каждого звена бюджетной системы;

в) установление доходов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних. Данные доходы принято именовать «регулирующие доходы»;

г) межбюджетная дотация (субвенция);

д) межбюджетное кредитование;

е) бюджетные изъятия;

ж) сокращение бюджетных расходов, включая секвестирование.

 

2 Правовое регулирование доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в денежный фонд, предназначенные для финансирования общегосударственных задач и функций на центральном и местных уровнях.

В соответствии с БК РК «доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, деньги, предаваемые государству на безвозмездной основе, не носящие характера возвратности и не связанные с продажей финансовых активов государства, подлежащие в соответствии с БК и другими законодательными актами РК зачислению в бюджет»

Классификация бюджетных доходов.

  1. по социально-экономическому признаку:

- поступления от государственного сектора,

- поступления от негосударственного сектора.

  1. по территориальному признаку:

Информация о работе Лекции по финансовому праву