Действия финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Оглавление

Введение
Глава 1. Определение понятия финансово-правовой нормы
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1: Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
§ 2: Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности
§ 3: Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 3й курс.docx

— 48.13 Кб (Скачать)

Коллективными субъектами финансового  права являются государственные  и общественные организации, к числу  которых относятся: органы государственной  власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной  власти и управления относятся к  числу субъектов финансового  права, участие которых обязательно  в финансовых правоотношениях.

В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В  числе органов исполнительной власти — как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции — министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе  система финансово-кредитных органов.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения .

Участие в правоотношениях  не только органов исполнительной, но и представительной власти —  характерная особенность круга  субъектов финансового права, в  отличие, например, от административного  права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

Юридические права и обязанности  органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов  финансового права выражают их компетенцию  по осуществлению определенной части  финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации. Компетенция  соответствующего органа распределяется между его структурными подразделениями  и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового  права представляют предприятия  и иные коммерческие организации  различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они  преследуют извлечение прибыли и  действуют на праве хозяйственного ведения. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи  с внесением в казну налогов  и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ). Для  вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической  самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается  возможность стать субъектом  финансовых правоотношений и филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий (например, по поводу уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость).

Среди этой группы субъектов  финансового права выделяются своей  спецификой казенные предприятия как  форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Такие предприятия находятся  в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому  содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличаются спецификой, обусловленной  наличием у государственных органов  полномочий по управлению их финансовой деятельностью, определенным ограничением их самостоятельности.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные  организационные формы объединений  предприятий, причем предприятия сохраняют  свою самостоятельность и права  юридического лица. Такими объединениями  являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения. Они создаются  на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих  случаях в финансовые отношения.

В соответствии с ФЗ, установлена  новая форма объединений —  финансово-промышленные группы, деятельность которых впоследствии урегулирована  законом. Это совокупность предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединяющих инвестиции (капиталы), материальные и финансовые ресурсы (с учетом антимонопольного законодательства) для повышения  эффективности производственного  процесса.

Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение  прибыли), создаваемые для осуществления  социально-культурной, научной и  управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным  образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате выполнения работ, оказания дополнительных услуг и т.п.17

Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношениях, как правило, имеют  и качество юридического лица, однако в установленных законом случаях  участниками этих правоотношений могут  быть и их филиалы, представительства.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, — это граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны  большей частью с налоговыми и  другими обязательными платежами, поступающими в государственную  или муниципальную казну. Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у  него дохода, превышающего установленный  необлагаемый минимум, или определенного  имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный  участок и др.). Граждане могут  вступать в финансовые правоотношения в области государственного и  банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения  в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в каких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства.

Среди физических лиц —  субъектов финансового права  выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Важно отметить и такую  сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, изучая понятие  финансово-правовой нормы и особенностей ее действия, можно сделать несколько  простых по формулировке, но содержательных по значению выводов.

Во-первых, финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право  как отрасль права.

Во-вторых, содержание - это  правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного  изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные  налоги в государственный или  местный бюджет). Этот показатель (императивный характер), является одним из самых  действенных факторов в процессе формирования и распределения денежных средств. Именно при помощи нормативных  актов такого характера государственные  органы и органы местного самоуправления осуществляют контроль над расходованием  денежных средств, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед  государством. В таких актах и  выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства  и муниципальных образований.

 

 

 

 

Библиографический список использованной литературы.

 

1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

 

2. Налоговый кодекс РФ 1998 года (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

 

3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях»    от 12 января 1996 г.( с изм. от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145.

 

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. От 21.11.11 № 327-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003

6. Рукавишникова И.В. Финансовое право. М., 2007

7. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. М., 2008

8. Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004

9. Гладченко А.О. Основы финансового права. - М., 2004

10. И.Н. Пахомов. Финансовое право. М., 2008

11. Римское право. И.Б. Новицкий. М., 2008

12. Современная теория права. М.Н. Петренко, М., 2009

13. Финансовое право И.М. Горляков. М., 2006

14. Алексеев С.С. Финансовые правоотношения. М., 1982. Т. 2

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 273

2 Рукавишникова И.В. Финансовое право. М., 2007. С. 110

3 Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. М., 2008. С. 104-105

4 Крохина Ю.А. Финансовое право России. - М., 2004. С. 78

5 НК РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ ( в ред. От 19.07.2011г ) // СЗ РФ 1998 №31 ст. 3824; 2011 № 30(ч.1) ст. 4593

6 Налоговый кодекс РФ 1998 года (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П) С. 6

7 Гладченко А.О. Основы финансового права. - М., 2004. С. 67-68

8 Рукавишникова И.В. Финансовое право. М., 2007. С. 110-112

9 Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник. М., 2008. С. 105-106

10 Римское право. И.Б. Новицкий. М., 2008. С. 126-128

11 История российского государства и права. Д.И. Серов. М., 2007. С. 267

12 Современная теория права. М.Н. Петренко, М., 2009. С. 134

13 Финансовое право. Грачева Е.Ю., Горбунова О.Н. М., 2008. С. 76

14 Теория государства и права. Н.В. Просветов С.-П. 2007. С. 109

15 Финансовое право И.М. Горляков. М., 2006. С. 301

16 АлексеевС.С. Финансовые правоотношения. М., 1982. Т. 2. С. 140

17 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) // СЗ РФ 1996 №3 ст. 145, 2011 №47 ст 6607


Информация о работе Действия финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц