Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:46, курсовая работа
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
Введение
Глава 1. Определение понятия финансово-правовой нормы
Глава 2. Особенности действия финансово-правовых норм
§ 1: Принцип действия финансово-правовой нормы во времени
§ 2: Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности
§ 3: Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Заключение
Библиографический список использованной литературы
По действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные или общие (не определены во времени действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением) и временные (определены во времени действия, т. е. устанавливаются на определенный срок).9
§ 2 Действие финансово-правовой нормы по признаку территориальности
Действие норм права и
нормативных правовых актов в
пространстве это их действие в пределах
определенной территории. Нормы права,
установленные или
Еще в первобытнообщинном
строе с его замкнутым
Постепенно возникает
и формулируется принцип
Под понятием государственной границы понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает в себя:
1. Часть суши с внутренним
водным пространством в
2. Внутренние территориальные воды в пределах двенадцати морских миль (одна морская миля равна 1852 метрам);
3. Воздушный столб над
территорией государства (на
4. Воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
5. Так называемая квазитерритория (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).
Однако принцип строго
территориального действия законов
очень скоро вступил в
Государства начали заключать различные соглашения, подписывать договоры, посещать соседей с официальными визитами и, постепенно, от строго территориального принципа государства пришли к признанию экстерриториального действия некоторых законов, выработались принципы установления подлежащего применению права.
В настоящее время уже
не подвергается сомнению то, что законы
имеют территориальное
Сказанное относится главным образом к международным, межгосударственным отношениям. Однако вопрос о территориальном и экстерриториальном действии законов возникает и по отношению к правовым нормам, издаваемым властью территориальных единиц данного государства.
Принцип территориального и экстерриториального действия закона неодинаково осуществляется в различных отраслях права. Наиболее строго территориальный принцип соблюдается в таких отраслях, как государственное, административное, уголовное, процессуальное право, а наибольшая экстерриториальность наблюдается у норм гражданского, торгового, семейного права.
Действуя в пределах территории
государства, нормы финансового
права и нормативные правовые
акты могут распространять свое действие,
как на всю территорию, так и
на отдельные ее части. На всю территорию
государства распространяют свое действие
обычно те нормы финансового права,
которые содержатся в нормативных
актах центральных органов
Например, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм финансового, коммерческого, трудового, и некоторых других отраслей права.
А так же, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом.
К таким территориям относятся
континентальный шельф и
Наряду со всем вышеперечисленным, существует понятие экстерриториального действия законов внутри государства.
Территория государства
делится на части. Эти части могут
обладать известной самостоятельностью,
автономией, самоуправлением. Территория
государства или его
Признание же юридических актов, содержащих нормы финансового права внутри данного государства является правилом.
Итак, финансово-правовые нормы имеют экстерриториальное действие не только между государствами, но и внутри них. Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действие законов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.15
§ 3 Действие финансово-правовой нормы в отношении субъектов финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.16
Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Например, не требуется и не предполагается реализация всех прав, которыми наделяет законодательство субъектов гражданского права (права наследования, дарения, купли-продажи и т.д.). Иное дело финансовые правоотношения: участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных, сверх утвержденных по бюджету доходов, право обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке налоговых платежей и др.).
Особенности круга субъектов
финансового права состоит в
том, что в него входят три основные
группы, на которые подразделяются
субъекты российского права: а) государство
и его территориальные
Возможно, подразделение субъектов финансового права и на две группы:
а) организации, куда входят
две первые из названных выше групп,
и б) граждане (или физические лица)
в качестве индивидуальных субъектов.
Такая классификация также
В первую группу субъектов
финансово-правовых отношений (государство
и его территориальные
Российская Федерация;
субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;
муниципальные образования — городские, сельские поселения и иные территории;
административно-
административно-
Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу — государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории.
Российская Федерация, ее
субъекты и муниципальные образования
выступают субъектами права и
в других финансовых отношениях: например,
в отношениях, связанных с государственным
(или муниципальным) долгом при выпуске
облигаций государственных (или
муниципальных) займов, при использовании
банковского кредита для
Информация о работе Действия финансово-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц