Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Введение
Глава 1. Определение понятия финансово-правовой нормы
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1: Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
§ 2: Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности
§ 3: Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Глава 1. Определение понятия финансово-правовой нормы
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1: Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
§ 2: Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности
§ 3: Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.
Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансово-правовая норма
конкретизируется как норма определенного
нормативного правового акта, который
действуют в определенном временном
интервале и пространстве, а также
охватывают своим воздействием соответствующий
круг лиц. Нормативные правовые акты,
регулирующие финансовые отношения, подчиняются
общему правилу распространения
своего действия. Финансово-правовые акты
- это принятые в предусмотренной
форме и имеющие юридические
последствия решения
В современных условиях в
связи с развитием финансового
законодательства число финансово-правовых
норм увеличивается, что свидетельствует
о реальности, достаточно высокой
степени гарантированности
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами финансового права. Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права. Целью выступает исследование финансово-правовых норм и их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц.
В соответствии с данной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.
2. Показать структуру финансово-правовых норм.
3. Определить действие финансово-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Глава 1. Понятие
и особенности финансово-
§ 1 Определение понятия финансово-правовой нормы
Финансовое право, как и любая другая отрасль права, имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы. В теории права правовая норма определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.1 Отличительным признаком в определении понятия финансово-правовой нормы являются именно общественные отношения, в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансово-правовые нормы содержат правила, которые выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.2
Норма финансового права представляет собой своеобразный эталон (модель) общественных отношений в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового права. При этом особенные признаки могут оказывать значительное влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии – финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Свойство финансово-правовой нормы отображать наиболее устойчивые, главенствующие и специфические черты финансовых отношений возникает не само собой, а является результатом научной и нормотворческой деятельности. В целях достижения эффективности финансово-правового регулирования нормы финансового права должны быть материально обоснованны и экономически оправданы.
Таким образом, финансово-правовая норма – это установленное государством (муниципальным образованием) и обеспеченное мерами государственного принуждения властное предписание, определяющее правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства или муниципального образования.3
Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая имеет структуру. Структура финансово-правовой нормы состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция легко отыскиваются в других статьях этого же нормативного акта либо в иных нормативных актах.4
Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности определенный доход. Обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.
Гипотеза имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "5
Основа финансово-правовой
нормы - диспозиция, содержит предписание
о том, как должны поступать участники
финансовых отношений, т.е. определяет
их права и обязанности по формированию,
распределению или
Способом защиты правил,
установленных финансово-
Санкции финансово-правовых
норм, как правило, указывают на меры
финансового воздействия за нарушение
предписаний государства в
При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд.
За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия.6 При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну. Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.
Меры финансово-правовой
ответственности применяются
Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций. Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1 Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.
Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Особый порядок вступления в силу и действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.7
Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.
Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования в официальных изданиях, т.е. в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения. В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования». Но и из этого правила существуют исключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это» (п. 5 ст. 5 НК РФ). При этом в п. 2 ст. 5 НК РФ содержится запрет на обратную силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих новые налоги и (или) сборы, повышающих налоговые ставки, устанавливающих или отягчающих ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающих новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.8
Информация о работе Действия финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц