Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы.
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕНОСТИ. 5
2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ. 8
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ
НОРМ 11
3.1 Виды финансово-правовых норм . 11
3.2 Структура финансово-правовых норм. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ -
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ»
Кафедра
Правовых
дисциплин
Курсовая
по дисциплине
«Финансовое право»
на тему:
«Финансово-правовая
норма: понятие, структура,
виды»
Выполнил(а): студент(ка) 316 группы
Проверила:
Благовещенск, 2011
ВВЕДЕНИЕ.
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ
ОСОБЕНОСТИ. 5
2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
8
3 КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ
НОРМ
3.1 Виды финансово-правовых норм .
3.2 Структура финансово-правовых норм.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы курсовой работы.
Отношения, возникающие
в процессе финансовой деятельности государства,
регулируются нормами финансового права.
Как и нормы всех остальных отраслей права,
это писаные правила поведения, которые
устанавливаются государством в строго
определенном порядке и форме и вводятся
в действие в точно установленный законодателем
срок.
Финансово-правовые нормы
не являются простой волей законодательных
и исполнительных органов, они имеют материальное
обоснование. Государственные органы,
принимая законы и нормативные акты в
области финансовой деятельности, всегда
ограничены объективными экономическими
возможностями.
Так, государство может финансировать
свои потребности, только исходя из доходов,
получение которых в свою очередь зависит
от уровня развития материального производства
и деятельности всей социальной сферы,
что определяет поступление налогов и
других платежей в бюджет и иные внебюджетные
фонды.
Финансово-правовые нормы
определяют права и обязанности участников
финансовых отношений, обстоятельства,
при которых они становятся носителями
прав и обязанностей, и предусматривают
ответственность за выполнение предписаний
государства.
Осуществляя финансовую
деятельность, государственные органы
и органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции принимают финансово-правовые
акты, посредством которых в пределах
своих полномочий регулируют общественные
отношения в области аккумуляции, распределения
и использования финансовых ресурсов,
проведения контроля за их расходованием,
за выполнением финансовых планов, финансовых
обязательств перед государством. В таких
актах и выражаются юридические (или правовые)
формы финансовой деятельности государства
и муниципальных образований.
Финансово-правовая норма
конкретизируется как норма определенного
нормативного правового акта, последние
действуют в определенном временном интервале
и пространстве, а также охватывают своим
воздействием соответствующий круг лиц.
Нормативные правовые акты, регулирующие
финансовые отношения, подчиняются общему
правилу распространения своего действия.
Финансово-правовые акты
- это принятые в предусмотренной форме
и имеющие юридические последствия решения
государственных органов и органов местного
самоуправления по вопросам финансовой
деятельности, входящим в их компетенцию.
Они устанавливают, изменяют или отменяют
финансово-правовые нормы или служат основанием
для возникновения, прекращения, изменения
конкретных правоотношений.
В современных условиях в связи
с развитием финансового законодательства
число финансово-правовых норм увеличивается,
что свидетельствует о реальности, достаточно
высокой степени гарантированности материальных
финансово-правовых норм на современном
этапе и т.д.
Объектом исследования являются
общественные отношения в сфере финансовой
деятельности государства, регулируемые
нормами финансового права.
Предмет исследования составляют
финансово-правовые нормы как первичные
элементы финансового права.
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ИХ ОСОБЕНОСТИ.
Вместе с тем, в целях соблюдения
прав и интересов плательщиков, установлены
обязанности государственных органов
возвращать им излишне взысканные платежи.
Имеются особенности и в
юридических свойствах прав и обязанностей,
установленных финансово-правовыми нормами,
связанные с участием в финансовых отношениях
государственных органов, предприятий,
организаций и учреждений, компетенция
которых определяется в положениях и уставах.
При этом их финансово-правовые обязанности
нередко сливаются с правами, выражаясь
в едином полномочии: это хорошо видно
на примере норм права, закрепляющих права
и обязанности государственных и местных
органов власти в области финансов. Так,
использование бюджетных средств на социально-экономические
программы соответствующей территории
- одновременно их право и обязанность.
