| 
  Министерство образования 
  и науки РФ
  Федеральное государственное 
  бюджетное образовательное учреждение 
  высшего профессионального образования | 
«Московский государственный 
  университет технологий и управления 
  им. К.Г. Разумовского»
  Филиал в г. Смоленске  | 
214011, Россия, г. Смоленск, ул. 
  Губенко, д.26, Тел.: (4812) 41-01-08, 44-46-94 
  E-mail: smolmgutu@yandex.ru  | 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
по дисциплине: 
Финансовое право
 
Тема 
№ 15. Понятие 
и виды финансово-правовых норм.
 
 
Работу выполнил студент:
Терехов Дмитрий 
Игоревич 
Курс   
3    
Направление 
Юриспруденция
Допуск к защите________________
 Оценка 
работы       _ 
 
                                                                       Преподаватель: 
Дегтярёва Л. Г.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г.Смоленск
2015 г.                        
 
Содержание:
  - Введение………………………………………………………………….3
 
  - Понятие финансово-правовых норм……………………………………5
 
  - Виды финансово-правовых норм……………………………………….7
 
  - Заключение………………………………………………………………11
 
  - Список литературы……………………………………………………...12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение.
Отношения, возникающие в процессе финансовой 
деятельности государства, регулируются 
нормами финансового права. Как и нормы 
всех остальных отраслей права, это писаные 
правила поведения, которые устанавливаются 
государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие 
в точно установленный законодателем 
срок.    Финансово-правовые нормы не являются 
простой волей законодательных и исполнительных 
органов, они имеют материальное обоснование. 
Государственные органы, принимая законы 
и нормативные акты в области финансовой 
деятельности, всегда ограничены объективными 
экономическими возможностями.        Так, государство 
может финансировать свои потребности, 
только исходя из доходов, получение которых 
в свою очередь зависит от уровня развития 
материального производства и деятельности 
всей социальной сферы, что определяет 
поступление налогов и других платежей 
в бюджет и иные внебюджетные фонды.         Финансово-правовые 
нормы определяют права и обязанности 
участников финансовых отношений, обстоятельства, 
при которых они становятся носителями 
прав и обязанностей, и предусматривают 
ответственность за выполнение предписаний 
государства.   Осуществляя финансовую деятельность, 
государственные органы и органы местного 
самоуправления в пределах своей компетенции 
принимают финансово-правовые акты, посредством 
которых в пределах своих полномочий регулируют 
общественные отношения в области аккумуляции, 
распределения и использования финансовых 
ресурсов, проведения контроля за их расходованием, 
за выполнением финансовых планов, финансовых 
обязательств перед государством. В таких 
актах и выражаются юридические (или правовые) 
формы финансовой деятельности государства 
и муниципальных образований.        Финансово-правовая 
норма конкретизируется как норма определенного 
нормативного правового акта, последние 
действуют в определенном временном интервале 
и пространстве, а также охватывают своим 
воздействием соответствующий круг лиц. 
Нормативные правовые акты, регулирующие 
финансовые отношения, подчиняются общему 
правилу распространения своего действия.       Финансово-правовые 
акты - это принятые в предусмотренной 
форме и имеющие юридические последствия 
решения государственных органов и органов 
местного самоуправления по вопросам 
финансовой деятельности, входящим в их 
компетенцию. Они устанавливают, изменяют 
или отменяют финансово-правовые нормы 
или служат основанием для возникновения, 
прекращения, изменения конкретных правоотношений.     В 
современных условиях в связи с развитием 
финансового законодательства число финансово-правовых 
норм увеличивается, что свидетельствует 
о реальности, достаточно высокой степени 
гарантированности материальных финансово-правовых 
норм на современном этапе и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Понятие финансово-правовых 
норм.      Государство обеспечивает планомерность 
аккумуляции денежных средств и направление 
их согласно планам и программам в экономику, 
социальную сферу, на другие потребности 
общества. Оно должно организовывать эту 
деятельность, соблюдая правила и требования 
правовых норм.             В нормах финансового права закрепляются 
общие принципы и формы финансовой деятельности 
государства и органов местного самоуправления, 
методы аккумуляции средств в государственные 
и муниципальные денежные фонды, виды 
используемых для формирования этих фондов 
платежей, порядок их взимания. Они регулируют 
также порядок получения и использования 
государственных и муниципальных денежных 
средств, источники образования финансовых 
ресурсов государственных и муниципальных 
предприятий, организаций, учреждений 
и т.п.   Регулируя эти отношения, нормы финансового 
права закрепляют права и обязанности 
государственных органов, органов местного 
самоуправления, предприятий, учреждений, 
граждан.      Финансово-правовые нормы - это 
исходные первичные элементы, из которых 
состоит финансовое право как отрасль 
права. Им свойственны все общие черты 
правовой нормы, но присущи и особенности, 
характерные именно для данной отрасли 
права.        Как и любая другая норма права, 
финансово-правовая норма представляет 
собой установленное и охраняемое государством 
правило поведения участников общественных 
отношений, выраженное в их юридических 
правах и обязанностях. Особенности финансово-правовой 
нормы обусловлены тем, что она, в отличие 
от норм других отраслей права, регулирует 
отношения, возникающие в процессе планового 
образования, распределения и использования 
государством и органами местного самоуправления 
финансовых ресурсов, необходимых для 
решения задач, стоящих перед ними.          Таким 
образом, финансово-правовая норма (норма 
финансового права) - это установленное 
и охраняемое государством (посредством 
применения различного рода санкций к 
нарушителям) строго определенное правило 
поведения в общественных финансовых 
отношениях, возникающих в процессе планового 
образования, распределения и использования 
государственных (и муниципальных) денежных 
фондов и доходов, которое закрепляет 
юридические права и обязанности их участников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Виды финансово-правовых 
норм.
Классификацию финансово-правовых норм 
можно провести по нескольким основаниям. В зависимости 
от способа воздействия на участников 
финансовых отношений, определяющего 
характер их юридических прав и обязанностей, 
финансово-правовые нормы подразделяются 
на три вида: обязывающие, запрещающие 
и уполномочивающие (управомочивающие).     Обязывающие финансово-правовые 
нормы требуют от участников финансовых отношений 
(государственных органов, органов местного 
самоуправления, предприятий, граждан 
и др.) определенных действий, устанавливают 
их обязанности в сфере этих отношений. 
Большая часть финансово-правовых норм 
носит именно такой характер. В этом проявляется 
основной, императивный метод финансово-правового 
регулирования - метод властных предписаний.         Запрещающие финансово-правовые 
нормы содержат запрет на совершение определенных 
действий, устанавливают обязанность 
участников финансовых отношений воздержаться 
от них.    Уполномочивающие финансово-правовые 
нормы определяют права участников финансовых 
отношений на совершение конкретных самостоятельных 
действий в предусмотренных рамках. Они 
предоставляют возможность принятия самостоятельных 
решений в области финансов, но в строго 
установленных границах.        В зависимости от содержания нормы финансового 
права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые 
нормы закрепляют состав финансовой системы, 
виды и объем денежных обязательств предприятий 
и граждан перед государством и муниципальными 
образованиями, источники формирования 
кредитных ресурсов банков, виды расходов, 
включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные 
фонды и др., т.е. материальное (денежное) 
содержание юридических прав и обязанностей 
участников финансовых отношений.   Процессуальные (процедурные) 
финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности 
в области формирования, распределения 
и использования государственных (муниципальных) 
денежных фондов (доходов), требуют соблюдения 
предусмотренных процедурных правил в 
этой деятельности: сроков, участия определенных 
органов и т.п.           Норма финансового права по своей логической 
структуре состоит из трех основных элементов: 
гипотезы, диспозиции и санкции.   Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой 
нормы, чаше всего имея сложную форму, 
содержит ряд четко сформулированных 
условий, при наличии которых требуется 
или предоставляется право совершить 
определенные действия в сфере финансовой 
деятельности государства и муниципальных 
образований. Например, обязанность предприятия 
уплатить в государственный бюджет налог 
на прибыль реализуется при условии, если 
оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный 
(отдельный) баланс, а также получает подлежащую 
налогообложению прибыль.       Диспозиция устанавливает содержание самого правила 
поведения, т.е. предписывает совершение 
определенных действий по формированию, 
распределению или использованию государственных 
и муниципальных финансовых ресурсов, 
