|
Министерство образования
и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования |
«Московский государственный
университет технологий и управления
им. К.Г. Разумовского»
Филиал в г. Смоленске |
214011, Россия, г. Смоленск, ул.
Губенко, д.26, Тел.: (4812) 41-01-08, 44-46-94
E-mail: smolmgutu@yandex.ru |
Контрольная работа
по дисциплине:
Финансовое право
Тема
№ 15. Понятие
и виды финансово-правовых норм.
Работу выполнил студент:
Терехов Дмитрий
Игоревич
Курс
3
Направление
Юриспруденция
Допуск к защите________________
Оценка
работы _
Преподаватель:
Дегтярёва Л. Г.
г.Смоленск
2015 г.
Содержание:
- Введение………………………………………………………………….3
- Понятие финансово-правовых норм……………………………………5
- Виды финансово-правовых норм……………………………………….7
- Заключение………………………………………………………………11
- Список литературы……………………………………………………...12
1. Введение.
Отношения, возникающие в процессе финансовой
деятельности государства, регулируются
нормами финансового права. Как и нормы
всех остальных отраслей права, это писаные
правила поведения, которые устанавливаются
государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие
в точно установленный законодателем
срок. Финансово-правовые нормы не являются
простой волей законодательных и исполнительных
органов, они имеют материальное обоснование.
Государственные органы, принимая законы
и нормативные акты в области финансовой
деятельности, всегда ограничены объективными
экономическими возможностями. Так, государство
может финансировать свои потребности,
только исходя из доходов, получение которых
в свою очередь зависит от уровня развития
материального производства и деятельности
всей социальной сферы, что определяет
поступление налогов и других платежей
в бюджет и иные внебюджетные фонды. Финансово-правовые
нормы определяют права и обязанности
участников финансовых отношений, обстоятельства,
при которых они становятся носителями
прав и обязанностей, и предусматривают
ответственность за выполнение предписаний
государства. Осуществляя финансовую деятельность,
государственные органы и органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции
принимают финансово-правовые акты, посредством
которых в пределах своих полномочий регулируют
общественные отношения в области аккумуляции,
распределения и использования финансовых
ресурсов, проведения контроля за их расходованием,
за выполнением финансовых планов, финансовых
обязательств перед государством. В таких
актах и выражаются юридические (или правовые)
формы финансовой деятельности государства
и муниципальных образований. Финансово-правовая
норма конкретизируется как норма определенного
нормативного правового акта, последние
действуют в определенном временном интервале
и пространстве, а также охватывают своим
воздействием соответствующий круг лиц.
Нормативные правовые акты, регулирующие
финансовые отношения, подчиняются общему
правилу распространения своего действия. Финансово-правовые
акты - это принятые в предусмотренной
форме и имеющие юридические последствия
решения государственных органов и органов
местного самоуправления по вопросам
финансовой деятельности, входящим в их
компетенцию. Они устанавливают, изменяют
или отменяют финансово-правовые нормы
или служат основанием для возникновения,
прекращения, изменения конкретных правоотношений. В
современных условиях в связи с развитием
финансового законодательства число финансово-правовых
норм увеличивается, что свидетельствует
о реальности, достаточно высокой степени
гарантированности материальных финансово-правовых
норм на современном этапе и т.д.
2. Понятие финансово-правовых
норм. Государство обеспечивает планомерность
аккумуляции денежных средств и направление
их согласно планам и программам в экономику,
социальную сферу, на другие потребности
общества. Оно должно организовывать эту
деятельность, соблюдая правила и требования
правовых норм. В нормах финансового права закрепляются
общие принципы и формы финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления,
методы аккумуляции средств в государственные
и муниципальные денежные фонды, виды
используемых для формирования этих фондов
платежей, порядок их взимания. Они регулируют
также порядок получения и использования
государственных и муниципальных денежных
средств, источники образования финансовых
ресурсов государственных и муниципальных
предприятий, организаций, учреждений
и т.п. Регулируя эти отношения, нормы финансового
права закрепляют права и обязанности
государственных органов, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений,
граждан. Финансово-правовые нормы - это
исходные первичные элементы, из которых
состоит финансовое право как отрасль
права. Им свойственны все общие черты
правовой нормы, но присущи и особенности,
характерные именно для данной отрасли
права. Как и любая другая норма права,
финансово-правовая норма представляет
собой установленное и охраняемое государством
правило поведения участников общественных
отношений, выраженное в их юридических
правах и обязанностях. Особенности финансово-правовой
нормы обусловлены тем, что она, в отличие
от норм других отраслей права, регулирует
отношения, возникающие в процессе планового
образования, распределения и использования
государством и органами местного самоуправления
финансовых ресурсов, необходимых для
решения задач, стоящих перед ними. Таким
образом, финансово-правовая норма (норма
финансового права) - это установленное
и охраняемое государством (посредством
применения различного рода санкций к
нарушителям) строго определенное правило
поведения в общественных финансовых
отношениях, возникающих в процессе планового
образования, распределения и использования
государственных (и муниципальных) денежных
фондов и доходов, которое закрепляет
юридические права и обязанности их участников.
3. Виды финансово-правовых
норм.
Классификацию финансово-правовых норм
можно провести по нескольким основаниям. В зависимости
от способа воздействия на участников
финансовых отношений, определяющего
характер их юридических прав и обязанностей,
финансово-правовые нормы подразделяются
на три вида: обязывающие, запрещающие
и уполномочивающие (управомочивающие). Обязывающие финансово-правовые
нормы требуют от участников финансовых отношений
(государственных органов, органов местного
самоуправления, предприятий, граждан
и др.) определенных действий, устанавливают
их обязанности в сфере этих отношений.
Большая часть финансово-правовых норм
носит именно такой характер. В этом проявляется
основной, императивный метод финансово-правового
регулирования - метод властных предписаний. Запрещающие финансово-правовые
нормы содержат запрет на совершение определенных
действий, устанавливают обязанность
участников финансовых отношений воздержаться
от них. Уполномочивающие финансово-правовые
нормы определяют права участников финансовых
отношений на совершение конкретных самостоятельных
действий в предусмотренных рамках. Они
предоставляют возможность принятия самостоятельных
решений в области финансов, но в строго
установленных границах. В зависимости от содержания нормы финансового
права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые
нормы закрепляют состав финансовой системы,
виды и объем денежных обязательств предприятий
и граждан перед государством и муниципальными
образованиями, источники формирования
кредитных ресурсов банков, виды расходов,
включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные
фонды и др., т.е. материальное (денежное)
содержание юридических прав и обязанностей
участников финансовых отношений. Процессуальные (процедурные)
финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности
в области формирования, распределения
и использования государственных (муниципальных)
денежных фондов (доходов), требуют соблюдения
предусмотренных процедурных правил в
этой деятельности: сроков, участия определенных
органов и т.п. Норма финансового права по своей логической
структуре состоит из трех основных элементов:
гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой
нормы, чаше всего имея сложную форму,
содержит ряд четко сформулированных
условий, при наличии которых требуется
или предоставляется право совершить
определенные действия в сфере финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований. Например, обязанность предприятия
уплатить в государственный бюджет налог
на прибыль реализуется при условии, если
оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный
(отдельный) баланс, а также получает подлежащую
налогообложению прибыль. Диспозиция устанавливает содержание самого правила
поведения, т.е. предписывает совершение
определенных действий по формированию,
распределению или использованию государственных
и муниципальных финансовых ресурсов,
выражает содержание прав и обязанностей
участников финансовых отношений. Диспозиция
требует определенного поведения от участников
финансовых отношений и не допускает отклонения
от этих требований. Санкции предусматривают последствия нарушения
правовой нормы, определяют виды и меру
юридической, в данном случае финансово-правовой,
ответственности нарушителей финансово-правовых
норм. Посредством санкций осуществляется
государственное принуждение к исполнению
финансово-правовых норм. Финансово-правовым санкциям в сравнении
с санкциями норм других отраслей права
свойствен ряд особенностей, носящих,
как правило, денежный характер и содержащих
меры принудительного воздействия на
нарушителя через его денежные фонды и
средства (прямым или косвенным путем).
К таковым относятся: наложение штрафа,
начисление пеней, принудительное изъятие
бюджетных средств, приостановление операций
по счетам в банках, запрет на осуществление
банком отдельных банковских операций
и т.д. В связи с тем, что нарушение предписания,
содержащегося в финансово-правовой норме,
влечет за собой материальный ущерб государству,
применение финансово-правовых норм имеет
ряд особенностей. Наиболее распространенная
санкция в области финансового права -
пеня, взимаемая при нарушении срока платежа,
применяется финансовыми органами автоматически,
не устанавливая вины за правонарушение.
Однако впоследствии нарушившая сторона
может обжаловать решение финансового
органа в судебном порядке. Меры финансово-правовой
ответственности применяются государственными
органами и их должностными лицами. К этим
органам относятся Федеральное казначейство,
Федеральная таможенная служба РФ, ЦБ
РФ, Федеральная налоговая служба РФ со
своими структурными подразделениями.
Они применяют санкции в административном
порядке (без судебного разбирательства). Такой
порядок наиболее распространен в связи
с направленностью финансово-правовых
санкций на обеспечение общегосударственных
интересов в области финансов и необходимостью
быстрого реагирования на финансовые
правонарушения. Однако в соответствующих
случаях это не исключает необходимости
принятия судебных решений (арбитражного
суда или суда общей юрисдикции) по применению
финансово-правовых санкций (в частности,
при наличии спора, при взыскании штрафов
и пеней с физических лиц). Кроме того, в
число финансово-правовых санкций также
входят меры дисциплинарного воздействия,
применяемые руководством предприятий
и организаций различных форм собственности,
а также меры уголовно-правового воздействия,
назначаемые судом. Основанием для применения
таких санкций служат правонарушения
соответствующего характера.
4. Заключение.
Финансово-правовая норма - это установленное
государством и обеспеченное мерами государственного
принуждения строго определенное правило
поведения в общественных финансовых
отношениях, возникающих в процессе образования,
распределения и использования государственных
(и муниципальных) денежных фондов и доходов,
которое закрепляет юридические права
и юридические обязанности их участников. Финансово-правовые нормы закрепляют
юридические права и юридические обязанности
участников общественных финансовых отношений. Содержание
финансово-правовых норм составляют правила
поведения в общественных отношениях,
возникающих в процессе финансовой деятельности
государства. Эти правила выражаются в
предоставлении участникам данных отношений
таких юридических прав и возложении на
них юридических обязанностей, осуществление
которых обеспечивает планомерное образование
и использование централизованных и децентрализованных
денежных фондов (доходов) государства
и органов местного самоуправления соответственно
их задачам в каждый конкретный период
времени, вытекающим из политики по социально-экономическому
развитию страны.
5. Список литературы.
- Финансовое право России: Учебник
для вузов. Изд.2, перераб. и доп./Крохина
Ю.А. М.:НОРМА,2011-688с.
- Финансовое право России: Учебник
для вузов. Изд.2,перераб. и доп./Грачева
Е.Ю.,Толстопятенко Г.П.,ред. М.:Велби, Проспект,2011,-528с.
- Вострикова Л.Г. Финансовое прав: учебник/
Л.Г.Вострикова – 3-е изд., перераб. и доп.-
М.:Юстицинформ, 2011- 376с
- Финансовое право РФ: учебник/ под ред. М.В.Карасева-
М.: Юристъ, 2011- 592с.
- Финансовое право: учеб. пособие/ под
ред. М.М.Рассолова - М.:ЮНИТИ,2010-444с.
- Финансовое право: учебник/ под ред. С.О.Шохина-
М.:КноРус,2011-544с.
15.09.2015г.