Финансово-правовые
нормы являются первичными
Как и любые другие нормы права,
финансово-правовые нормы представляет
собой установленное и охраняемое государством
правило поведения участников общественных
отношений, выраженное в их юридических
правах и обязанностях. Им свойственны
все общие черты правовой нормы, но присущи
и особенности, характерные именно для
данной отрасли права.
Общие признаки финансово-правовой
нормы таковы:
• нормы устанавливаются государством
и их исполнение обеспечивается принудительной
силой государства;
• норма носит общий характер и относится
ко всем участникам финансово-правовых
отношений;
• норма возлагает на участников правоотношений
обязанности и предоставляет им субъективные
права;
• норма всегда выражена в каком-либо
правовом нормативном акте - законе, указе,
постановлении, приказе, инструкции, принятом
компетентным государственным органом
или органом местного самоуправления.
С точки зрения происхождения
финансово-правовых норм их особенность
заключается в том, что они редко возникают
как фактические, т.е. в общественной жизни
редко складываются правила поведения,
являющиеся прототипом финансово-правовой
нормы. Сначала создается фактическая
модель поведения, а затем она оформляется
нормой права.
Особенности финансово-правовых
норм обусловлены тем, что они в отличие
от норм других отраслей права регулируют
отношения, возникающие в процессе планового
образования, распределения и использования
государством и органами местного самоуправления
финансовых ресурсов, необходимых им для
осуществления своих задач.
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера установленных в них предписаний;
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных
правил;
г) способов защиты прав участников финансовых
отношений.
Главная особенность финансово-правовых
норм состоит в том, что они носят государственно-властный,
императивный характер. Государство предписывает
правила поведения юридическим лицам,
гражданам в области финансовой деятельности.
Финансово-правовые нормы содержат
правила взимания налогов и других обязательных
платежей с граждан и предприятий, формирования
и расходования бюджетных средств, создания
и распределения кредитных ресурсов и
страховых фондов и т.д.
Как правило, они содержат
требования, выраженные в категорической
форме и не допускающие их произвольного
изменения, точно определяют объемы прав
и обязанностей участников финансовых
отношений. Участники финансовых отношений,
урегулированных нормой финансового права,
не вправе изменить предписания нормы
и условий ее применения.
Финансово-правовая
норма - установленное государством и
обеспеченное мерами государственного
принуждения правило поведения в отношениях,
возникающих в процессе образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и муниципальных образований.
2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ
Специфические
признаки финансово-правовой нормы обусловлены
особенностями предмета и метода финансово-правового
регулирования.
Финансово-правовые нормы
отличаются от иных норм по предмету регулирования,
а именно: финансово-правовые отношения
в процессе формирования и использования
денежных ресурсов государства. Финансовая
деятельность государства, несмотря на
многообразие форм ее проявления, есть
деятельность, связанная с аккумуляцией
денежных средств, их распределением и
перераспределением, использованием,
а также контролем. Все участники возникающих
при этом общественных отношений наделены
определенными правами и обязанностями.
Одновременно они являются субъектами
других отраслей права и также наделены
соответствующим объемом юридических
прав и обязанностей.
Финансово-правовые нормы
закрепляют их полномочия как участников
финансового планирования, налогоплательщиков,
кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей
и распорядителей государственных ассигнований
и т.д. В законах, уставах, положениях об
органах государственной власти и управления,
хозяйствующих субъектах обязательно
выделяются их права и обязанности по
участию в финансовой деятельности.
В частности, это касается
выполнения обязательств перед бюджетом.
Будь это обязанности в части составления,
рассмотрения, утверждения, исполнения
соответствующих бюджетов или уплаты
причитающихся бюджетной системе налогов,
сборов, пошлин, санкций, финансово-правовые
нормы закрепляют эти обязанности, а также
права и меры ответственности.
Например, в Налоговом кодексе
РФ, содержатся нормы, устанавливающие
права и обязанности налогоплательщиков,
меры ответственности за нарушения налогового
законодательства. Несмотря на разбросанность
финансово-правовых норм по различным
источникам, они всегда четко выделяются,
так как регулируют только определенный
круг общественных отношений.
Финансово-правовые нормы
являются средством реализации общественных,
то есть публичных, а не частных отношений.
Это обусловлено принадлежностью финансового
права к праву публичному, а в конечном
итоге, опять-таки особенностями предмета
финансово-правового регулирования.
Финансовая деятельность
государства и муниципальных образований,
будучи объективно обусловлена экономическим
строем общества, производственными отношениями
и т.д., детерминирована насущными потребностями
и интересами больших масс людей - классов,
социальных групп, общества в целом. Это
интерес к оптимальному регулированию
экономической жизни, к оказанию помощи
социально незащищенным гражданам, к наличию
боеспособной армии, сильной милиции и
т.д.
При этом интерес к финансовому
обеспечению государства, к получению
от него финансовой помощи, существующий
на уровне больших социальных общностей,
сочетается с интересом самого государства
к поддержанию своего собственного существования.
Это естественно, так как
финансовые ресурсы необходимы государству
не только для того, чтобы реализовать
социальные интересы, воплощающиеся в
его задачах и функциях, но и для того,
чтобы содержать свой аппарат, государственные
структуры, которые непосредственно обеспечивают
реализацию социальных интересов. Таким
образом, государство мобилизует денежные
средства, чтобы израсходовать их на социально
значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые
нормы являются средством реализации
интересов всего общества, различных классов,
социальных групп и т.д., а также интересов
самого государства.
Этим они отличаются от норм частного
права (гражданского, семейного, трудового
и т.д.), являющихся средством реализации
интересов отдельных субъектов хозяйствования,
физических лиц и др.
Анализ действующих нормативных
актов в финансовой сфере показывает,
что во многих случаях права и обязанности
отдельных участников финансовых отношений
сливаются.
Так, для Правительства составление
и исполнение республиканского бюджета
- это одновременно и право, и обязанность.
Можно одновременно квалифицировать как
право, так и обязанность юридического
лица уплачивать установленные законом
налоги. Интеграция прав и обязанностей
отчетливее всего проявляется в актах,
устанавливающих правовой статус органов
государственного управления. Вместе
с тем нормы финансового права могут указывать
и на четкое разграничение прав и обязанностей
участников финансовых отношений.
Финансовое право состоит
из нескольких финансово-правовых институтов.
Их объединение единой целевой установкой
и использование метода властных предписаний
обусловливает их содержательную идентичность.
Нормы, относящиеся в целом к финансовому
праву, применяются в бюджетном праве,
налоговом праве, регулировании денежного
обращения и т.д.
Они заключаются в наделении
участников конкретных отношений, регулируемых
отдельными финансово-правовыми институтами,
соответствующими правами и обязанностями,
закреплении мер ответственности за установленные
законом нарушения финансовой дисциплины.
В частности, санкции за нарушения бюджетного,
налогового, валютного законодательства
регулируются идентичными нормами, заключающимися
в финансовых санкциях и административных
штрафах, налагать которые могут руководители
соответствующих финансовых и контролирующих
органов.
Финансово-правовые нормы
отличаются от прочих норм своей нестабильностью,
так как финансово-экономическая деятельность
по своей сути изменчива и зависит от многих
внешних и внутренних факторов (экономические
кризисы, политическая обстановка, цена
на нефть, урожайность зерна и пр). Нестабильность
отношений, составляющих предмет финансово-правового
регулирования, приводит, в принципе, к
нестабильности самого финансово-правового
регулирования и прежде всего к отмене
устаревших и появлению новых финансово-правовых
норм.
3
КЛАССИФИКАЦИЯ И
СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ
НОРМ
3.1 Виды финансово-правовых норм .
Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам.
В
зависимости от функций, выполняемых
финансовым правом, финансово-правовые
нормы подразделяются на регулятивные
и охранительные.
Регулятивные нормы направлены непосредственно
на регулирование общественных отношений
путем предоставления участникам прав
и возложения на них обязанностей. Основная
масса финансово-правовых норм является
регулятивной, так как финансовое право,
по существу, не является охранительной
отраслью права, а призвано, прежде всего,
отрегулировать определенную группу отношений,
т.е. закрепить их, упорядочить деятельность
субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным
финансово-правовым нормам, в частности,
относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие
порядок исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов безвестно отсутствующего
или недееспособного физического лица;
определяющие порядок установления и
использования льгот по налогам и сборам.
К охранительным финансово-правовым нормам
относятся нормы, которые предусматривают
применение мер государственного принуждения
за финансовые правонарушения. К охранительным
нормам, в частности, относятся нормы главы
16 Налогового кодекса РФ, в которой перечислены
составы налоговых правонарушений и финансовые
санкции.
Регулятивные финансово-правовые
нормы, в зависимости от их юридического
содержания и по способу воздействия на
участников финансовых отношений, подразделяются
на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие финансово-правовые
нормы устанавливают определенные права
и обязанности участников финансовых
отношений, требуют от них совершения
определенных положительных действий.
Например, нормы налогового права предписывают
субъектам налоговых отношений при наличии
определенных условий уплатить налог
в определенном размере и в определенный
срок. Органы власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления
обязаны строго по целевому назначению
использовать выделенные им из вышестоящего
бюджета денежные средства в форме субвенций.
Подавляющее
число норм финансового права носит обязывающий
характер, так как государство проводит
свою финансовую политику, используя метод
властных предписаний. В этом проявляется
основной, императивный метод финансово-правового
регулирования - метод властных предписаний.
Запрещающие финансово-правовые нормы
- это запрет на совершение каких-либо
действий, устанавливают обязанность
участников финансовых отношений воздержаться
от них. Так, запрещено придавать обратную
силу законодательным актам, ухудшающим
положение налогоплательщиков. Субъектам
РФ и органам местного самоуправления
запрещено устанавливать (вводить) налоги,
не предусмотренные федеральным законодательством
(ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено
введение других денежных знаков, кроме
рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному
банку РФ запрещено предоставлять кредиты
Правительству РФ для финансирования
бюджетного дефицита за исключением случаев,
когда это особо предусматривается законом
о федеральном бюджете.
Однако число запрещающих финансово-правовых
норм сравнительно невелико, что объясняется
тем, что при регулировании финансовых
отношений преобладают нормы обязывающего
характера. Предписывая совершение строго
определенных действий, они обычно исключают
необходимость специального установления
связанных с этими действиями запретов.
Но в некоторых случаях
в целях усиления гарантий прав участников
финансовых отношений, подчеркивания
особой важности соблюдения финансовой
дисциплины в какой-то области предусматриваются
запреты. В других случаях запрещающие
нормы определяют пределы дозволенных
действий. Например, закон запрещает определять
условия и порядок предоставления налоговых
льгот, носящих индивидуальный характер
(ст.56 НК РФ).
Управомочивающие финансово-правовые
нормы устанавливают права участников
финансовых отношений на совершение определенных
самостоятельных действий в предусмотренных
рамках. Они предоставляют возможность
принятия самостоятельных решений в области
финансов, но в строго установленных границах.
Такие нормы содержатся, например, в нормативных
актах, регулирующих кредитные отношения.
Существует два вида управомочивающих
финансово-правовых норм. Для первого
вида этих норм характерно, что возможность
их реализации (или нереализации) зависит
исключительно от воли субъектов финансового
права. Главным образом к таким субъектам
относятся налогоплательщики. Однако
в последние годы круг таких субъектов
расширяется.
Для второго вида управомочивающих
финансово-правовых норм характерно то,
что субъект права имеет определенную
свободу в выборе средств, времени и т.д.
