Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:33, курсовая работа
Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права.
Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..........................................................................................................................5
1. Нормативно-правовые акты как источник права: понятие и признаки.............5
2. Виды нормативно-правовых актов. Закон как особый вид нормативно-правовых актов............................................................................................................8
ГЛАВА II. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ.........................17
1. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.....17
2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.....................................20
3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.........................................22
4. Разрешение коллизий нормативно-правовых актов...........................................24
Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы......................................................................27
По своему содержанию подзаконные
акты, как правило, являются актами
различных органов
1. Общие подзаконные акты.
Это нормативно-правовые акты
общей компетенции, действие
К общим подзаконным актам
относятся нормотворческие
Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
2. Местные подзаконные
акты. Это нормативно-правовые акты
органов представительной и
3. Ведомственные нормативно-
4. Внутриорганизационные
подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые
акты, которые издаются различными
организациями для
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.
Акты судебной власти –
это решения судебных органов
приобретают нормативный
Правотворческие функции
судов формируются самой
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах свой компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (примером таких норм будут постановления Верховного суда).
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности, и принципов данной системы права.
И, наконец, рассмотрим третий,
особенный классификационный
Закон как источник права
существовал еще в самых
На современном этапе понятие «закон» является ключевым в российской правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует.
Рассматривая различные признаки закона необходимо учитывать современное его положение в системе источников права, признание за ним основной и наиболее совершенной (цивилизованной) формы выражения права, а также учет содержательных характеристик закона в рамках продекларированного Российской Федерацией курса на формирование правового государства.
Одним из первых и самых главных признаков закона является то, что он может быть принят только органами народного представительства (законодательными органами государственной власти) или непосредственно народом на референдуме (всенародном голосовании).
Вторым очень важным признаком закона является то, что он может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленным в Конституции или законе. Принятие закона в соответствии со строгой законодательной процедурой характерно для большинства современных государств парламентской демократии и называется законодательным процессом.
В части 2 статьи 4 федеральной
Конституции закреплено, что «Конституция
Российской Федерации и федеральные
законы имеют верховенство на всей
территории Российской Федерации». В
процитированной норме
Вместе с тем, будет
наиболее целесообразным в современных
условиях проводить различия в понятиях
«верховенство закона» и «
Третий признак понятия
закона состоит в том, что он регулирует
наиболее важные, значимые и стабильные
общественные отношения. Не все отношения,
входящие в сферу правового
Таким образом, именно в законах
осуществляется первичная регламентация
наиболее важных для общества и государства
отношений. По предметам исключительного
регулирования законом границы
регулирования федеральным
Помимо рассмотренных
признаков закона в научной литературе
указывается и целый ряд
В научной литературе также
идет дискуссия вокруг других признаков
закона («закон есть основной регулятор
поведения субъектов
Кроме того, из смысла целого ряда статей Конституции Российской Федерации вытекает еще один признак закона, а именно: закон служит основанием для разрешения конкретных дел в судебном порядке. Так, в соответствии со статьями 120 и 124 Конституции Российской Федерации судьи должны подчиняться только Конституции и федеральным законам. Все законы имеют прямое действие.
ГЛАВА II. ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
Закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении.
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:
Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом.
Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:
Информация о работе Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц