Лекции по финансовому праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:38, курс лекций

Краткое описание

10 лекций по финансовому праву

Файлы: 1 файл

lektsionnyy_komplex_FP.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

    Предметом налогового обязательства выступает сам предмет налогового платежа. При денежной форме налога в качестве предмета обязательства выступит определенная денежная сумма, при натуральных налогах - имущество в виде вещей, определяемых родовыми признаками.

     Содержанием налогового обязательства выступает право государства требовать передачи ему в собственность предмета налогового платежа (при денежной форме налога - уплатить налог, внести сумму налогового платежа) и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу (долг налогоплательщика).

     Правовой основой любого налогового обязательства выступают Налоговый кодекс, а также иные нормативные правовые акты, посвященные данному виду налога.

     Исполнение налогового обязательства заключается в совершении обязанным субъектом (налогоплательщиком) тех действий, которые составляют обязанность данного субъекта.

 

2 Виды налога по законодательству

Налоговая система  Республики Казахстан в настоящее  время включает следующие виды налогов: 1) корпоративный подоходный налог; 2) индивидуальный подоходный налог; 3) налог на добавленную стоимость; 4) акцизы; 5) налоги и специальные платежи недропользователей; 6) социальный налог; 7) земельный налог; 8) налог на транспортные средства; 9) налог на имущество.

 

Тестовые задания  для самопроверки:

1. Налоги – это 

A) сборы и другие обязательные платежи в денежный фонд

B)  уплата за пользование чужим имуществом

C) законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет,  производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер

D) денежные платежи, носящие безвозвратный и безвозмездный характер уплачиваемые юридическими и физическими лицами

E) денежные платежи, носящие безвозвратный и безвозмездный характер уплачиваемые юридическими лицами осуществляющими предпринимательскую деятельность

2. К элементам налога  не относится:

A) валютный паритет

B) субъект налога

C) объект налога

D) налоговая база

E) налоговый период

3. Как измеряется налоговая  база

A) единицей налогообложения

B) количеством субъектов налога

C) количеством объектов налога

D) единицей дохода

E) единицей имущества

4. Налогоплательщик – это

A) физическое лицо, на которое возложена обязанность по уплате налога

B) лицо, на которое возложена обязанность передачи государству в собственность предмета налогового платежа в размере, порядке и сроки, предусмотренные налоговым обязательством этого лица

C) юридическое лицо, на которое возложена обязанность по уплате налога

D) юридическое и физическое лицо, на которое возложена обязанность по уплате налога

E) субъект налоговых правоотношений, на которого возложена обязанность по уплате налогов и других платежей в бюджет

5. Какой из перечисленных  принципов характеризует налоговую  систему Республики Казахстан

A) принцип единства, объективности

B) принцип единства, налоговой централизации и исчерпывающего перечня налогов

C) принцип единства, централизации

D) принцип общегосударственности и автономности

E) принцип императивности, диспозитивности, объективности

6. К методам налоговой  деятельности не относятся: 

A) установление налога

B) ведение учета налогоплательщиков

C) установление налоговой отчетности

D) организация удержание налога у источника выплаты

E) списание налога

7. Назовите какой из  перечисленных доходов физических  лиц подлежит налогообложению

A) адресная социальная помощь

B) вознаграждение, выплачиваемое по их вкладам в банках

C) доход от операций с государственными ценными бумагами

D) доходы у источника выплаты

E) выигрыши по латорее в пределах 5 месячных расчетных показателей

8. Как называется налог,  уплачиваемый недропользователем  в отдельности по каждому виду  добываемых на территории Республики Казахстан ископаемых, независимо от того, были ли они реализованы покупателям или использованы на собственные нужды

A) бонус

B) роялти

C) государственная пошлина

D) консульский сбор

E) земельный

9. Как называется вид  государственной пошлины, взимаемый дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан с граждан и юридических лиц за совершение консульских действий и выдачи документов, имеющих юридическое значение

A) бонус

B) роялти

C) государственная пошлина

D) консульский сбор

E) земельный

10. Как называется обязательный  платеж, взимаемый за совершение  юридически значимых действий  и выдачу документов уполномоченными  на то государственными органами  или должностным лицами

A) бонус

B) роялти

C) государственная пошлина

D) консульский сбор

E) земельный

 

Литература: 

1 Налоговый кодекс РК 10.12.2008

2 Худяков А.И. Финансовое  право РК. (особенная часть)//Алматы: НОРМА-К, 2002 (стр.101-218)

3 Худяков А.И. Налоговое право РК. Общ.ч.: Учебник.-А: ТОО  «Издательство «Норма-К», 2003, 512с.

4 Найманбаева С.С. Финансовое право // Астана: Данекер, 2005 (стр.229-243)

 

 

ТЕМА №9: Правовые основы государственного кредита.

 

Цель – ознакомить студента с институтами особенной части финансового права. Раскрыть общие положения государственного кредита. Научить ориентироваться в действующем законодательстве по соответствующим вопросам.

Вопросы:

  1. Понятие государственного кредита.
  2. Бюджетное кредитование.

-1-

Слово «кредит» в переводе с латинского - ссуда, долг.

Следует иметь  в виду, что понятия «кредит», «заем», «долг» зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина «кредит», для юристов договор банковского займа традиционно именуют «договор ссуды», а обязательства, возникающие из полученного кредита, формируют собой понятие «долг», который включает и сумму вознаграждения.

 Однако, если  быть точным, то государственный  заем является одной из разновидностей государственного кредита.

С экономической  точки зрения кредит представляет собой экономическое отношение, опосредующее предоставление денег на условиях возвратности. Отметим также, что экономисты традиционно рассматривают кредитные отношения в качестве денежных отношений. С точки зрения финансового права кредитные отношения также выступают в качестве денежных отношений, поскольку кредитование как метод финансовой деятельности государства всегда осуществляется в денежной форме. Согласно нормам гражданского законодательства кредит (заем) может быть как денежным, так и натуральным. В последнем случае речь идет о предоставлении взаймы (в долг) вещей, определяемых родовыми признаками.

Сразу же отметим, что  речь не идет о возврате тех же самых  денег или тех же самых вещей. Кредит - это не договор хранения определенных денежных или материальных ценностей. В равной мере с правовой точки зрения кредитное правоотношение - это не вещное, а обязательственное правоотношение. То есть обязательство должника заключается не в возврате полученных от кредитора денежных знаков или вещей, что свойственно договору хранения, а в возврате такой же суммы денег или равного количества вещей такого же рода и качества.

В этом смысле показательно определение договора займа, содержащееся в Гражданском кодексе.

Надо сказать, что юристы не разделяют точку  зрения, согласно которой финансы и кредит есть нечто совершенно различное. И к этому их обязывает сама практика финансовой деятельности государства, в процессе которой кредитование используется весьма широко, в самых различных видах и применительно к самым различным денежным фондам, входящим в состав финансовой системы государства. Так, кредитование применяется в ходе осуществления бюджетной деятельности, причем, в нескольких видах. Существует межбюджетное кредитование, когда один бюджет (вышестоящий) предоставляет кредит другому бюджету (нижестоящему). Кредит может предоставляться из бюджета юридическим и физическим лицам и, наоборот, бюджет может получать кредит от юридических и физических лиц (внутренний заем), а также от иностранных государств, юридических и физических лиц (внешний заем). Если имеются государственные банки, то существует и такая разновидность финансовой деятельности, как государственное банковское кредитование. Вполне возможно использование кредита в процессе формирования и расходования специальных внебюджетных фондов, если, естественно, это предусмотрено правовым статусом этих фондов.

Более того, широкое  использование кредита в процессе финансовой деятельности государства дает основание большинству авторам выделять такой институт финансовой системы, как «кредит (государственный и банковский)».

Полностью соглашаясь с тем, что кредит активно используется в процессе осуществления финансовой деятельности государства, а кредитование выступает одним из ее методов, все-таки полагаем, что самостоятельного института в рамках финансовой системы кредит не формирует. Как уже отмечалось, система особенной части финансового права базируется на финансовой системе государства, которая в свою очередь определяется видами денежных фондов, входящих в эту систему. Кредит применяется при формировании и распределении по существу всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы. Соответственно этому кредит является принадлежностью того правового института, который опосредует тот или иной денежный фонд. Применительно к ним он приобретает форму бюджетного, банковского, ведомственного и т. п. кредитования. Сам кредит собственного фонда денежных средств не образует, а лишь выступает методом формирования и распределения иных фондов.

Предметом нашего рассмотрения выступает не вообще кредит в сфере деятельности государственных субъектов, а лишь та его разновидность, которая именуется «государственный кредит».

Следует сказать, что несмотря на несколько веков  широкого применения государственного кредита, единого понимания его сущности и признаков не сложилось ни в экономической, ни в правовой науке, и представленные в литературе его определения отражают разнобой мнений по данному вопросу.

 

-2-

Бюджетный кредит - деньги, выделяемые из бюджета на 
возвратной, срочной и платной основе.

Бюджетное кредитование - процесс, включающий процедуры принятия решения о предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. 
      Кредитный договор - соглашение между кредитором, администратором бюджетной программы и заемщиком, устанавливающее правоотношения сторон при предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита. 
      Бюджетные кредиты направляются на: 
      1) реализацию бюджетных инвестиционных проектов (программ) в рамках среднесрочного плана социально-экономического развития; 
      2) реализацию внешнеэкономической деятельности государства; 
      3) покрытие кассового разрыва областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения); 
      4) реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами со стопроцентным участием государства (далее - финансовые агентства). 
      Бюджетные кредиты предоставляются при соблюдении следующих условий: 
      1) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; 
      2) наличие обеспечения исполнения обязательств заемщика по бюджетному кредиту; 
      3) отсутствие задолженности заемщика по ранее предоставленным бюджетным кредитам.  
      Предоставление бюджетных кредитов осуществляется в соответствии со следующими принципами: 
      1) принципом возвратности, предусматривающим обязательность погашения бюджетного кредита в соответствии с кредитным договором; 
      2) принципом обеспеченности, предусматривающим наличие обеспечения исполнения обязательств установленными законодательством Республики Казахстан способами; 
      3) принципом платности, предусматривающим оплату заемщиком вознаграждения за предоставление бюджетного кредита; 
      4) принципом срочности, предусматривающим установление срока предоставления бюджетного кредита.

Субъектами  бюджетного кредитования являются кредитор, администратор бюджетной программы, заемщик, конечный заемщик, поверенный (агент). 
     Права и обязанности субъектов бюджетного кредитования определяются в кредитном договоре и (или) договоре поручения в соответствии с Бюджетным Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан. 
      Кредитор - сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан. 
     Кредитором при бюджетном кредитовании из республиканского бюджета является Правительство Республики Казахстан.  От лица Правительства Республики Казахстан при бюджетном кредитовании выступает центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета. 
      Кредитором при бюджетном кредитовании из местного бюджета является соответствующий местный исполнительный орган. 
      Администратор бюджетной программы при бюджетном кредитовании является стороной кредитного договора и осуществляет: 
      1) определение на конкурсной основе банков-заемщиков и поверенных (агентов), за исключением финансовых агентств; 
      2) контроль и мониторинг целевого и эффективного использования, погашения и обслуживания бюджетных кредитов. 

Информация о работе Лекции по финансовому праву