Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..........................................................................................................................5
1. Нормативно-правовые акты как источник права: понятие и признаки.............5
2. Виды нормативно-правовых актов. Закон как особый вид нормативно-правовых актов............................................................................................................8
ГЛАВА II. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ.........................17
1. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.....17
2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.....................................20
3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.........................................22
4. Разрешение коллизий нормативно-правовых актов...........................................24
Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы......................................................................27

Файлы: 1 файл

весь курсач.docx

— 47.43 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение.......................................................................................................................3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..........................................................................................................................5

1. Нормативно-правовые акты  как источник права: понятие и признаки.............5

2. Виды нормативно-правовых  актов. Закон как особый вид  нормативно-правовых актов............................................................................................................8

ГЛАВА II. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ.........................17

1. Действие нормативно-правовых  актов во времени. Обратная сила закона.....17

2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.....................................20

3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.........................................22

4. Разрешение коллизий нормативно-правовых актов...........................................24

Заключение................................................................................................................26

Список использованной литературы......................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Действие нормативно-правового  акта - состояние реального функционирования предписаний закона в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга  лиц (граждан, организаций, государственных  органов).

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании  этого принципа встречается в  одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит  средневековым юристам, сделавшим  центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип  необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком  качестве он исключает развитие права.

Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и  пространстве. Связь правовой нормы  с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый  во времени и в пространстве. Каждая норма определяет, в каком месте  и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким  образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, поскольку явления, к  которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и  в определенное время.

Безусловная определённость имеется и в части действия закона в отношении круга лиц. По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений. Однако это не исключает случаев  распространения действия закона на отдельный, более узкий и специфичный, круг субъектов.

В пространстве и во времени  действуют также нормы морали, обычаи (имеющие и не имеющие юридический  характер) и некоторые другие нормы, но для них мы, как правило, не можем установить пространственные и временные границы. Поэтому  проблема выбора, например, между старым и новым обычаем практически  не существовала, а теоретически не может быть решена. Проблема же выбора между старым и новым законом, актом, изданным государством, имеет  большое и практическое, и теоретическое  значение.

Для закона мы можем, хотя это  не всегда просто, определить его начальную  и конечную границу во времени, территорию, на которой он действует, и лиц, которых  он касается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

1. Нормативно-правовой  акт как источник права: понятие  и признаки

 

Нормативно-правовой акт  – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Правотворчество – это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер

Нормативно-правовой акт  в Российской Федерации – России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативно-правовые акты, в отличие от других источников права, принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Кроме того, они составляются по правилам юридической техники. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и  юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты.

Иной подход к понятию  нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативно-правового акта как акта гетерономного, то есть несамостоятельного, и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом, нормативно-правовые акты – результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном  правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных  правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы  форм права. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в  советском, и в современном российском правоведении. Благодаря усилиям  ученых разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно  которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы.

Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования, так, например, законы Российской Федерации  – практически не разработанное  явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим  элементом законодательства, чаще рассматриваются  в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Подзаконные акты, а именно их система, пока изучены  не достаточно,  имеются лишь отдельные работы. Это в известной степени объясняется их изменчивостью, ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание.

Определения нормативного правового  акта за прошедшие последние сто  лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Основное свойство, через которое описывается данная форма права – нормативность. Подчеркивается его исключительная, практически неоспоримая легитимность, и защита со стороны государства.

Таким образом, можно выделить основные признаки нормативно-правовых актов, а именно:

  1. имеет письменную форму;
  2. имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов, – наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);
  3. обладает определенной юридической силой в зависимости от места акта в системе нормативно-правовых актов и уровня принявшего его органа;
  4. имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;
  5. имеет определенный предмет регулирования (то есть соответствующую сферу общественных отношений);
  6. действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом); 
  7. охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.); 
  8. входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами; 
  9. содержит правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован;
  10. подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний. 

Нормативно-правовой акт  устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Ему присущи письменная, строго документированная форма  и особый порядок принятия. Все  нормативные акты находятся между  собой в строгой иерархической  подчиненности. Достаточно часто в  качестве существенного признака называется предмет правового регулирования  нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид  общественных отношений, и неоднократное  применение.

Традиционно в качестве признака нормативного правового акта отмечается его связь с правотворчеством.  Он направлен на установление, изменение или отмену юридических норм, благодаря чему он выступает средством развития, изменения правовой системы.

 

2. Виды нормативно-правовых  актов. Закон как особый вид  нормативно-правовых актов

 

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным  основаниям:

  1. по юридической силе;
  2. по содержанию;
  3. по объему и характеру действия;
  4. субъектам, их издающим.

По юридической силе все  нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая  сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место  и значимость в общей системе  государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией  и практикой правотворчества  акты вышестоящих правотворческих  органов обладают более высокой  юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление  в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и  акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру  действия нормативно-правовые акты подразделяются:

  1. на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
  2. на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
  3. на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам  государственного правотворчества  нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  1. акты исполнительной власти (подзаконные акты);
  2. акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера)
  3. акты законодательной власти (законы).

Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные  акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и  не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

Информация о работе Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц