Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..........................................................................................................................5
1. Нормативно-правовые акты как источник права: понятие и признаки.............5
2. Виды нормативно-правовых актов. Закон как особый вид нормативно-правовых актов............................................................................................................8
ГЛАВА II. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ.........................17
1. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.....17
2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.....................................20
3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.........................................22
4. Разрешение коллизий нормативно-правовых актов...........................................24
Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы......................................................................27

Файлы: 1 файл

весь курсач.docx

— 47.43 Кб (Скачать)
  1. с истечением срока, на который он был принят (для временных актов);
  2. с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте);
  3. замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

Все остальные способы - способы  прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юридической  силы.

Действие правового акта во времени связано не только с  приобретением или утратой им юридической силы. Существует еще  несколько принципов, связанных  с периодической заменой одних  нормативных актов другими и  позволяющих прослеживать действие актов в “цепочке” взаимозаменяемости. Существуют такие понятия как  футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ульраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать). Для части правовых актов существует возможность фактического прекращения действия ввиду исчезновения предмета регулирования. Такие акты не теряют свою силу автоматически и должны быть отменены в установленном порядке законодателем.

По общему правилу закон  обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его  вступления в силу. На практике это  означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет  решать дело в соответствии с прежним  законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

  1. если указание на это имеется в самом акте;
  2. если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип  действия нормативно-правового акта во времени - "переживание закона", когда закон, утративший юридическую  силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование  некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента  вступления его в силу действует только "вперед": ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

Рассмотрим и такой  немаловажный фактор, как обратная сила закона. Итак, обратная сила закона есть распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).

По общему правилу, нормативный  правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях  под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие  до вступления их в силу.

Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие  до его издания, является исключением  из общего правила. В юридической  практике обратное действие закона может  иметь место в двух случаях:

  1. в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;
  2. если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет и, кроме того, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность  за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это  конституционное положение нашло  отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.

При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим  преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о  декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.

Положение об обратной силе нового, более мягкого или устраняющего преступность деяния уголовного закона распространяется также на лиц уже  осужденных и отбывающих наказание  по старому, более строгому закону. В этом случае, если новый закон  устраняет преступность деяния, то производство по делу прекращается в  любой стадии, в т.ч. и на стадии предварительного следствия. Если новый  закон смягчает наказание, то при  определении наказания суд должен руководствоваться этим законом.

 

2. Действие нормативно-правовых  актов в пространстве

 

В этом отношении руководствуются  принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его  действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой  издан данный акт.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными  пределами и действие его велений  не может выходить за эти пределы.

Под территорией государства  понимаются все пространственные объекты  внутри границ государства и находящиеся  под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство). Территорией  государства считаются также  военные суда в открытом море и  в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море, территории посольств.

В пространстве нормативные  правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий - например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип  действия нормативных правовых актов  не абсолютен. Некоторые из них могут  иметь экстерриториальный характер. Так, нормативные правовые акты, изданные на территории одного государства, могут  признаваться и действовать на территории другого, одной административно-территориальной  единицы на территории другой. Это  достигается путем заключения межгосударственных соглашений, либо принятием национального  законодательства, регулирующего вопросы  коллизий между нормами различных  частей государства.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания  нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта.

Из этого общего правила  есть исключения:

  1. лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения данной страны;
  2. иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства  должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное  действие акта заменяется действием  по лицам. Указанные субъекты находятся одновременно под пространственным действием иностранного права и личностным действием своего национального права. Здесь действует принцип - право следует за лицом".

С территориальными границами  действие нормативно-правовых актов  тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

 

3. Действие нормативно-правовых  актов по кругу лиц

 

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц есть применимость нормативно-правового акта к определенному кругу субъектов права, то есть определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица – это  граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также  внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальных, значит, в  РФ все граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся  на территории РФ, обязаны подчиняться  законам государства, в котором  они пребывают. В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.

Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу  лиц.

Во-первых, действующее уголовное  законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами  государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства  и привлеченный в этой стране к  уголовной ответственности после  отбывания наказания не освобождается  от наказания по российскому законодательству.

Во-вторых, действие нормативных  актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому  гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти  лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.

В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают  лица, обладающие различными правовыми  иммунитетами.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, а именно особенностями его  действия по предмету (а также и  в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Закон  о милиции главным образом  касается персонала (сотрудников) милиции. Законодательство о правовом положении  иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и  т.д. ограничивает свое действии в отношении  строго определенного круга лиц.

 

4. Разрешение коллизий  нормативно-правовых актов

 

Под коллизиями понимается расхождение отдельных норм права, регулирующими одни и те же, либо смежные общественные отношения, а 
также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и 
осуществления компетентными органами и должностными лицами своих 
полномочий.

Для действующего российского  законодательства вопрос о разрешении 
возникающих противоречий между отдельными нормативно-правовыми актами стоит особенно остро как по объективным, так и по субъективным причинам.

Экономическое, политическое, культурное, техническое развитие 
приводит к появлению принципиально новых общественных отношений и, как следствие, к фактическому устареванию действующих законов, а также к их замене новыми нормативно-правовыми актами.

Однако на определённом этапе  может возникнуть ситуация, когда  новые законы ещё не появились, а  действующие уже не соответствуют  сложившимся в обществе отношениям. Так, например, некоторые акты Союза  ССР, фактически утратившие свою актуальность, официально на сегодняшний день не отменены. В таких случаях юридические  коллизии практически неизбежны.

Информация о работе Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц