Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:34, реферат
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
План:
1. Понятие и задачи нормативно-правовых актов…2
2.Виды нормативно-правовых актов…3
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц…4
Литература…7
План:
1. Понятие и задачи нормативно-правовых актов…2
2.Виды нормативно-правовых актов…3
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц…4
Литература…7
1. Понятие и задачи нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой - разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
б) представляет собой официальный письменный акт-документ;
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой.
Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием государства и выражением его воли.
С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:
а) компетентными органами государства;
б) в порядке делегированного законодательства;
в) в пороядке референдума.
Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов - индивидуальных юридических, а главное - от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.
Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права - как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.
2. Виды нормативно-правовых актов
Законы — это нормативно-правовые акты, принимаемые высшим представительным органом государства или непосредственно народом (на референдуме), обладающие высшей юридической силой, и регулирующие наиболее важные общественные отношения
Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархической системе всех нормативно-правовых актов.
Это проявляется в том, что:
В свою очередь все законы строго иерархичны, поэтому в федеративном государстве они выстраиваются в особую пирамиду, на вершине которой находятся конституционные или основные законы (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ); затем, соответственно, идут федеральные конституционные законы («О государственном гербе, гимне и флаге РФ», «О судебной системе РФ»); федеральные законы (кодексы, основы законодательства и др.); законы субъектов федерации, принимаемые по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и совместного ведения субъектов РФ и Федерации.
Все остальные нормативные акты являются подзаконными.
Подзаконные нормативно-правовые акты — это нормативные акты компетентных органов (организаций), изданные в соответствии с законами и им не противоречащие.
К таким актам относятся прежде всего указы и распоряжения Президента РФ, которые издаются им по наиболее важным вопросам общественного и государственного управления.
Указы могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми: указы Президента РФ нормативного характера — это решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов; указы Президента РФ индивидуального характера — это решения, не имеющие нормативного характера (например, решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, о награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании).
Распоряжения главы государства издаются, как правило, в рамках организационно-оперативного управления и играют роль вспомогательных средств в правовом регулировании какой-либо сферы общественных отношений. Помимо актов, которые издает глава государства, существуют следующие подзаконные нормативные акты:
3. Действие нормативно-правовых актов во времени,
в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативно-правовых актов во времени. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени выражаются в моменте их вступления в действие и прекращения их действия.
Нормативно-правовые акты вступают в действие со дня опубликования, со времени, указанного специально и по истечении определенного срока (как правило, через десять дней после официального опубликования).
Прекращение действия нормативно-правовых актов связывается с истечением заранее определенного срока (например, закон о бюджете государства действует ровно один год) либо с изменением обстоятельств, на которые конкретный нормативно-правовой акт был рассчитан. Вместе с тем, по общему правилу, большинство нормативно-правовых актов характеризуются бессрочностью их действия и теряет свою юридическую силу лишь в случаях прямой их официальной отмены, либо принятия нового акта, регулирующего данную сферу правоотношений.
В рамках вопроса о действии нормативно-правовых актов немаловажное значение имеют положения о так называемой обратной силе закона. Обычно вновь принятый нормативный акт, прекращая действие прежнего акта, обратной силы не имеет, то есть не распространяется на случаи, которые произошли до его принятия. Однако подобное категоричное правило характерно лишь для реализации норм, ухудшающих положение субъектов права, либо вводящих юридическую ответственность за ранее ненаказуемые деяния. Но и для этих случаев могут быть исключения, указываемые в самом нормативно-правовом акте. «Новые» нормы, смягчающие или устраняющие юридическую ответственность, распространяются на все ранее произошедшие случаи безусловно, без какого-либо особого указания закона.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются территорией государства.
При этом государственная территория подразумевается как:
В юридической науке территория государства рассматривается как единство следующих признаков и характеристик:
Наряду с критерием территориальности немаловажное значение имеет и критерий компетенции органа, издавшего тот или иной нормативно-правовой акт. Так, акты федеральных органов государственной власти действуют на всей территории государства, акты органов исполнительной власти субъектов федерации — только в рамках данного субъекта, а действие актов нормативного характера, принимаемых органами местного самоуправления, соответственно, еще уже и ограничено границами данного муниципального образования.
При рассмотрении территориальной сферы действия нормативно-правовых актов необходимо помнить о таком понятии, как экстерриториальность, то есть распространение действия нормативных актов за пределами государства (военные суда, территория дипломатических представительств и миссий за рубежом).
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц (физических и юридических), находящихся на территории государства, либо его отдельной части.
Отдельные нормативно-правовые акты направлены на регулирование правового положения строго определенных субъектов. В связи с этим рассматриваются следующие лица: граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, внутригосударственные, совместные, иностранные организации и др.
Закон запрещает иностранным гражданам занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности (в том числе и частной), находиться на государственной или муниципальной службе, запрещает вести трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Запрещено заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой. Имеются значительные ограничения в свободе передвижения (запрет посещения определенных территорий, организаций и объектов). Специальной гражданской правоспособностью обладают также и юридические лица с участием иностранцев. Например, коммерческие организации с долей иностранных граждан либо лиц без гражданства в уставном капитале более чем 50% земельными участками могут обладать лишь на праве аренды; также им запрещена приватизация помещений.
Литература:
1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
2. Общая теория
права: Учебник для
3. Основы права:
ответы на экзаменационные
4. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с. (Серия «Подготовка к экзамену»)
Информация о работе Нормативно-правовые акты понятие их виды и действие