выражает содержание прав и обязанностей 
участников финансовых отношений. Диспозиция 
требует определенного поведения от участников 
финансовых отношений и не допускает отклонения 
от этих требований.          Санкции предусматривают последствия нарушения 
правовой нормы, определяют виды и меру 
юридической, в данном случае финансово-правовой, 
ответственности нарушителей финансово-правовых 
норм. Посредством санкций осуществляется 
государственное принуждение к исполнению 
финансово-правовых норм.      Финансово-правовым санкциям в сравнении 
с санкциями норм других отраслей права 
свойствен ряд особенностей, носящих, 
как правило, денежный характер и содержащих 
меры принудительного воздействия на 
нарушителя через его денежные фонды и 
средства (прямым или косвенным путем). 
К таковым относятся: наложение штрафа, 
начисление пеней, принудительное изъятие 
бюджетных средств, приостановление операций 
по счетам в банках, запрет на осуществление 
банком отдельных банковских операций 
и т.д.           В связи с тем, что нарушение предписания, 
содержащегося в финансово-правовой норме, 
влечет за собой материальный ущерб государству, 
применение финансово-правовых норм имеет 
ряд особенностей. Наиболее распространенная 
санкция в области финансового права - 
пеня, взимаемая при нарушении срока платежа, 
применяется финансовыми органами автоматически, 
не устанавливая вины за правонарушение. 
Однако впоследствии нарушившая сторона 
может обжаловать решение финансового 
органа в судебном порядке.         Меры финансово-правовой 
ответственности применяются государственными 
органами и их должностными лицами. К этим 
органам относятся Федеральное казначейство, 
Федеральная таможенная служба РФ, ЦБ 
РФ, Федеральная налоговая служба РФ со 
своими структурными подразделениями. 
Они применяют санкции в административном 
порядке (без судебного разбирательства).         Такой 
порядок наиболее распространен в связи 
с направленностью финансово-правовых 
санкций на обеспечение общегосударственных 
интересов в области финансов и необходимостью 
быстрого реагирования на финансовые 
правонарушения. Однако в соответствующих 
случаях это не исключает необходимости 
принятия судебных решений (арбитражного 
суда или суда общей юрисдикции) по применению 
финансово-правовых санкций (в частности, 
при наличии спора, при взыскании штрафов 
и пеней с физических лиц).           Кроме того, в 
число финансово-правовых санкций также 
входят меры дисциплинарного воздействия, 
применяемые руководством предприятий 
и организаций различных форм собственности, 
а также меры уголовно-правового воздействия, 
назначаемые судом. Основанием для применения 
таких санкций служат правонарушения 
соответствующего характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Заключение.
  Финансово-правовая норма - это установленное 
государством и обеспеченное мерами государственного 
принуждения строго определенное правило 
поведения в общественных финансовых 
отношениях, возникающих в процессе образования, 
распределения и использования государственных 
(и муниципальных) денежных фондов и доходов, 
которое закрепляет юридические права 
и юридические обязанности их участников.   Финансово-правовые нормы закрепляют 
юридические права и юридические обязанности 
участников общественных финансовых отношений.           Содержание 
финансово-правовых норм составляют правила 
поведения в общественных отношениях, 
возникающих в процессе финансовой деятельности 
государства.         Эти правила выражаются в 
предоставлении участникам данных отношений 
таких юридических прав и возложении на 
них юридических обязанностей, осуществление 
которых обеспечивает планомерное образование 
и использование централизованных и децентрализованных 
денежных фондов (доходов) государства 
и органов местного самоуправления соответственно 
их задачам в каждый конкретный период 
времени, вытекающим из политики по социально-экономическому 
развитию страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Список литературы.
  - Финансовое право России: Учебник 
  для вузов. Изд.2, перераб. и доп./Крохина 
  Ю.А. М.:НОРМА,2011-688с.
 
  - Финансовое право России: Учебник 
  для вузов. Изд.2,перераб. и доп./Грачева 
  Е.Ю.,Толстопятенко Г.П.,ред. М.:Велби, Проспект,2011,-528с.
 
  - Вострикова Л.Г. Финансовое прав: учебник/ 
  Л.Г.Вострикова – 3-е изд., перераб. и доп.- 
  М.:Юстицинформ, 2011- 376с 
 
  - Финансовое право РФ: учебник/ под ред. М.В.Карасева- 
  М.: Юристъ, 2011- 592с.
 
  - Финансовое право: учеб. пособие/ под 
  ред. М.М.Рассолова - М.:ЮНИТИ,2010-444с.
 
  - Финансовое право: учебник/ под ред. С.О.Шохина- 
  М.:КноРус,2011-544с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15.09.2015г.