Пределы действия нормативных правовых актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 18:04, реферат

Краткое описание

Нормативные правовые акты создаются с целью породить определенные юридические последствия в какой-либо сфере общественных отношений с тем, чтобы их урегулировать: придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.

Файлы: 1 файл

ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО  ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ  ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативные правовые акты создаются с целью  породить определенные юридические последствия в какой-либо сфере общественных отношений с тем, чтобы их урегулировать: придать им устойчивость, организованность, системный характер, способствовать их прогрессивному развитию.

Чтобы выполнить свое предназначение, нормативный правовой акт должен обладать такими качествами, свойствами, которые обеспечивали бы его способность вызывать, порождать предусмотренные им юридические последствия. В этом, собственно, и состоит фактическое функционирование акта, в этом проявляется юридическая сила его норм, его существование как объективной реальности.

Все эти  качества придаются нормативному правовому  акту путем установления субъектами правотворчества пределов, параметров его юридического действия, т.е. определения тех границ, в которых может осуществляться реализация содержащихся в акте юридических норм, обеспечиваться их правовая обязательность, юридическая сила.

Юридическое действие нормативного правового акта, таким образом, и означает его способность вызывать, порождать те правовые последствия, на возникновение которых он рассчитан.

Установление  пределов действия нормативных правовых актов наука и практика связывают прежде всего с временем и пространством как естественными сферами, в которых живет человек, с жизненными отношениями, возникающими, складывающимися между людьми, а также с самими людьми и их организациями.

Установить  пределы действия нормативного правового акта - значит определить:

  • на какие общественные отношения положения акта распространяются (предметное действие);
  • с какого времени акт вступает в юридическую силу и по какое время она сохраняется (действие во времени);
  • на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);
  • каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Установление  пределов действия нормативных правовых актов имеет важное практическое значение, поскольку в значительной степени обеспечивает эффективность правового регулирования. С пределами действия актов связано осуществление прав и обязанностей субъектов права, удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей во всех сферах общественных отношений.

2. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ  АКТОВ ПО ПРЕДМЕТУ

Правовому регулированию могут быть подвергнуты  только волевые, осознанные деяния людей, их отношения между собой.

Право не может регулировать события, ибо  они не зависят от воли людей. События  могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право  связывает наступление определенных юридических последствий, т.е. в качестве юридических фактов. Не являются объектом права и мысли людей, поскольку они не проявились в их действиях. Уместно вспомнить здесь слова К.Маркса: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»1.

Следовательно, предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Однако общественные отношения, возникающие между людьми, многообразны. Не все они могут эффективно регулироваться правом, да и во многих случаях оно нецелесообразно, так как соответствующие отношения более эффективно регулируются нормами морали или другими социальными нормами. Вмешательство права в определенные сферы жизни может принести больше вреда, чем пользы.

Поэтому правом регулируются наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы государства, которые объективно поддаются юридической регламентации, т.е. государственному воздействию. Например, отношения дружбы, товарищества и т.п. не могут быть предметом правового регулирования, поскольку относятся к особой сфере человеческих отношений, где невозможно с позиций права точно определить меру должного.

Определение предмета правового регулирования - сложная научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определение предмета регулирования конкретного  нормативного правового акта вытекает из этой общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений, на которые будут распространяться нормы этого акта. С этой точки зрения акты могут подразделяться на общие, отраслевые и специальные.

   Общие - это акты, нормы которых распространяются на все отношения (например, конституции).

   Отраслевые  действуют на отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Так, акты, относящиеся к гражданскому праву, регулируют имущественные отношения, а акты сферы трудового права имеют своим предметом отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях, организациях.

   Предметная  специализация норм может быть и  в рамках отрасли права.

 
 
3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ  ПРАВОВЫХ АКТОВ  ВО ВРЕМЕНИ

   Важно точно определить, с какого момента  положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и до какого момента она сохраняется, т.е. с какого и по какое время положения нормативного правового акта подлежат обязательному исполнению. Время действия акта начинается с момента вступления его в юридическую силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы.

   Определение времени начала действия нормативного правового акта связано с его опубликованием, т.е. помещением текста акта в официальном издании. В каждом государстве устанавливаются официальные источники и порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. В Республике Беларусь такой порядок определен Положением об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь, утвержденным Декретом Президента от 10 декабря 1998 г., и Законом «О нормативных правовых актах 

Информация о работе Пределы действия нормативных правовых актов