реализации этой нормы, однако эта норма
в любом случае должна быть им реализована.
Речь идет здесь о финансово-правовых
нормах, закрепляющих компетенцию государственных
органов и органов местного самоуправления
через установление прав этих органов.
Например, нормы ст.31 Бюджетного Кодекса
РФ (далее БК) закрепляют принцип самостоятельности
бюджетов через права органов государственной
власти и местного самоуправления в области
бюджета. Эти права являются компетенционными,
а значит, они одновременно становятся
и обязанностями для данных органов.
Таким образом, и этим нормам
свойственна императивность, поскольку
не допускается выход за эти границы. Например,
представительные органы власти субъектов
РФ при введении региональных налогов
вправе решать вопросы, круг которых определен
федеральным законодательством о налоговых
льготах, о ставках налогов, сроках уплаты
и др. (ст.12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться
своей прибылью, но после выполнения обязанностей
по платежам в бюджет.
Управомочивающие финансово-правовые
нормы призваны развивать инициативу
в финансово-хозяйственной деятельности,
исходя из общегосударственных и региональных
задач. Поэтому их применение расширяется
в условиях перехода к рыночным отношениям
при усилении экономических рычагов регулирования
народного хозяйства. Это связано также
с повышением самостоятельности хозяйствующих
субъектов, органов власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления.
В зависимости от особенностей
предмета финансового регулирования финансово-правовые
нормы подразделяются на материальные
и процессуальные.
Материальные финансово-правовые нормы
закрепляют структуру бюджетной системы,
бюджетное устройство, виды и объем денежных
обязательств юридических и физических
лиц перед государством, определяют объем
и направление расходов государства, т.е.
закрепляют материальное, денежное содержание
юридических прав и обязанностей участников
финансовых правоотношений.
Процессуальные (процедурные)
финансово-правовые нормы устанавливают
порядок деятельности в области сбора,
распределения и использования государственных
денежных фондов (доходов). Так, законодатель
определяет бюджетный процесс как регламентируемую
законом деятельность законодательных
и исполнительных органов власти и органов
управления по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов разных
уровней. Процессуальные нормы содержатся
в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе
РФ.
В отличие от некоторых других
отраслей права финансовое право концентрирует
в единой совокупности материальные и
процессуальные нормы. Его разделы и институты,
как правило, в единстве представляют
материальные и процессуальные нормы.
Исключением является бюджетное право,
в котором от материальных норм довольно
четко обособляется совокупность норм,
регулирующих бюджетный процесс. Значительное
внимание формированию процессуальных
норм уделено в Налоговом кодексе РФ. Высокий
уровень разработанности и четкое соблюдение
процессуальных финансово-правовых норм
способствуют эффективности использования
механизма финансов, служат важной гарантией
реализации материальных прав и обязанностей
в области финансов в полном объеме, являются
необходимым условием формирования правового
государства.
Финансово-правовые нормы
могут быть классифицированы в зависимости
от того, какую операцию они выполняют
в процессе правового регулирования, т.е.
на чем они специализируются. В связи с
этим в науке выделяются так называемые
специализированные нормы. Они не являются
самостоятельной нормативной основой
для возникновения правоотношений, а как
бы присоединяются к регулятивным и охранительным
нормам. Существуют следующие виды специализированных
норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные);
оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции;
нормы-принципы.
Общие (общезакрепительные)
нормы в обобщенном виде фиксируют определенные
элементы регулируемых отношений. К ним
относится норма ст.2 НК РФ, определяющая
общие признаки отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах.
В нормах-дефинициях в обобщенном
виде закрепляются признаки какой-либо
финансово-правовой категории. Большое
число норм-дефиниций содержится в НК
РФ. В частности, такова норма ст.8 НК РФ,
закрепляющая понятие налога и сбора.
Такие же нормы содержатся в ст.6 БК РФ.
Ими определяются понятия бюджета, бюджетной
системы РФ, субвенции, дотации и т.д.
В нормах-принципах сформулированы
основные начала бюджетного, налогового
и другого законодательства, финансовой
деятельности тех или иных государственных
органов и органов местного самоуправления.
Такие нормы закреплены в ст.3 НК РФ, определяющей
основные начала законодательства о налогах
и сборах.
Особенности отношений,
составляющих предмет финансового регулирования,
обусловливают наличие в системе финансово-правовых
норм редкой разновидности норм - норм-расчетов,
которые представляют собой количественное
измерение объемов деятельности хозяйствующих
субъектов и уровня развития. Это связано
с денежным характером финансов, а значит,
с требованием счета и фиксации. Примером
норм-расчетов являются нормы законов
о бюджетах, содержащие числовые показатели
доходов и расходов бюджетов, государственного
долга и т.д.
Оперативные финансово-правовые нормы
определяют вступление в силу финансово-правовых
норм, отмену действующих, продление срока
их действия и т.д. Таковы, например, нормы
ст.1 и 2 ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской
Федерации" от 17 июля 1998 г.
Коллизионные финансово-правовые нормы
указывают на законы, порядок, которые
должны действовать именно в данном случае
(при наличии альтернатив). Например, коллизионной
является норма, содержащаяся в ст.7 ФЗ
"О введении в действие части первой
Налогового кодекса Российской Федерации.
Она сформулирована так: "Федеральные
законы и иные нормативные правовые акты,
действующие на территории Российской
Федерации и не вошедшие в перечень актов,
утративших силу, определенный статьей
2 настоящего Федерального закона, действуют
в части, не противоречащей части первой
Кодекса и подлежат приведению в соответствие
с частью первой Кодекса".
Заметное место в системе
финансово-правовых норм отводится рекомендательным
нормам. Рекомендательные нормы представляют
собой предложения конкретных органов,
обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее
часто такие нормы встречаются в ежегодно
принимаемых законах о бюджетах. В частности,
в законе о федеральном бюджете на тот
или иной финансовый год рекомендательные
нормы обращены, как правило, к органам
власти субъектов Федерации. Увеличение
числа рекомендательных норм в современных
условиях обусловлено проведением в жизнь
политики федерализма, реализацией курса
на финансовую децентрализацию, самостоятельность
бюджетов субъектов Федерации и местных
бюджетов.
Финансово-правовые нормы,
помимо всего отмеченного, классифицируются
по объему действия на общие и специальные.
Общими являются нормы, распространяющиеся
на целый ряд тех или иных отношений, а
специальными - нормы, распространяющиеся
на определенный вид отношений в пределах
данного рода.
К примеру, общими являются
нормы первой части НК РФ, распространяющиеся
на все налоговые отношения, а специальными
- нормы, регулирующие тот или иной вид
налогов, налоговых отношений.
По территории действия различают финансово-правовые
нормы, действующие: а) на всей территории
Российской Федерации; б) на территории
соответствующего субъекта Российской
Федерации; в) на территории соответствующего
муниципального образования. Соответственно,
первые содержатся в правовых актах представительных
и исполнительных органов власти федерального
уровня, вторые - в аналогичных правовых
актах субъектов Федерации, а третьи -
в правовых актах органов местного самоуправления.
По времени действия нормы
подразделяются на общие, которые устанавливаются
на неопределенное время, и временные,
которые установлены на определенный
срок.
Общие нормы, которых большинство в финансовом
праве, устанавливаются на неопределенный
срок действия и утрачивают силу в связи
с их отменой или изменением.
Временные нормы - это нормы,
установленные на определенный срок. К
временным финансово-правовым нормам
относятся, прежде всего, предписания
ежегодно принимаемых нормативных актов
о бюджетах на соответствующий финансовый
год. Эти нормы действуют, как правило,
в течение срока действия соответствующего
закона (или постановления органа местного
самоуправления) о бюджете на финансовый
год. Они содержатся в этих законах и постановлениях,
а также в обеспечивающих (конкретизирующих)
их нормативных актах.
Информация о работе Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды